Страна и мир мнение Тюменец месяц провел в тундре Якутии и заплатил за это 140 тысяч

Тюменец месяц провел в тундре Якутии и заплатил за это 140 тысяч

Вадим Конышев вместе с соратниками прошел 160 километров по тундре

Тюменец почти месяц путешествовал по Якутии

Дальний Восток — необъятен и прекрасен. Это завораживающее место привлекает туристов. Туда едут, чтобы буквально оказаться на краю света и посмотреть на нетипичные места для других российских регионов. Тюменец Вадим Конышев в августе посетил Якутию. Там он провел месяц с другими любителями туристических походов без сети и в природном умиротворении. Далее — его рассказ от первого лица.

Туда, куда почти не ступала нога человека

Каменные города Сундуруна — это третья из четырех и самая длительная (почти месяц) часть большой водно-моторной экспедиции. Это место примечательно огромным количеством уникальных комплексов останцев, образующих целые города. Оно находится в системе хребта Сис-Тас на севере Якутии. Добраться туда крайне сложно — надо по Индигирке выйти в Восточно-Сибирское море и примерно через 45 километров зайти в устье реки Сундуруна. Вверх по реке подняться порядка 100 километров и оттуда примерно полтора дня пешком до места. Туда трудно добраться. Может быть, человек 100–200 там были.

Вот такой маршрут
До Якутии Вадим вместе с дочерью добирался из Екатеринбурга

Такие же есть на Северном Урале — Маньпупунёр на территории Печоро-Илычского заповедника в Республике Коми. Но их там буквально восемь штук, отдельно стоящих друг от друга.

Своим ходом

Похоже, мы первая туристская группа, попавшая туда своим ходом. Пока в это место возят пейзажных фотографов, пару групп в год, человек по 10, за немалые деньги. И задействованы в этом катера, вездеходы и проводники. Но самоорганизованный турпоход — лучше. Ни в какие рамки не помещен, можешь спокойно передвигаться. Ко времени никак не привязаны. Могли остановиться, отдохнуть. Если была непогода — переждать. Если хорошая погода, то пройти дальше. Плюс по деньгам выходит тоже дешевле.

Самая затратная часть — билеты — порядка 100 тысяч рублей на одного человека. На остальные нужды ушло около 35–40 тысяч рублей. Мы — люди все опытные. Много путешествуем по России, причем по отдаленным и интересным местам. В прошлом году были на озере Джека Лондона в Магаданской области. Посещали Камчатку.

Поселок городского типа Чокурдах

Большинству участников — за 50 лет, с богатым походным опытом. Каждый знает, как действовать в случае чего. Даже если в самом крайнем варианте, если бы что-то случилось с катамараном, мы бы пешком пошли в сторону Чокурдаха. Шли бы месяц, но всё равно бы дошли. У нас бывали и более сложные походы, и ситуации.

Физически мы всегда готовимся. Я занимаюсь спортивным ориентированием. Ребята часто ходят в походы. Если брать пеший поход, то он был несложным в физическом плане. В общем объеме прошли 150–160 километров. Просто гуляли по 20 километров в день. Рюкзак несильно тяжелый — 25 килограммов. Заранее мы готовили сублиматы. Они легче, чем традиционные продукты в виде тушенки. Меньше весом и имеют такую же пищевую ценность. Плюс нас своей едой угощали местные жители.

Как добирались

Из тюменцев нас было двое — я и моя дочь. Путешествовали почти месяц — до конца августа. Связи не было. От слова совсем. Сначала мы на поезде доехали до Екатеринбурга. Оттуда на самолете долетели до Якутска. Затем нам предстоял рейс до Чокурдаха. В перерыве успели сгонять в город и совершили небольшую обзорную экскурсию.

Памятник Владимиру Ленину в Чокурдахе

В Чокурдах прилетели вечером 29 июля. Это типичный северный поселок советского периода. В былые времена, по словам местных жителей, здесь проживало около 6000 человек, сейчас 1500. Мы присоединились к группе из четырех человек, которые свой путь начали месяцем ранее. Всё необходимое уже было. Докупили лишь бензин и продукты. И отчалили.

Километры ходьбы, красивая природа и останцы

Отчалили из Чокурдаха вниз по Индигирке 31 июля. Погода в этот день была суровая — дождь, ветер, высокая волна на реке. К вечеру мокрые и замерзшие, пройдя около 90 километров, мы решили вставать лагерем. Только начали раскидывать палатки, подлетела моторка с двумя местными ребятами, которые радушно пригласили нас заночевать у них на заимке в теплых домиках в 15 минутах от нашего места. Мы с удовольствием согласились. Нас накормили вкусной едой, переночевали в тепле, высушив палатки и одежду.

Часть пути экспедиция прошла на катамаране
Самый северный православный храм находится в Якутске

Выйдя рано утром, через пару часов зашли в Колымскую протоку и постарались пройти как можно дальше к выходу в Колымскую губу. По дороге, в районе урочища Станчик, притормозили в интересном месте — здесь находится самая северная церковь XVIII века постройки. Заночевали в очень красивом месте, где также были тепло встречены хозяином этого участка, который даже провел нам экскурсию в ледник (ударение на первый слог). И вечер подарил нам первый живописный полярный закат.

Красивые виды почти на краю света

На следующий день вышли поздно, намереваясь пройти 40 километров по морю и зайти в устье Сундуруна. Сразу на входе в Колымскую губу начались отмели из-за отлива. В попытках найти фарватер промаялись до вечера. Приходилось постоянно спрыгивать с катамарана и проталкивать его через мели.

Вадим рассказывает, что по тундре было тяжело передвигаться

В итоге встали на ночевку на южном берегу Восточно-Сибирского моря, напротив острова с говорящим названием Колесовская отмель, пройдя половину намеченного пути. Всё бы хорошо: красиво, плавника много, но нет пресной воды. Для готовки основного блюда это даже хорошо: солить не надо, а вот соленый чай не заходит.

«Зато соленый кофе вполне употребим, если добавить туда пять ложек сахара»

Утром удалось нащупать фарватер и с горем пополам мы зашли в Сундурун. Дальше стало проще и на ночевку встали в устье Нюмункура.

Уже никуда не торопясь, за полтора дня дошли до точки — мели не давали дальше идти по реке. Мы зачалили наше судно накрепко и стали готовиться к пешему переходу к останцам. На реке нам встречались большие стаи уток, гусей и какой-то другой водоплавающей дичи. Было прикольно наблюдать, как они удирали от нас по воде, по берегу, так как не могли взлететь из-за линьки. Некоторые из участников предлагали догнать парочку гусей и пустить их в приготовление ужина, но вторая часть экологически сознательных всячески этому сопротивлялась. В итоге ни один гусь за время нашего путешествия не пострадал.

Первый день пешего перехода выдался холодным и ветреным. Приходилось сокращать время отдыха, чтобы не замерзнуть. Движение по тундре давалось нелегко — болотистая поверхность с высокими кочками заставляла шагать с высоким подниманием бедра, что довольно сильно выматывало. Зато этот день подарил нам встречу с представителем местной фауны — овцебыком. Правда, он держался на безопасном расстоянии, но мы смогли его хорошенько рассмотреть. Заночевали в седловине между двух озер.

Останцы — изолированные возвышенные элементы рельефа, которые сохранились от разрушения в виде отдельных массивов

За следующие полдня дошли до места постоянного базирования, где мы в итоге проведем восемь дней. Отсюда очень удобно было совершать радиальные выходы к останцам. За оставшуюся половину дня сбегали к ближайшей группе камней.

Так останцы выглядят вблизи
Они в несколько раз выше человеческого роста

Следующий день выдался пасмурным и дождливым. Сделали дневку, никуда не пошли. А вот через день мы начали знакомство с останцами. Восторгу не было предела — это огромные комплексы каменных городов необычной формы и высотой до 40 метров. С разных сторон они представали перед нами совсем в другом виде, и одни и те же камни выглядели совершенно по-другому.

Где еще можно увидеть такую красоту?

На следующий день пошли на другой хребет. Там тоже ходили очарованные разнообразием причудливых форм камней. Вечером возвращались измотанные, но очень довольные увиденным. В день мы проходили по 20–25 километров радиально.

Некоторые из останцев реально напоминали лица каких-то людей или зверей.

Ну и тундровая растительность, конечно же, очень прекрасна: изобилие морошки, голубики, грибов. Да и вообще — просто красиво

Фауна

Теперь о фауне. Видели овцебыков, северных оленей, песцов, несметное количество различных птиц: журавлей, гусей, уток, кречетов, которые носились день и ночь по небу туда-сюда, крякая, гогоча, курлыкая. Видимо, готовясь к осеннему перелету на юг.

Овцебык вдалеке

Благо ночей здесь нет — полярный день. Налобные фонарики мы не использовали ни разу. И, кстати, нам посчастливилось увидеть краснокнижных стерхов. Но не увидели розовую чайку — она, выведя птенцов, улетела.

Просто большой гриб

И так на протяжении восьми дней мы ходили, любовались, фотографировали снова и снова это необычайное творение природы.

Изобилие голубики

Пора домой

Время пролетело быстро, и мы вышли в обратный путь. Также за полтора дня, не спеша, дошли до катамарана, сделали дневку. Уровень воды в реке был выше, чем когда мы пришли сюда, что не могло не радовать.

Тюменец признается, что погода благоволила им во время похода

Благодаря приливу, мы без проблем прошли морской участок и уже знакомыми путями за несколько дней дошли до Чокурдаха. Каждый вечер Индигирка дарила нам прекрасные закаты. Уже на подходе к поселку врубили оба мотора и понеслись с ветерком, чтобы успеть к открытию очень нужного магазина. В этот же день устроили прощальный ужин для отъезжающих и следующим вечером мы улетели домой. А суровые туристы клуба «Уральские тропы» отправились опять на Улахан-Сис снимать осенние пейзажи.

Итог

Подытоживая наш поход, можно смело заявить — это было очень яркое, незабываемое, крутое приключение. У всех были зашкаливающие и самые позитивные эмоции. Погода позволила нам проделать тот путь, который мы задумывали. В таких длительных поездках перезагружаешься. Потому что полностью отрываешься от цивилизации, негативного потока информации, видишь новые места. Не могу сказать, что мы вернемся туда. Все-таки это очень сложно и дорого. Но оно того стоило.

Куда еще ездят тюменцы?

Вы были в Якутии?

Да, очень красиво
Посещал регион, но не впечатлил
Нет, но хотелось бы когда-нибудь съездить
Нет, и желание отсутствует
Выскажусь в комментариях
Посмотреть ответы
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас,
нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции