Новый административный регламент, регулирующий служебные обязанности инспекторов ДПС, который вступит в силу с 1 сентября 2009 года, по сути лишает былых привилегий представителей дипмиссий, сотрудников прокуратуры, судебных органов и депутатов различных уровней. Об этом рассказал на сегодняшней пресс-конференции начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин.
Встреча как раз и была посвящена разъяснениям к новому административному регламенту. Подробности приказа МВД РФ, размещенные в «Российской газете», 72avto.ru уже публиковал месяц назад. Поэтому не будем подробно останавливаться на всех изменениях, приведем лишь некоторые любопытные нюансы, выяснившиеся в ходе пресс-конференции.
Это уже второй административный регламент, вступивший в действие в отношении служб ГИБДД в этом году: первый регулировал работу по регистрации и снятии с учета транспортных средств.
Благодаря его введению работа МРЭО стала намного эффективнее и удобнее для населения, отметил глава ГИБДД области: «Если раньше были очереди, посетители постоянно были недовольны, то теперь сотрудники отдела, руководствуясь регламентом, тратят на снятие автомобиля с учета не более двух часов», – отмечает Геннадий Дмитриевич. Таким же образом резко снизит количество спорных ситуаций и конфликтов и нынешний регламент, касающийся действий инспекторов на дорогах. «Пункты регламента доведены до всех сотрудников на местах, мы готовы начать работу в новых условиях», – заверил Геннадий Дмитриевич.
Главное определение, содержащееся в регламенте: инспектор должен быть предельно вежливым и тактичным в общении с водителем. Кроме того, прописано, что право составлять административный материал имеет лишь тот наряд ДПС, который по расстановке ведет патрулирование на этом маршруте. Если нарушителя остановил сотрудник милиции, который не несет службу в этом районе, либо вообще в нерабочее время, он обязан составить рапорт и передать нарушителя соответствующему наряду дорожно-патрульной службы. Если вы подозреваете, что вас остановил инспектор, решивший, как выразились сами руководители ГИБДД, «подхалтурить», вы можете обратиться с жалобой в управление ГИБДД по телефонам дежурной части или телефону доверия ГИБДД.
«Естественно, мы осуществляем меры контроля за личным составом, которые прописаны в наших внутренних документах, – отметил и.о. командира полка ДПС ГИБДД по г. Тюмени Сергей Скоробогатов. – Кроме того, все наряды города снабжены системой GPS и дежурный имеет возможность проследить за перемещениями всех экипажей. Если наряд отклоняется от маршрута, дежурный запрашивает информацию о причинах».
Также с 1 сентября сотрудник ДПС может на месте составить административный материал в отношении водителя общественного транспорта, а не на конечной остановке, как это было раньше. «Очевидно, что это вызовет волну жалоб пассажиров, – предрекает Геннадий Лоточкин. – Однако это продиктовано вопросами безопасности. Если на месте выяснится, что транспортное средство неисправно, водитель будет отстранен, а пассажирам придется пересесть в другой автобус».
Наверняка удовлетворение обычным гражданам принесет новость о том, что новый регламент позволяет инспектору останавливать и составлять административные материалы в отношении консулов, депутатов, сотрудников прокуратуры и судов. «Сотрудник ДПС должен записать номер удостоверения чиновника и проверить через дежурную часть его подлинность и правомочность выдачи, – отметил Геннадий Лоточкин. – Материалы о правонарушении направляются по месту работы чиновника». Таким образом, «крутые корочки» отныне не являются ограничением для исполнения инспектором ГИБДД его служебных обязанностей. Если дипломат или депутат будут уличены в вождении в нетрезвом состоянии, в отношении них, как и любого другого гражданина, составляется протокол и дело направляется в суд. При этом автомобиль эвакуируется на штрафстоянку (исключение составляет авто дипломата – оно будет отправлено в консульство).
Как все будет на самом деле – покажет время. Не будет ничего удивительного, если высокопоставленные чиновники, попав в подобную ситуацию, попытаются оказать давление на сотрудника ДПС и использовать административный ресурс, чтобы не только избежать наказания, но и «прищучить» принципиального инспектора. Кто-то уже ехидно восклицает: «Ну-ну, посмотрим, как они будут прокуроров и судей штрафовать». И все же будем надеяться, закон восторжествует.
Отныне четко прописано в регламенте и расположение патрульного автомобиля во время несения службы на загородной трассе: на просматриваемом участке передней частью к дороге. Это позволит избежать ситуаций, когда инспекторы сознательно прячут проблесковые маячки и цветографическую окраску, устанавливая автомобиль по ходу движения и открывая багажник. При этом регламентом не запрещается использовать укрытия для размещения приборов видеофиксации.
Глава ГИБДД области отметил, что уже сейчас общение сотрудников ГИБДД и участников движения стало более мирным: так, по сравнению с 2008 годом число жалоб от населения уменьшилось на 40-45%. Геннадий Лоточкин связывает это с более четкой работой с документами, введением алкотестеров и приборов видеофиксации. Новый кодекс только поспособствует улучшению отношения граждан к работе инспекторского состава.
Очевидно, что на освоение регламента у ГИБДД уйдет какое-то время: документ представляет собой брошюру объемом около 80 страниц. И научиться неукоснительно выполнять все его требования инспекторы за один день не смогут. Поэтому Геннадий Лоточкин предложил журналистам через несколько недель встретиться снова, чтобы обсудить актуальные вопросы, которые возникнут после 1 сентября.
В заключении Геннадий Лоточкин отклонился от темы и в очередной раз обратился ко всем водителям в преддверии 1 сентября быть очень внимательными и осторожными к маленьким пешеходам, включать фары во время движения по городу. Напомним, по всей России проходит акция «Внимание! Дети!», которая продлится до 14 сентября.