Авто Уверенность за рулем – это иллюзия

Уверенность за рулем – это иллюзия

Большинство водителей, уверенные в своем водительском мастерстве, пребывают в иллюзии безопасности и в критической ситуации, скорее всего, не смогут принять верного решения. Так считают специалисты по контраварийному вождению и выпускники Центра высшего..

Большинство водителей, уверенные в своем водительском мастерстве, пребывают в иллюзии безопасности и в критической ситуации, скорее всего, не смогут принять верного решения. Так считают специалисты по контраварийному вождению и выпускники Центра высшего водительского мастерства. На самом деле многие из нас ездят на скоростях, на которых не способны полностью держать ситуацию под контролем.

Относительно безопасно на дороге себя могут чувствовать лишь водители автомобилей спецслужб, высших чиновников и опытные автогонщики, прошедшие специальную подготовку (а вовсе не безбашенные юнцы, которые носятся по городу со страшным ревом и уверенностью, что на кого-то производят этим неизгладимое впечатление). Как известно, в Тюмени безаварийной езде учат в Тюменском центре высшего водительского мастерства, который в 2007 году открылся в автошколе РОСТО.

Этой осенью ТЦВВМ отметит два года своего существования. Работают в нем два человека – Сергей и Артем Прокопьевы, окончившие инструкторские курсы в Московском центре высшего водительского мастерства профессора Эрнеста Цыганкова, основателя методики, адаптированной для российских условий. Центр является региональным представительством цыганковской школы. Методики постоянно совершенствуются при поддержке кафедры экстремальных и прикладных видов спорта при Российском государственном университете физкультуры, спорта и туризма. В свое время они были разработаны для водителей членов Политбюро и почетного эскорта Кремля.

За первый год в центре прошли подготовку около 150 тюменцев. Для нашего города это неплохо, считает директор ТЦВВМ Сергей Прокопьев. «В Москве прием студентов идет сплошным потоком, – рассказывает Сергей. – Причем, никакой рекламы – информация распространяется по «сарафанному радио». Судя по всему, в последние годы все больше людей задумываются о своей безопасности за рулем. Возможно, в Тюмени со временем будет так же. Движение в нашем городе тоже достаточно интенсивное, погодные условия бывают сложные: весной и осенью – дожди, слякоть, зимой – гололед, сугробы. Так что необходимость в получении специфических навыков актуальна всегда».

Первый этап проводится в учебном классе на тренажерах. Здесь студенты обучаются правильной рулежке, осваивают теоретический базис контраварийного вождения. Второй и третий этапы подразумевают обучение на автодроме. К ним без прохождения тренажерной подготовки допуск закрыт. Второй этап проходит в летних условиях, третий – зимой. Курсант может выбрать любой из этапов по своему желанию. Стоимость обучения зимой на две тысячи рублей дороже, что вполне объяснимо – в это время года навыков экстремальной езды требуется больше, и обучение более сложное. Впрочем, и на идеально ровном сухом летнем асфальте важно уметь правильно войти поворот, объехать неожиданное препятствие или экстренно затормозить, сохранив при этом траекторию движения. Всего же существует более ста приемов экстренного вождения, помогающих принять правильное решение в нештатной ситуации, говорят специалисты.

«Существуют разные школы и методики, но только по системе Цыганкова можно оптимально «поставить» работу рук, – говорит Сергей Прокопьев. – Именно в этом компоненте водители очень часто совершают ошибки в нештатных ситуациях, что может привести к печальным последствиям». Как отмечает руководитель ТЦВВМ, водители, прошедшие обучение в автошколе, как правило, начинают ездить медленнее и спокойнее: «Когда человеку открываются его истинные способности за рулем, наступает прояснение. Большинство водителей уверены, что полностью контролируют ситуацию на дороге, хотя на самом деле находятся в этот момент на грани опасности. На своих занятиях мы показываем, как на самом деле легко переступить эту грань. Даже в безопасных условиях автодрома это производит впечатление на курсантов. И затем в реальных условиях они знают, как следует поступать, чтобы избежать подобных ситуаций».

Любой, кто сомневается в необходимости обучения в центре, может бесплатно пройти несложный тест на специальном тренажере. Суть в том, чтобы за минимальное время сделать определенное число оборотов рулевого колеса. Один цикл включает в себя пять оборотов в одну и пять оборотов в другую сторону. Сергей предложил мне попробовать. Пять циклов я совершил за 28 секунд, десять – за 51 секунду, то есть во второй половине упражнения мне удалось приноровиться и немного ускориться. Но этот результат выглядит позорным рядом с рекордами России и даже Тюмени. Лучшее время по стране – 10 циклов за 14 секунд.

Честно говоря, я не поверил, пока Сергей Прокопьев не показал мне, как быстро за счет правильной работы рук можно на самом деле крутить колесо в одну, а затем в другую сторону. Это упражнение может очень пригодится в реальной жизни, например, при объезде препятствия на большой скорости по ограниченной траектории (чтобы не уйти в канаву или быстро покинуть встречную полосу, по которой в этот момент несется фура). В Тюмени лучшие результаты тоже впечатляют: 20 секунд у мужчин и 24 секунды у женщин. Интересно, сколько нужно тренироваться, чтобы хотя бы приблизиться к таким секундам?

Кому-то покажется странным, что после обучения в автошколе и получения водительского удостоверения люди зачем-то идут в школу контраварийного вождения. Так и хочется спросить: а что, в автошколах их аварийному вождению учат? Однако современная дорожная обстановка с бешеным ритмом движения и крайне низким уровнем водительской культуры требует от человека за рулем более сложных навыков. А уровень обучения в автошколах уже давно подвергается серьезной критике.

Пока основы высшего водительского мастерства осваивают самые благоразумные и предусмотрительные. Но сдается, со временем мы придем к тому, что система Цыганкова и другие подобные методики контраварийного вождения станут обязательными для сдачи экзаменов на водительские права. Лично я только за: может быть, тогда можно будет спокойно, не озираясь, перейти улицу по пешеходному переходу на зеленый свет?

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем