Город Опубликован федеральный перечень школьных учебников

Опубликован федеральный перечень школьных учебников

Что такое хороший учебник, и какие шансы у него попасть в классы? Какие издательства имеют сегодня право выпускать учебную литературу? Сколько денег страна тратит на учебники для школы? Напомним: перечень – документ ежегодный...

Что такое хороший учебник, и какие шансы у него попасть в классы? Какие издательства имеют сегодня право выпускать учебную литературу? Сколько денег страна тратит на учебники для школы? Напомним: перечень – документ ежегодный. Минобрнауки выпускает его заранее, на год вперед, чтобы педагоги смогли изучить списки и спокойно выбрать нужные учебники. Причем, вот уже седьмой год в перечни попадают только учебники, прошедшие строжайшую двойную экспертизу: у специалистов Российской академии наук и у экспертов Российской академии образования.

Всего списков учебников, по которым нужно учить детей, четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные для школ коррекционных. Учебники для обычных школ – основной объем перечней. Их много и с каждым годом становится больше. Так, в 2010/11 учебном году школам предлагалось 1470 учебников, в прошлом – уже 1771. Нынешний же перечень размерами просто пугает: в нем 2499 книг! Зачем и откуда столько?

«Министерство не ограничивает количество учебников, – объясняет замдиректора департамента общего образования минобрнауки Светлана Тетерина. – А в нынешний перечень включены и 846 учебников для основной школы (пятые-девятые классы), сделанных уже под новые Федеральные государственные стандарты общего образования».

Здесь, с одной стороны, разгадка «пухлости» перечня, а с другой стороны – причина путаницы в нем. Приняты и вступили в силу новые стандарты для основной школы. Переходят на них не сразу. И сейчас в ходу два основных документа, которые на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент госстандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.

Это два разных документа, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация, по словам Тетериной, сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты. По каким учебникам из федерального перечня учить детей, определяет сама школа и учитель с учетом особенностей школы. К слову, если подсчитать, то получится не так уж и страшно – около восьми учебников в среднем на предмет в каждом классе.

Многим непонятно деление на рекомендованные и допущенные учебники. Здесь все проще. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.

Допустим, издательство выпустило учебники по конкретному предмету для всех классов одной ступени. Например, «Русский язык» под редакцией Панова для пятых-девятых классов. Все учебники такой линии по результатам экспертизы включаются в перечень рекомендованных. А если это единичный учебник или линия не завершена, то учебник включается в перечень допущенных.

В министерстве отмечают, что к ним не поступали жалобы на избыточный «вес» списка учебников. Как правило, учителя выбирают себе какую-то линейку изданий и пользуются ею из года в год.

«Я работаю по линейке Данилова и Косулиной, – говорит учитель истории московской школы №1073 Инга Амосова. – Учебники переизданы с шестого по девятый класс. Они соответствуют федеральному компоненту, по ним удобно работать, есть электронные пособия. Каждый год мы получаем бланк заказа, и каждый преподаватель выбирает, какие учебники из перечня ему нужны. Хотя большинство учебников по сути одинаковые, разница – в методической обработке. Для меня, например, важно, чтобы было грамотное соотношение содержательной части и заданий. Очень здорово, когда есть и приложение с историческими документами, которые помогают более глубоко проработать тему».

Возможно, и правда только дилетанту страшно смотреть на список учебников в 2,5 тысячи наименований. Учителя-то – люди в теме, знают, что им нужно. А вот родителям, которые захотят изучить перечень, возможно, придется сложновато. Между прочим, не так легко с нынешним перечнем справились и в экспертной комиссии РАН. Шутка ли: только по истории в перечне в общей сложности более 140 учебников – и это только для основной школы. По словам члена комиссии, начальника отдела по интеграции науки и образования РАН Сергея Сидоренко, количество учебников в перечне в этом году увеличилось еще и потому, что издательства получили сигнал из министерства: приоритетом для учебного процесса и, соответственно, для закупки будут книги, входящие в «линейку».

«И если раньше издательство выпускало, допустим, только учебники по русскому языку, математике и географии, то теперь оно нашло авторов и сделало линейку учебников по всем предметам, – поясняет Сидоренко. – Вот и имеем в перечне аж 27 учебников по физкультуре для начальной школы. Выбирай – не хочу. Хотя в принципе такая тенденция не так уж и плоха».

Несмотря на то, что экспертиза учебников работает уже далеко не первый год и многие издания проходят ее вовсе не впервые, до сих пор встречаются обидные ляпы в учебниках. Приходится отправлять на доработку. В этот раз «развернули» примерно 40 процентов книг.

«Принесли хороший учебник по физике, мы его знаем, он не первый раз у нас, а там масса атома указана неправильно. Минус в степени забыли. И так во всей книжке, – сокрушается Сидоренко. – Техническая ошибка, но очень обидная. Такие мелочи случаются часто. Отчасти поэтому я – за проверку и экспертизу не только оригинал-макетов, как сейчас, до печати, но и уже после издания учебника».

Получается, в том, что перечень «распух», виноваты не только новые стандарты образования, но еще и сами издательства. Рынок учебников – подвижный, тут, как и в любом бизнесе, кто медлит, тот теряет заказ. А он, кстати, немалый.

«Государственный заказ от Министерства образования и науки как таковой есть только на учебники для малочисленных народов Севера и для детей с отклонениями в развитии, – говорит гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. («Просвещение» вместе с десятком других издательств входит в список тех, кому Минобрнауки официально разрешило издавать учебники). – Остальные учебники в соответствии с законом еще 1997 года закупаются на деньги субъектов РФ: это региональные, муниципальные или школьные закупки. Если говорить о суммарном объеме средств, идущих на учебники, то, думаю, это порядка 2,5 миллиарда рублей».

Фото: Фото с сайта Ukrprojekt.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем