С наступлением относительно теплых дней началось время путешествий. Кто-то отправляется на юг, а кто-то за границу. Тюменская команда из OldMotors собралась в конце апреля и поехала на ретроавтомобилях колесить по Уралу, Поволжью и центральной части России. Где именно они были, на чем ездили и как прошел их автотур, рассказала Мария Сальникова, вице-президент тюменского клуба. Их путешествие публикуем в формате дневника, который они вели на протяжении всей поездки: один день — одна запись. Далее — от первого лица.
Про маршрут, ожидания и подготовку
Мы объездили Урал и ближайшие точки. Несколько раз были в Казани, поэтому хотелось подальше. Решено было зацепить Золотое кольцо, тем более что наш одноклубник несколько раз посещал и советовал Вологду.
Мы ожидали хорошую погоду, но этот май нас подвел. А что касается маршрута, то ожидали древние города, интересную архитектуру и непривычную природу.
Каждый подготовил свою машину, проверил и доработал ее. Покупали резину и прочее. Но предусмотреть всё невозможно, поэтому поломки были. Но ничего серьезного не произошло, всё работало. Все машины показали себя хорошо.
За семь месяцев до поездки составили маршрут и согласовали его. Девушки с января занимались бронированием жилья на 20 человек, что было непросто из-за праздников.
За две недели мы проехали 4820 километров и 12 регионов. Наш маршрут был таким: Тюмень — Екатеринбург — Ижевск — Казань — Нижний Новгород — Кострома — Ярославль — Вологда — Шарья — Киров — Пермь — Тюмень.
Путь мы проделывали на этих автомобилях: ГАЗ 2410 «Чудовище»; VW Kaefer «Жук», ГАЗ 2402 «Сарай», Audi 100, ВАЗ 2102, ГАЗ 24, ГАЗ 24 «Авантюра», Toyota Crown.
27 апреля. Тюмень — Екатеринбург ~310 км
Самый суматошный и сумбурный день. Все выезжают в разное время, едем группами. Дорога до Екатеринбурга хорошеет с каждым месяцем, добрались успешно. Поужинали с нашими екатеринбургскими экипажами и спать. Ведь выезд в семь утра.
28 апреля. День второй. Екатеринбург — Ижевск ~ 700 км
День в основном транзитный. Гнали от Екатеринбурга до Ижевска. Дорога местами идеальная. Местами — аттракцион «увернись от ямы». Попутно устраняли мелкие проблемы.
В целом всё прошло гладко. В прошлые разы гоняли через Воткинск, сейчас решили через Чайковский. Впечатлил. Шлюзы для судов, водохранилище, старые корабли на верфи — ухх. Очень красиво.
Прибыли в Ижевск глубоко под вечер. Глянули набережную, пробежались по барам и на боковую — перегон был утомительный. Завтра в Казань.
29 апреля. День третий. Ижевск — Казань ~ 380 км
Сегодняшний день мы начали с не особо раннего подъема, после которого был совсем не тяжелый прогон примерно на 380 километров.
Дорога местами 10/10 по шкале Кирова, но стоило добраться до границы Татарстана, как на землю (точнее — на асфальт) спустилась Божия благодать. Один минус — Удмуртия не давала ни малейшего шанса уснуть, ибо чуток проморгал — и у тебя нет колеса, подвески, целей на ближайшую неделю и радости в жизни. Тут же очень клонило в сон. Дорога ровная, монотонная. Изредка из царства Морфея резко выдергивала какая-нибудь фура, совершающая «обгон любой ценой». И вот ты уже бодрый, но на обочине. Добрались до Казани довольно быстро.
В Казани нас встретило местное сообщество ретроводов, помогли решить проблему с отпавшей педалью газа на «Двойке». Низкий поклон товарищам. Вечером гуляем, отдыхаем и смотрим прекрасный город.
30 апреля. День четвертый. Казань — Нижний Новгород ~ 400 км
Сегодня немного расскажем, как мы через все невзгоды добрались до Нижнего Новгорода, где будем находиться еще два с небольшим дня.
День начался прекрасно: немного погуляли по Казани, сделали общую фоточку, получили от местного «жуковода» Михаила важный дар — уплотнители шахт толкателей. Затем мимо Храма всех религий двинули в сторону Нижнего Новгорода. В целом перегон планировался лайтовый, с заездом в Чебоксары и еще одно красивое местечко, но всё пошло немного не так. Сначала долго чинили «Двойку» (дольше за запчастями ездили, пожалуй), потом задымился «Жук» (оказалось, не стоит забывать емкости с маслом там, где не следует), потом были ремонты на трассе и внезапные пробки.
К Нижнему мы уже приехали в темноте и под дождем. Веселья добавила проверка документов у всей колонны. В общем, весьма уставшие и немного обозленные, мы добрались до места ночевки, где в дело пошли все методы расслабления, и команда приободрились. Выяснилось, что у местного ретросообщества открытие сезона, куда мы собираемся отправиться. Будем изучать Нижний, ждите новостей.
1 мая. День пятый. Нижний Новгород ~ 100 км
Нижний Новгород встретил нас открытием ретросезона, организованным нашим братом по гаечному ключу Дмитрием, Alesccaput Gorky Retro Garage. Сходка оказалась вполне масштабной и разнообразной. Но самое главное — там было целых четыре (!) «Сарая». Никогда еще не видели такое сборище автомобилей повышенной вместимости.
После прохвата по городу мы выдвинулись в легендарный музей Горьковского автомобильного завода. Подглядели там передовые разработки космического века, пожалели, что многие из них так и не увидели массового производства, пощупали новую «Газель» и сфоткались на фоне проходной завода, откуда наши ведерки выехали много десятилетий назад.
А завершился вечер, пожалуй, одним из самых восхитительных закатов, которые только можно посмотреть в наших городах. Вид, который открывается с обзорной площадки Нижегородского Кремля, захватывает дух. Слияние Оки и Волги, озаренное розовой дорожкой света уходящего дня, навсегда останется в наших сердечках.
2 мая. День шестой. Нижний Новгород ~ 100 км
В этот малопогожий день OldMotors рассыпался на группы и побрел смотреть разноплановые красоты Нижнего Новгорода. Кто-то посмотрел паровозы, кто-то центральные улицы, ну а кто-то отведал диковинные блюда классической русской кухни.
Вечером все собрались в чате, и, пока варился бульон из OldMotors, рассказывали и показывали, что посмотрели. День был хороший.
3 мая. День седьмой. Нижний Новгород — Судиславль — Кострома ~ 400 км
Попрощались с Нижним Новгородом и через Ивановскую область попали в Кострому. Миновали много мелких городков. Через Юрьевец и Кинешму проехали.
А в Судиславле сделали остановку. Полюбовались природой (на фото всё зеленеет, но по факту температура утром была около нуля), получили удовольствие от тихих районных дорог, вечером успели изрядно погулять по Костроме и увидели очередной восхитительный закат на Волге.
Древний город понравился всем.
4 мая. День восьмой. Кострома — Ярославль ~ 100 км
Утро в Костроме подарило нам солнечную погоду и шикарные виды древнего города. Здесь был букет из восхитительной архитектуры, ярмарки антиквариата и посещения Ипатьевского монастыря. Виды повидали, антиквариат прикупили, монастырь успешно посетили. Осталось легкое чувство ненасыщености. Хотелось бы провести здесь чуточку больше времени, но дорога не ждет.
Путь в Ярославль не далек, но замысловат. В городе, по понятным причинам, нет сигнала GPS, потому дорогу к ночлегу искали по старинке — по картам.
Приятная база отдыха «Дип Дача» дала нам теплое костровище, казан для плова и место для небольшого ТО.
Сами спать будем сладко, и вам желаем!
5 мая. День девятый. Ярославль — Вологда ~ 220 км
Утро девятого дня мы провели за прогулкой по столице Золотого кольца России. Ярославль порадовал своей архитектурой, шикарными видами со стрелки и величественным звоном колоколов. Портила впечатления только на редкость гадкая погода.
В итоге мы спрятались от нее в замечательном заведении русской кухни «Смородина», после вкусного обеда нашли по карте свои драндулеты и двинули в сторону Вологды с короткой остановкой в «Спортмастере» за теплыми вещами.
Уже под вечер мы заехали в тихую воскресную Вологду.
6 мая. День десятый. Вологда ~ 0 км
Первое утро в Вологде согревало наши продрогшие тела энергичной прогулкой по красотам компактного города. Дневная температура от +3 до +5 градусов на максимуме не помешала набрать 13,5 километра пешими прогулками.
Наш личный гид Максим провел экскурсию по восхитительному деревянному зодчеству и прочей дендроархитектуре. Вологодское зодчество — это фигурная резьба наличников и стропильной части, а также уютные балкончики над входом. Самый старый деревянный дом — 1780 года постройки. Среди каменных зданий можно встретить и выстроенные в XVI веке; сама же Вологда — ровесница Москвы — 1147 год.
Вечер прошел за блюдами традиционной русской кухни. Было хорошо и уютно.
Вообще Вологда — такая уютная. Что-то здесь глубоко трогает душу русского человека за разные места.
7 мая. День 11. Вологда ~ 40 км
В рамках нашего Гранд-тура, он же — майский трип клуба OldMotors, посетили «Приют старой техники в Бурцево». Вологжанин Артём Манчутин давно, добровольно и прочно связал свою жизнь со старой техникой (как и мы), но в несравненно больших масштабах. Конкретно сегодня в «Приюте старой техники в Бурцево» — несколько десятков автомобилей, включая грузовики, автобусы и даже один троллейбус (!). Всего же через руки Артёма успели пройти несколько сотен машин.
Приятной неожиданностью стало обилие по-настоящему редких экспонатов. Те самые автобусы из детства — ЛиАЗ-677М (быстренько вспомните фирменный «звон бутылок», издаваемый его трансмиссией), ПАЗ-672М, нарядный Ikarus-256.21H, скромняга КАвЗ-685. Троллейбусы Skoda и сейчас работают на маршрутах Вологды, а один уже успел занять место в собрании Артёма. Среди легковых авто — немало редких «европейцев» и «американцев»: пусть не все из них культовые, но оттого не менее интересные. Родная советская техника тоже представлена не банальными машинами.
Сложно в точности сказать, сколько всего коллекций нашли свой приют в Бурцеве. Автомобильные номера, аншлаги общественного транспорта, уличные указатели и таблички, эмблемы и маскоты, автомобильные магнитолы — рассматривать эти редкости можно на протяжении нескольких часов. Мы рады знакомству с Артёмом и всегда готовы увидеть его у себя в гостях.
После посещения этого храма ретротехники мы прокатились по еще нескольким знаковым экспонатам деревянного зодчества Вологды и покормили хлебушком несколько популяций пернатых.
День прошел на расслабоне, все были в предвкушении изнуряющей дороги домой.
8 мая. День 12. Вологда — Буй — Шарья ~ 470 км
И вот на 12-й день мы застегнули чемоданы и полетели в сторону дома. По прогнозам ожидалась дорога на 10–12 часов, но тут Наташке в личку нашептали, где можно славно срезать, и в Шарью мы приехали засветло.
По пути заплыли за славный город Буй, получили выговор за фотографию памятника тепловоза ЧМЭ3 на красивом вокзале, поводили хоботом по Галичу и приземлились в Ветлуге, что близ Шарьи.
9 мая. День 13. Шарья — Киров ~ 305 км
Мы, проснувшись рано по утру, дружно выдвинулись в сторону Кирова. Еще с утра слегка настораживал легкий снег, падающий с небес. В пути местами он превращался в капитальный снегопад или град. Впрочем, на езду это особо не повлияло, и чуть после обеда мы были в Кирове.
Старый знакомый весело встретил нас напитками, закусками и своей шикарной набережной. Забежали в музей космонавтики, но не впечатлились. Тем не менее холод становился крепче, и мы раньше обычного отправились отдыхать, чтобы с утра пораньше двинуть в тепло, в Сибирь.
10 мая. День 14. Киров — Пермь ~ 492 км
Безмолвие и белоснежные улицы — вот что увидели мы из окна гостиницы в Кирове. Безмолвие, потому что встали рано ввиду долгого перегона. Ну а снег — наш извечный спутник в этом майском трипе.
В течение дня пробирались сквозь шквалистый ветер, лавируя между ямами.
Спустя пару часов после выезда захандрил «Сарай», перестали включаться передачи. По счастливой случайности это произошло в 500 метрах от базы знакомого Максима, куда и завернули, чтобы поменять ГЦС (главный цилиндр сцепления) не под снегом, а на яме и под крышей. Знакомый, кстати, оказался двукратным чемпионом мира по ледовому спидвею — Владимир Лумпов
Вечером, успев к жарко натопленной бане, финишировали на окраине Перми.
11 мая. День 15. Пермь — Тюмень ~ 835 км
Последний день трипа был «доездингом» до дома. Утро в Перми, естественно, встретило снегом на машинах, когда увидели, не особо и удивились. Чтобы не стоять в пробках на Пермской трассе, приняли коллективное решение уйти на Нижний Тагил. Не то что бы это стало ошибкой, но постоять в пробке всё равно пришлось, только в другом месте и по иной причине. Из-за того что грузовики не смогли взять подъем, движение временно остановили. К счастью, дорожные службы быстро посыпали песком проезжую часть и движение возобновилось.
На всех наших машинах уже летняя резина, поскольку апрель был теплым, а это значило, что перевал мы проходили довольно медленно. Что ж, мы не расстроились, было проще наблюдать окружающую красоту. Снег был практически новогодним.
Спустя 350 километров от Перми снег кончился, и прогресс пошел веселее. В Тюмени, как оказалось, вообще выше нуля и даже есть зелень.
В целом день прошел без критических сюрпризов. В 23:00 финишировали возле стелы «Тюмень». По традиции обнялись, сфоткались и распрощались.
Вместо итогов
Наверное, у каждого свой топ любимых мест. И мы даже обсуждали его. Немного разное впечатление у ребят. Но можно сказать, что всех впечатлила Кострома. Она очень милая и туристическая.
Кому-то больше понравился Нижний Новгород, кому-то — Вологда. Но однозначно можно сказать, что совместные посиделки — особенно загородом — одна из любимых вещей в путешествии.
Разочаровали погода и то, что не удалось увидеть больше природных мест. Маршрут получился городским, хотя обычно мы посещаем много природных достопримечательностей.
Куда тюменцы ездят отдыхать или переезжают жить?
А вы путешествовали этой весной или в начале лета?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.