В четверг, 28 сентября, в Тюмени горел памятник архитектуры конца XIX – начала ХХ вв – дом рыботорговца Петра Трофимова. Это один из самых заметных образцов тюменского деревянного зодчества, особняк мещанина, расположенный на улице Осипенко, 25. Дом на первый взгляд неприметен. Хоть он и охранялся, как памятник архитектуры, выглядел неухоженно. Его красота в деталях. Например, таких, как фигурные наличники на окнах, потолок в виде некоей пиктограммы. Примечательно и то, какие люди здесь жили. Какие тайны хранит разрушенный огнем особняк – 72.ru рассказали тюменские краеведы.
Чем так ценен сгоревший особняк Трофимова?
Особняк представлял ценность как один из немногих сохранившихся архитектурных ансамблей – усадеб конца XIX века. Доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Сергей Туров рассказал, что подобных объектов в Тюмени почти не осталось.
– Это была специализированная усадьба, заточенная под рыботорговлю, – объяснил Сергей Туров. – Скорее всего, ее владелец завозил сюда сырую рыбу, был одним из организаторов добычи рыбы на севере. Усадьба Трофимова предполагала специализированные помещения. Это соответствующие амбары, где занимались рыбопросушкой, засолкой, здесь явно была коптильня, амбар для хранения. Но из-за пожара, видимо, придется нам попрощаться с этим зданием навсегда.
Петр Трофимов, который жил в доме №25 на улице Осипенко, имел также усадьбу в Салехарде. Он покупал рыбу на севере и продавал ее в Тюмени и других городах. После революции больше о нем ничего не было известно. Жену его, Елену Трофимову, расстреляли на 60-м году жизни.
– Елена Трофимова родилась в 1878 году в Тюмени, была домохозяйкой, – рассказал корреспонденту 72.ru историк и краевед Александр Петрушин. – Арестована органами НКВД Тюмени 28 октября 1937 года. А в 1938 году расстреляна по решению особой комиссии.
Позже, в 1989 году, было признано, что убита Елена Трофимова безвинно. Жертвой НКВД она стала по сословному принципу, так как раньше считалась богатой.
Через несколько лет после того, как дом лишился настоящих хозяев, началась война. В то время, в 1941 году, в Тюмень группами эвакуировали жителей Москвы. Так, в доме №25 на улице Осипенко поселилась семья руководителей наркомата лесной промышленности. Они жили на втором этаже. А на первом этаже деревянной двухэтажки жила Александра Александровна Есенина, сестра поэта Сергея Есенина.
– Она тоже была эвакуирована с семьей из Москвы, прожила здесь три года, – рассказал Александр Петрушин. – Вот ее воспоминания: «В нашей семье девять детей, в живых остались трое. Старший Сергей, Екатерина и я. Когда Сергей умер, мне было 15 лет. Мне он посвятил стихи «Я красивых таких не видел», «Ты запой мне ту песню, что прежде»...».
Отдельного внимания заслуживает архитектура усадьбы. Это двухэтажный рубленый, обшитый тесом дом, шестистенок-крестовик. Он поставлен короткой стороной вдоль улицы и развернут вглубь двора. Здесь высокие окна с легкими закруглениями оконной рамы сверху и фигурными наличниками. Красоту опять же можно разглядеть в деталях – объемной резьбе на доме в виде распустившихся цветов и стилизованных листьев.
О причинах пожара и сгоревших особняках на Осипенко
Огонь разрушил крышу здания, а также второй этаж. Первый этаж пострадал от воды во время тушения. Подлежит ли он восстановлению, будут ли его реставрировать – пока неизвестно. Ущерб от пожара сейчас можно оценить по фото. Также известно, что собственником здания является администрация.
В МЧС сообщают: причиной пожара стало занесение открытого источника огня. Как рассказали в день происшествия очевидцы, скорее всего, это был поджог. Дом был расселен этой зимой. Последние жильцы собрали свои вещи и переехали в 2017 году. Электричеством там никто не пользовался. Но больше всего у тюменцев и ценителей архитектурных объектов вызывает подозрения то, что это уже второй за год дом на Осипенко, ставший жертвой пожара. 19 июля по соседству сгорел особняк купца Жернакова. Тогда причиной стало короткое замыкание. Самое обидное, что дом Жернакова был восстановлен на 90%. Все старания реставраторов пошли насмарку.
– Считаю, что в данном случае уже стоит говорить не о ценности отдельного строения, а о сохранности всей исторической улицы Осипенко. Это наша уникальная тюменская деревянная резьба, представленная разноликой колоритной усадебной застройкой. За короткий промежуток времени это не первый случай возгорания памятников архитектуры на одной и той же улице. И это при действующем органе, ответственном за сохранение нашего историко-культурного наследия, – выразила свое мнение по поводу произошедшего тюменский архитектор Екатерина Журавлева. – Я не утверждаю о намеренном поджоге, хотя эта печальная практика используется повсеместно на территории нашей страны. Этим вопросом должны заниматься компетентные органы. Однако, существующее положение вещей наталкивает на неприятные мысли. Сложно представить любое поколение без его истоков, без его истории. Тюменцам есть чем гордиться. Жаль только, что не все понимают таких очевидных вещей.
Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюмени. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/news_72ru.
Фото: Сергей Бушуев