Недвижимость Жить, где хочу

Жить, где хочу

В конце июня Конституционный суд огласил постановление, приравнявшее город и село к даче: если дом пригоден для постоянного проживания, отказывать в регистрационном штампе будет нельзя, пишет «Российская газета»...

В конце июня Конституционный суд огласил постановление, приравнявшее город и село к даче: если дом пригоден для постоянного проживания, отказывать в регистрационном штампе будет нельзя, пишет «Российская газета».

Прецедент возник из ситуации жителя Приозерского района Ленинградской области Анатолия Воробьева. «В 1988 году я уехал в США и, когда уезжал, сдал квартиру государству, такое тогда было положение. Прожил там 14 лет, а когда Ельцин издал указ, возвращающий гражданство тем, кто его был лишен, решил вернуться. Не стал просить у государства квартиру, которую сдал, а решил построить дом. Конечно, у меня есть временная регистрация в другом населенном пункте, за 110 километров от моего дома: там я получаю пенсию, там есть больница. А если получу регистрацию в своем доме, смогу пользоваться всем этим рядом, в Приозерске», – пояснил ситуацию Анатолий.

Мужчина неоднократно обращался в суды общей юрисдикции, но ему отказывали в регистрации. Пришлось Воробьеву просить помощи у Конституционного суда. В результате КС огласил постановление о проверке на соответствие Основному закону РФ абзац второй статьи первой Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» по жалобе Анатолия Воробьева. Норма проверку Конституцией не выдержала и в той части, в какой она служила препятствием для регистрации в жилых строениях, пригодных для постоянного проживания, на садовых земельных участках, отнесенных к землям сельхозначения, признана неконституционной.

«Тут речь идет не только о садоводах, – уточняет судья-докладчик Гадис Гаджиев, – это довольно большая категория граждан, которые избрали такой образ жизни. Некие анахореты, которые не хотят жить в городах и даже не хотят жить в поселках, они могут жить как фермеры в полях, могут жить в лесах, это наши кочующие северные народы – и эта категория людей, о которых надо заботиться». Судья-докладчик считает, что регистрировать их надо по месту нахождения, как капитанов дальнего плавания и моряков, – в порту приписки.

Два года назад, в апреле 2008 года, Конституционный суд уже принимал решение, разрешив регистрацию в домах на садовых земельных участках, находящихся в пределах населенных пунктов. Однако Госдума соответствующие поправки в законодательство так и не внесла. «Да, там было попроще, но ведь за пределами населенных пунктов есть такие фавелы, где живут люди разные – тут же и богатые большие дома, и фанерные садовые домики, но если государство разрешило там жить, то возникает вопрос регистрации. По сути, людей заставляли искать возможность зарегистрироваться фиктивно – это некая провокация и нарушение закона», – заявил Гадис Гаджиев.

Именно поэтому в нынешнем постановлении также ставится вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство. Однако в документе есть несколько новых правовых позиций, явно призванных снять предубеждение представителей органов власти против дачных жильцов. Во-первых, судьи КС настаивают, что регистрация на дачах «сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков» (они признают, что статус участка влияет и на правовой режим расположенного на нем недвижимого имущества).

Во-вторых, КС очень осторожно подошел к политическим последствиям превращения дачных поселков в полноценное жилье. В постановлении особо указывается, что подобная регистрация «не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта» и «не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур».

Людей сразу предупреждают, что обитать в глуши – это их выбор. Но для тех, кому такой вариант по душе, станет гораздо проще жить.

«В судебном порядке дачный дом признается жилым помещением, обычно в судах общей юрисдикции. После этого производится его регистрация, то есть строение оформляется в собственность, но важно, чтобы оно было в пределах конкретного населенного пункта. При этом в свидетельстве о регистрации должен быть полный адрес объекта: название улицы, номер дома и всего остальное. В случае когда условия соблюдены, то мы произведем регистрацию по месту жительства без проблем. Причем подобные случаи уже были в Тюмени, когда люди оформляли прописку на дачах, правда в пределах города», – разъяснили в УФМС по городу Тюмени.

И пока законодатели не поправят действующие нормы, июньское постановление и решение Конституционного суда от 2008 года являются действующим и общеобязательным документом для любого дачника, решившего получить регистрацию на своей фазенде.

Но если подобный прецедент и облегчает ситуацию многим, то при этом и развязывает руки. С одной стороны это массовая прописка гастарбайтеров, с другой, по мнению экспертов, – разрешение прописки на даче может спровоцировать рост цен на подобную недвижимость.

«Предпосылка к росту цен есть, потому что прописка потребует оформления строений в собственность, а также скорее всего последует расширение границ города, что скажется на стоимости подобной недвижимости, – поясняет аналитик рынка жилой недвижимости ЗАО «Ассоциация «АЛКО» Светлана Молодкина. – Но вы знаете, что процесс с пропиской, как и с дачной амнистией, длится уже не первый год, поэтому рост цен, скорее всего, будет с опозданием на год-полтора».

Фото: Фото с сайта Dimensionsguide.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем