Страна и мир Как Герой России со своим экипажем 27 лет назад угнал самолет и сбежал из Кандагара — рассказ тюменца

Как Герой России со своим экипажем 27 лет назад угнал самолет и сбежал из Кандагара — рассказ тюменца

Вспоминаем историю Героя России Владимира Шарпатова и его экипажа

Плененный экипаж. Владимир Шарпатов на фото крайний справа, с бородой. Он ее отращивал почти год

16 августа исполняется 27 лет с побега Владимира Шарпатова и членов экипажа Ил-76 из плена «Талибана» (организация признана в России террористической и запрещена). В заточении они провели больше года. Несмотря на трудности, им удалось выжить и покинуть Афганистан. Вспоминаем, как это было.

Полет и плен

Самолет казанской авиакомпании Ил-76 выполнял рейс из Албании в Афганистан. Российские пилоты доставляли стрелковые боеприпасы — вполне законно — для «Северного альянса» (властей этой страны, расположенной в Центральной Азии). Им противоборствовали талибы (организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена). В то время они уже контролировали больше половины территории Афганистана со своей столицей в Кандагаре.

«Талибан»* — организация признана в России террористической и запрещена — это крупная вооруженная организация радикальных исламистов в Афганистане. С 15 августа 2021 года талибы* фактически являются единственной властью в этой стране, которую молниеносно захватили на фоне вывода из страны американских войск.

«Северный альянс» — объединение ряда полевых командиров Северного Афганистана, сформировавшееся в 1996 году. Эта группировка после падения просоветского режима боролась против радикалов из движения «Талибан»* в 1996–2001 годах. Движение «Талибан»* после захвата Кабула в 1996 году создало новое правительство в Афганистане.

Для командира экипажа Владимира Шарпатова такие рейсы были привычными: в 90-х он побывал в разных странах и горячих точках. А груз был разрешен для перевозки самолетами гражданской авиации по правилам перевозки опасных грузов международной организации (ИКАО).

В тот роковой день в самолете находились: второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры — Сергей Бутузов и Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев.

В плен российский экипаж попал 3 августа 1995 года. В тот день они пролетали как раз над Кандагаром. Каким-то образом их засекли, а после их перехватил истребитель МиГ-21.

— Мы пролетали над Кандагаром. На связь вышел диспетчер. Он сказал, что нам назначена посадка на местном аэродроме. Я ему ответил, что не могу сесть, так как не позволял посадочный вес самолета. Мне говорят: «Вырабатывай топливо и выполняй приказ». Тут я вижу — «на хвосте» у нас сидит МиГ-21. «Володя, это ты? Садись, а то хуже будет! Стреляю на поражение», — выпалил летчик истребителя, с которым я был когда-то знаком. Я хотел выполнить несколько маневров, но афганцы разгадали хитрость и все-таки нас посадили, — вспоминал Владимир Шарпатов.

На аэродроме чудо российской техники уже ждала толпа вооруженных талибов*.

— Меня как командира корабля повезли на допрос к приближенному Усамы бен Ладена, мулле Мохаммеду Омару. Предводитель повстанцев хотел добиться признания, что патроны для их противников везут из России, грозил судом шариата за пособничество правительству Раббани. Но я стоял на своем: летим в первый раз, груз из Албании, ничего противозаконного не совершали, все сопроводительные документы в порядке. Когда меня снова привезли на самолет, то я приказал экипажу уничтожить бортовой журнал, где были и записи полетов, и список заказов, чтобы талибы* не узнали, что такие рейсы совершаются регулярно. Первую ночь мы ночевали прямо на земле у самолета, — рассказывал Герой России.

Антисанитарные условия и предложения талибов*

Так начался долгий год плена у талибов* с разными опасностями, угрозами и жестокими условиями. Россиян держали в заброшке на территории гостиницы. По крыше ходили автоматчики, а во дворе был колодец с зараженной водой. Пленным приходилось спать прямо на полу. Кормили их картошкой с обрезками бараньего жира, недоваренным рисом и другой неприятной пищей. Бесследно такие антисанитарные условия для экипажа не прошли.

Различные делегации, международные организации, дипломаты пытались решить ситуацию. Выдвигали разные предложения и условия. Пленников не отпускали. Удалось добиться того, чтобы им регулярно присылали почту, газеты, еду, достали радио.

Талибы* предлагали Владимиру Шарпатову принять ислам. Обещали ему квартиру и четырех жен. Кроме этого, просили научить их летчиков летать. Тюменец под разными предлогами этого не делал. Говорил, что у него нет инструкторского допуска.

В итоге он убедил афганцев, что за Ил-76 необходимо следить, проводить техобслуживание, иначе техника заржавеет и выйдет из строя. На аэродром стали возить по три-четыре человека раз в три месяца. Остальные находились в заложниках — всех семерых не отпускали. Самолет стоял в аэропорту Кандагара полностью заправленный.

Владимир Шарпатов продолжает вести активную жизнь. Дает интервью, посещает различные мероприятия, общается с молодежью

Долгожданный побег

О побеге Шарпатов думал. Он предлагал соплеменникам отрастить бороду и уйти пешком. Однако его любые предложения они принимали в штыки. Отношения с каждым днем становились всё хуже и хуже.

Но все продолжали ездить на аэродром и следить за машиной. За время работы с самолетом летчики определили места, где находятся истребители, и вычислили время, которое понадобится талибам*, чтобы поднять их в воздух.

Сбежать помог случай.

— После года плена мы поняли, что уже не можем надеяться ни на дипломатов, ни на наших военных. Со дня на день нас ждал суд шариата и верная смерть. Тогда мы приняли решение угнать самолет. Другого выхода у нас не было. Однажды мы все семеро поехали на очередное техническое обслуживание Ила. Провели разведку. Стали прикидывать, получится ли у нас взлететь. По моим подсчетам выходило, что это выполнимо. Нам повезло — талибы* разрешили завести самолет, и я случайно наехал на какую-то железку, и у машины лопнуло колесо. Он как будто вступил с нами в сговор! Я стал требовать, чтобы талибы* в ближайшее время нас всех снова отвезли на аэродром, чтобы мы могли поменять колесо. И буквально через три дня нашу просьбу выполнили. Мы всё понимали, что это наш последний шанс. Или взлетаем, или смерть, — делился ощущениями Шарпатов.

Экипаж решил, что полетит через территорию Ирана в Арабские Эмираты. Заранее подготовили воздушный коридор. Топлива в баках было достаточно, так как в рейс нас заправили в обе стороны.

— Так вот, во второй раз, когда нас привезли к самолету, мы стали тянуть время до обеда, когда все мусульмане пойдут молиться. Улучив момент, я стал заводить самолет. А он из-за жары и недостатка кислорода отказывается работать. Кое-как запустили двигатели. Выруливаем на взлетную полосу и никак не можем набрать нужную скорость. Тут уже и талибы* спохватились, отправили нам наперерез огромную машину «Урал» и автобус. Но их просто снесло воздушным потоком от моторов Ила. Только в самый последний момент я смог поднять самолет в воздух. Лететь пришлось на высоте 50 метров с риском врезаться в сопку или попасть в песчаную бурю. Но, несмотря на все трудности, мы долетели до Арабских Эмиратов благополучно, — рассказывал несколько лет назад Владимир Шарпатов.

Спустя несколько дней после удачного побега президент России Борис Ельцин подписал приказ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя России. Остальные члены экипажа награждены орденом Мужества.

Владимиру Шарпатову — 83 года. Он живет в Тюменской области. Был депутатом регионального парламента. Ведет активную деятельность.

В 2021 году, когда «Талибан»* захватил власть в Афганистане, Владимир Шарпатов высказывался про них редакции 72.RU. Герой России и летчик рассказывал, что происходит в стране, нравах, уровне жизни, об отношении к женщинам.

* Организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем