Авто Студенческий хэнд-мейд: «Лады» будут собирать практиканты

Студенческий хэнд-мейд: «Лады» будут собирать практиканты

АвтоВАЗ продолжает удивлять. Вы думаете, снова идет речь о деньгах и государственных субсидиях? Нет! На этот раз руководство автогиганта приняло решение на время летних отпусков пригласить на работу студентов вузов Самарской области. В управлении завода п

АвтоВАЗ продолжает удивлять. Вы думаете, снова идет речь о деньгах и государственных субсидиях? Нет! На этот раз руководство автогиганта приняло решение на время летних отпусков пригласить на работу студентов вузов Самарской области. В управлении завода посчитали, что молодые люди вполне справятся с работой, которую раньше выполняли ныне сокращенные специалисты и собирающиеся в отпуск рабочие.

Не секрет, что с вводом программы утилизации спрос на машины возрос, и сейчас на Волжском автозаводе не хватает рук. Причина тому – массовые увольнения опытных сотрудников, в том числе людей предпенсионного возраста, проведенные в прошлом году. Чтобы залатать кадровые дыры завод в спешке набирает специалистов: к июлю необходимо преодолеть дефицит продукции. А пока на АвтоВАЗе вводятся дополнительные смены, чтобы хоть как-то справиться с накалом страстей вокруг «Лады».

На данный момент более 150 тысяч заявок из 200 тысяч возможных легли на плечи АвтоВАЗа. Налицо явный просчет: проект анонсировали заранее, и этот его участник как никто другой был заинтересован в поддержке Минпромторга, а последний в общем-то для него и старался. То, что доступная (сейчас уже в гораздо меньшей степени), по сравнению с другими брендами-участниками, Lada станет лидером продаж, догадаться было не сложно. Тем не менее на заводе продолжались увольнения.

В результате за 2009 год и начало 2010 ряды сотрудников сократились почти на 28 тысяч человек. И началась дикая неразбериха: очереди на месяцы вперед, тяжелая финансовая ситуация, волна недовольств от дилеров и клиентов, отсутствие возмещений по скидкам от государства этим дилерам, а значит, и неуплата за купленные машины АвтоВАЗу. Плюс ко всему – просто нет специалистов, чтобы разрешить ситуацию с нехваткой машин. Пресс-служба завода и дилеры «Лады», пытаясь оправдаться перед клиентами, постоянно говорят о нехватке производственных мощностей. И загвоздка не в том, что выпускать нужное количество технически невозможно (за год завод может производить порядка миллиона машин), а потому, что возникают проблемы с поставщиками комплектующих, и главное – нет квалифицированного персонала, который поувольняли, а в нем-то вся мощь и оказалась! Летом из-за отпусков работников станет еще на три тысячи меньше.

Интересно, спасут ли положение учащиеся? «Мы приглашаем студентов, которые хотят подработать и набраться опыта, – сообщил «Российской газете» председатель профкома АвтоВАЗа Николай Карагин. – Студенты будут трудиться на АвтоВАЗе только на условиях срочных договоров, по окончании которых постоянная работа в компании им предлагаться не будет. Работа несложная, естественно, все студенты будут проинструктированы по технике безопасности».

Одно дело практика, когда студентам не доверяют ничего принципиально важного, стоят над душой, а иногда вовсе загружают никому не нужной работой, а тут – сборка автомобилей, механосборочные цеха и прочий «хай-тек»! Чуть где-то недокрутил, где-то перестарался – все, машина уже потенциально опасна. Как привить студенту, пришедшему на завод на два месяца, чувство ответственности, если его не могут воспитать и в постоянщиках? А между тем люди будут платить за автомобили вполне «взрослые» деньги... Может быть, ради собственной безопасности лучше вовсе не покупать такие машины?

«На самом деле конвейерная сборка не представляет собой ничего сложного, – поясняет руководитель одного из сервисных центров Игорь Девятов. – Здесь главное – отлаженный технологический процесс и контроль специалистов. А научиться такой работе труда не составит. Но важно, чтобы недочеты, если они появились, были обнаружены вовремя, и брак был исправлен, а не попал в продажи. Студентам вряд ли хватит собственных знаний и навыков, чтобы быстро и качественно оценить ситуацию, поэтому без профессионалов все равно не обойтись».

Хорошо, в профсоюзе говорят, что за студентами будут следить. Тогда зачем их вообще набирать? Надзор за тремя тысячами практикантов выключит из работы еще столько же специалистов. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение качество подготовки в вузах Самары, но в отсутствие практического опыта получить прямой допуск пусть даже не к самой тяжелой работе на автомобильном производстве – это серьезный уровень ответственности.

«Во время прохождения практики на предприятии именно на руководителе группы лежит большая ответственность, – поясняет профессор Валерий Костюченко. – Конечно, студентов допускают к разным видам работ, но за ними нужен постоянный контроль: с одной стороны, чтобы все делалось в соответствии с требованиями, с другой – чтобы сами практиканты соблюдали технику безопасности. В любом случае нужно понимать, что это еще не специалисты».

Сначала мы решили, что руководство АвтоВАЗа намерено привлечь дешевую рабочую силу, но в комментариях прессе заведующий отделом по вопросам труда и заработной платы официального профсоюза Волжского автозавода Андрей Голунов сразу открестился от возможности таких трактовок. Он пообещал, что студентам платить будут так же, как и штатным рабочим, со всеми премиями и поощрениями.

«В любом случае студентам нужно платить, чтобы с них спрос был, и они ответственность свою чувствовали, – считает начальник производства одного из инструментальных заводов УрФО Сергей Куляпин. – Иначе студенты просто отвлекают от работы специалистов и тормозят рабочий процесс».

Тогда почему бы не позвать профессионалов, тех, которых уволили? Оказывается, звали, но и тут оступились. Они предложили сокращенному персоналу поработать «сезонно» – три-четыре месяца. Практически никто не согласился, и такая реакция на чисто потребительский подход к делу не удивляет.

Пожалуй, одно из решений АвтоВАЗа, которое отвечает реальной ситуации на заводе, – это отказ от премий для топ-менеджеров. Было бы удивительно, если предприятие, сидящее на государственных бонусах и кредитах, ежегодно выплачивало бы многомиллионные поощрения управленческой верхушке. Как сказал Владимир Путин, «пока не за что».

В общем, новая инициатива Волжского автозавода вполне соответствует концепции, описанной в «Саге об АвтоВАЗе» Анатолием Лейрихом, который сотрудничал с этим предприятием на протяжении 18 лет: все до сих продолжают ждать от завода чуда, а получают чудеса...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем