Бизнес Дмитрий Щукин, генеральный директор ОАО «Югорская лизинговая компания»: «Грамотная стратегия – залог успеха в привлечении инвестиций»

Дмитрий Щукин, генеральный директор ОАО «Югорская лизинговая компания»: «Грамотная стратегия – залог успеха в привлечении инвестиций»

" src=

На сегодня Югорская лизинговая компания – крупнейший лизинговый оператор на межрегиональном рынке. Компания присутствует в шести городах УрФО и СибФО, занимает в сегменте лизинга деревообработки и жилищно-коммунальной сферы лидирующие позиции. 25 июля 2007 года произведена выплата первого купонного дохода по облигациям серии 01 ООО «ЮЛК-Финанс» (SPV-компания ОАО «Югорская лизинговая компания»).

Генеральный директор ОАО «Югорская лизинговая компания» Дмитрий Щукин рассказал корреспонденту 72.ru об эмиссии облигаций, достижениях и планах компании.

– Дмитрий Геннадьевич, 25-го апреля впервые в Западной Сибири региональной лизинговой компанией был размещен облигационный заем в размере 1 миллиарда рублей. Почему было принято решение о привлечении инвестиций через облигационный заем, и на что направлены привлеченные средства?

– Югорская лизинговая компания работает на региональном рынке услуг лизинга свыше десяти лет. Осенью 2005 года совет директоров компании сделал вывод о необходимости создания стратегического плана развития предприятия на среднесрочную перспективу. В начале 2006 года стратегический план развития ОАО «Югорская лизинговая компания» до 2010 года был принят и утвержден. К концу 2010 года мы должны выйти на межрегиональный рынок лизинговых услуг и расширить сеть филиалов – центров продаж в Западной и Восточной Сибири, а также расширить специализацию и повысить компетенцию в предоставлении специализированного продукта малому и среднему бизнесу.

С одной стороны, на сегодня немного федеральных лизинговых компаний, а тем более региональных компаний, могут похвастаться наличием стратегического плана развития. Как правило, все лизинговые компании занимаются всем, финансируют всё, и в то же время основной портфель компаний состоит из лизинга легкового и грузового транспорта. С другой стороны, есть множество региональных средних и мелких лизинговых компаний, которые все чаще сдают позиции, отступая перед натиском крупных федеральных игроков, как правило, дочерних компаний больших федеральных банков или крупных производителей.

Причина отсутствия роста региональных компаний – отсутствие доступа к «длинным» и дешевым финансовым источникам для развития деятельности. В условиях существующего огромного потенциала рынка и постоянного роста портфеля лизинговых услуг в России ежегодно на 35% и выше региональным компаниям без поддержки партнеров – финансовых институтов – будет все сложнее работать и конкурировать на рынке. Интересным в развитии лизинговой отрасли является то, что в отличие от других, например, производственных сфер, лизинговая компания является инструментом и посредником между производителями услуг, товаров и инвесторами и в то же время лизинговая деятельность постоянно требует все большей подпитки инвестициями своей деятельности для осуществления новых проектов, так как портфель компании быстро амортизируется и есть необходимость постоянно его увеличивать.

– Как в таком случае ваша компания решила проблему роста?

– На протяжении десяти лет ОАО «Югорская лизинговая компания» работала над повышением корпоративной прозрачности и систем управления компанией, выработаны стандарты принятия решения о финансировании проектов, внедрены автоматизированные процессы деятельности всех подразделений компании.

Поэтому предпосылками решения выпуска облигационного займа ОАО «Югорская лизинговая компания» как региональной компании стали в первую очередь наличие последовательной стратегии развития, получение долгосрочного заемного капитала с рыночными ставками процента, увеличение портфеля договоров компании и расширение сети компании – открытие в 2006 году филиалов в Екатеринбурге и Омске, в 2007 году – в Томске, и высокие показатели роста малого и среднего бизнеса в регионе, как и в стране в целом.

Сегодняшние лимиты кредитования коммерческими банками, как правило, небольшие. Кроме этого у них короткий срок кредитования и только под проекты с высокими ставками, также необходимы в наличии свободные большие залоги.

Как правило, все это не всегда совместимо с ростом и развитием лизинговой компании, особенно региональной. Поэтому выход на рынки свободного заимствования и эмиссия собственных финансовых инструментов при наличии грамотной стратегии – это один из успешных путей привлечения инвестиций в лизинговую компанию, да и в любую другую отрасль.

Поэтому руководство компании и управляющая компания «ПАРТИКОМ» (компания, оказывающая управленческий консалтинг, и под ее управлением находится Югорская лизинговая компания) приняли решение о выпуске, и впервые в России региональная лизинговая компания разместила облигационный заем, средства которого направлены на выполнение стратегических задач компании.

Привлеченные средства частично направлены на реструктуризацию кредитного портфеля ОАО «Югорская лизинговая компания», а также на финансирование специализированных лизинговых проектов по поставке котельного оборудования и коммунальной техники, спецтехники для дорожного и жилищного строительства, грузопассажирского транспорта и финансирование лизинга недвижимости на территориях Тюменской, Свердловской, Омской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. В результате выпуска займа сумма ежемесячного финансирования проектов в целом по компании увеличена более чем на 40% по сравнению с аналогичными периодами.

Немаловажен и тот факт, что привлеченные компанией инвестиции направлены через механизм лизинга в экономику Тюменского региона на развитие малого и среднего бизнеса, жилищно-коммунального сектора, строительства дорог, жилья и объектов спортивного назначения.

Выпуск нашего займа показал, что многие компании в регионе при хорошей кредитоспособности и определенной прозрачности могут выходить на открытые финансовые рынки и свободно привлекать инвестиции.

Расскажите, что сделано компанией с момента выпуска займа?

– Уже сейчас можно говорить о том, что выпуск облигационного займа для компании является знаковым моментом. Первоначально планировалось половину средств направить на рефинансирование имеющихся дорогих и коротких кредитов, но с учетом того, что выпуск ценных бумаг сделал компанию еще прозрачнее и интереснее для инвесторов, а для крупных лизингополучателей и безопасней, часть наших кредиторов пошла на снижение процентных ставок и увеличение сроков по кредитам.

В связи с этим на сегодня увеличен и лимит финансирования компании со стороны Западно-Сибирского банка Сбербанка России – основного кредитного партнера компании, открыты кредитные линии ОАО «УРСА Банк», КБ «Кредитный Агропромбанк», ОАО Банк «Северная казна», рассматривается вопрос привлечения кредитов банка «Еврофинанс Моснарбанк», ВБРР и ряда других. Положительная работа с инвесторами и банками, десятилетний опыт работы позволяет компании чувствовать себя на региональном рынке достаточно уверенно.

Также произошло увеличение клиентов малого и среднего бизнеса, проекты которых при наличии определенных условий компания без задержек профинансирует, начиная от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Запущен пилотный проект «Блиц-лизинг», когда предприниматель без оценки его финансового состояния может приобрести в лизинг грузовик, самосвал и другую технику на самых выгодных условиях.

Реализован ряд специализированных для компании проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и малой энергетики по поставке модульного котельного оборудования и коммунальной техники в Омской, Свердловской и Тюменских областях, а это позволяет говорить о нас как о компании федерального уровня.

На сегодня заключены генеральные соглашения с поставщиками и производителями Урала и Сибири, что позволяет нам своевременно и по низким ценам поставлять оборудование и технику лизингополучателям.

Внедрена автоматизация работы компании 1С 8.0 Хомнет-Лизинг, дающая огромные возможности для экономического роста компании и позволяющая всем филиалам работать в единой системе, оперативно принимать решения и вести полноценный учет текущей деятельности.

Только эти шаги, которые мы сделали за 3-4 месяца в 2007 году, позволят компании не только скорректировать свои ближайшие планы, но и добиться больших результатов, чем предполагалось ранее, увеличить динамику финансирования новых проектов, тем самым умножить не только портфель действующих договоров, но и количество обслуживаемых клиентов и партнеров компании. Поэтому в текущем году компания планирует заключить новых договоров на общую сумму более 1,5 миллиардов рублей, увеличив долю присутствия на российском рынке.

– Как вы оцениваете перспективы развития рынка лизинга, и Югорской лизинговой компании в частности?

– Учитывая, что доля лизинга в ВВП развитых стран составляет 2-6%, а в России доля лизинга только приближается к нижнему показателю, мы рассчитываем на то, что прирост объема портфеля лизинговых компаний в 2007–2010 годах будет не меньше, чем в 2004–2006 годах, и составит не менее 40% в год, а в 2008 году и того больше.

Доля лизинга легкового транспорта будет постепенно уменьшаться, на сегодня это основное направление всех лизинговых компаний, при этом последние все жестче конкурируют по продуктам с банками и производителями. Крупные серьезные лизинговые операторы в этом направлении уже определены, но конкуренция приведет к тому, что появится оперативный лизинг автотранспорта.

В то же время значительно увеличится доля лизинга в деревообрабатывающей и лесозаготовительной отрасли, железнодорожном транспорте и авиации, энергетике, коммунальном хозяйстве и недвижимости.

Перспективы лизинга таковы, что на сегодня при отсутствии или незначительной пока конкуренции с иностранными операторами с их длинным дешевым капиталом большинство отраслей хозяйствования, таких как, например, ЖКХ и энергетика, еще не задействованы в сфере лизинга. Но огромный потенциал таких отраслей, острая необходимость в инвестициях и дальнейшее развитие и установление правил возврата инвестиций приведет к значительному перевооружению, а значит и к существенному росту рынка лизинга.

Если же говорить о Югорской лизинговой компании, то развитие и повышение компетенции в специализированных направлениях, увеличение портфеля сделок, увеличение числа стратегических финансовых инвесторов компании позволят компании идти в ногу с рынком.

Так, за полугодие сумма финансирования значительно превышает не только прошлогодний объем, но и плановый, а с учетом того, что размещение займа было произведено во II-м квартале 2007 года, более динамичного прироста показателей мы планируем добиться во II-м полугодии 2007 года. Это позволит значительно превысить финансово-экономические показатели деятельности компании и привлечь больший круг инвесторов и требуемые инвестиции в компанию.

С учетом среднесрочной стратегии компания планирует в ближайшее время разместить облигации серии 02, в приобретении которых могут поучаствовать западно-сибирские коммерческие банки и население.

– Каковы приоритетные направления развития вашей компании?

– Сегодня компания специализируется на перспективных направлениях: жилищно-коммунальное хозяйство и сфера малой энергетики, дорожное и жилищное строительство, грузоперевозки и предоставление в лизинг коммерческой недвижимости. С одной стороны, это отчасти связано со спецификой Тюменского региона, доминирующей отраслью которого является нефтегазовый сектор. Именно поэтому идет постоянное строительство и обновление дорожных покрытий, инфраструктуры добывающих предприятий. С другой стороны, мы не делаем акцент на лизинг легкового транспорта, которым занимается большинство лизинговых компаний в России, считая его лишь дополнительным инструментом основных направлений компании.

На сегодня компания участвует в программе правительства Тюменской области «Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса», в программе развития жилищно-коммунального комплекса Югры, в программе развития жилищно-коммунального комплекса Омской области. Заключено более 40 пилотных договоров по поставке коммунальной техники и модульного котельного оборудования. В процессе работы еще 60 договоров.

Развитие филиальной сети также является приоритетным направлением для компании, осенью 2007 года планируется открытие филиала в Томске, а также открытие представительств в Кургане и Тобольске. В ближайшее время совет директоров компании рассмотрит вопрос работы на рынке Казахстана, сегодня уже ведутся переговоры об открытии кредитных линий в банках республики Казахстан.

– По вашему мнению, составляющие успеха компании это…?

– Это четко выраженная последовательная и грамотная стратегия развития, профессиональная команда, индивидуальный подход к каждому клиенту, значительный опыт работы и сформированные традиции бизнеса – именно это приносит Югорской лизинговой компании хорошие результаты.

Справка: ОАО «Югорская лизинговая компания» входит в число предприятий под управлением управляющей компании «ПАРТИКОМ». Компания имеет сегодня статус крупнейшего лизингового оператора на межрегиональном рынке, присутствует в восьми городах России, занимает третье место среди лизинговых компаний Уральского региона и Западной Сибири («Эксперт Урал» №11 (274) от 19.03.07.). По состоянию на 01.07.07. лизинговый портфель составляет более 500 договоров, стоимость переданного и поставляемого в лизинг имущества – около двух миллиардов рублей, средства, приравненные к собственным, составляют более 500 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем