На долю человека всегда выпадают испытания. Иногда непростые, бывает, тяжелые, а есть невыносимые, когда горе ломает изнутри, не дает дышать и мир становится серым. Но продолжать жить нужно. На долю Екатерины такое испытание выпало, когда во время спецоперации умер ее муж Айрат, а она осталась одна на поздних сроках беременности, а сейчас и с грудным ребенком на руках.
Айрат Милюков — уроженец многодетной семьи села Климовка Самарской области. На спецоперацию он ушел зимой, а летом в родную деревню пришла похоронка. В момент гибели ему было всего 24 года. Недавно у Айрата родилась дочка Диана.
Екатерина Милюкова — сирота. В Тольятти девушка приехала из Хабаровска вместе с первым мужем, тоже военным. Родители умерли, когда ей исполнилось 5 лет, и девочку растили бабушка с дедушкой. От первого брака у девушки есть 10-летняя дочка Ксения. Сейчас ее семья — родственники Айрата.
Корреспондент TOLYATTY.RU встретился с вдовой бойца Екатериной Милюковой. Молодая женщина рассказала, каким был Айрат и как она переживает его гибель.
«Называл меня девочкой, маленькой»
Молодые люди познакомились несколько лет назад в деревне Климовка Шигонского района Самарской области, где родился и вырос Айрат. Были вместе в одной компании, но встречаться стали, когда Екатерина развелась со своим первым супругом.
Однажды после вечеринки у общего знакомого Айрат вызвался проводить девушку до дома. По дороге они разговорились и больше не расставались, а вскоре сыграли свадьбу.
— Айрат не так давно пришел из армии. Пришел — и я отметила, какой он стал большой, красивый, как возмужал. Начал ухаживать за мной, а вскоре мы сошлись и стали жить вместе. 9 октября 2021 года сыграли свадьбу. Она получилась у нас пышная: Айрат настоял, чтобы я надела белое платье, пригласил много гостей и родственников. Он был общительный, позвал друзей из Тольятти, Климовки, Бритовки (деревня недалеко от Тольятти. — Прим. ред.), конечно, родственников. Братьев у Айрата трое, еще есть две сестры, — рассказывает Екатерина.
Брак Айрата и Кати оказался очень счастливым. Катя поняла, что значит выражение «как за каменной стеной». Айрат решал все вопросы, стал главным добытчиком. Как глава семьи настоял, чтобы жена уволилась с работы и занялась семьей, домом и ребенком. «Деньги — не твоя забота. Твоя забота — семья», — так сказал супруге.
Дочку Кати от первого брака принял как родную и быстро влюбил в себя. Маленькая Ксюша называла его не иначе как батей, а Айрат таял, услышав это слово.
— Ко мне он обращался «маленькая моя», «девочка моя», Катей звал только изредка, когда поссоримся. Хотя в нашей семье ссоры случались редко и длились недолго — максимум 10 минут. Однажды я ради интереса засекла время на таймере, пока мы друг на друга дулись, — рассказывает Екатерина.
Своих девочек Айрат защищал и баловал. Прогулки в парке, походы в кафе, обновы. Сам сдал на права и настоял, чтобы выучилась супруга, — хотел, чтобы они оба были за рулем. Молодую супругу печалило лишь одно — длительные командировки, в которые начал уезжать Айрат, когда перешел на службу по контракту.
«Детали мужской работы тебе знать необязательно»
О том, что муж стал профессиональным военным, Екатерина узнала от Айрата как о свершившемся факте. Однажды пришел домой и в свойственной ему решительной манере объявил, что с химзавода уволился (он проработал на предприятии некоторое время) и будет служить в армии. На расспросы, страхи, предположения и волнения строго сказал, мол, всё обязательно будет хорошо. И добавил, что знать детали мужской работы ей как женщине необязательно.
— Девочка моя, тебе не надо знать лишнего. Если я сказал, что сахар черный, значит так оно и есть, — вспоминает его слова Екатерина.
Вскоре Айрат собрал вещи и уехал в первую командировку. На полгода. Обычно отъезды длились несколько месяцев подряд, и место заброса муж жене тоже не сообщал. Правда, вернувшись из предпоследней командировки, все-таки сказал, что был в Бразилии, привез из экзотической страны всем сувениры и подарки. Это было летом 2021 года, а зимой, сразу после встречи 2022 года, вновь стал собираться в поездку.
— Уехал в конце января, а 23 февраля позвонил и сказал, что жив-здоров, но может на время пропасть с радаров. 24 февраля (в день официального объявления спецоперации на Украине) я сразу поняла: мой муж — там, на Украине. Больше супруга живым я не видела, — рассказала вдова.
«Могу уехать и не вернуться»
Уехал Айрат, оставив жену беременной на раннем сроке. Решение стать родителями супруги приняли в последнем отпуске Айрата. Причем, как говорит наша героиня, решили в одночасье: в последнее время муж настаивал на малыше так, словно бы куда-то спешил.
— Однажды Айрат подошел ко мне и говорит: «Очень хочу стать отцом. Да и работа у меня такая. Могу поехать и не вернуться», — вспоминает Екатерина.
Пока Айрат воевал, у его жены началась самая сложная пора беременности: малышка начала набирать в весе, живот рос, Кате даже согнуться стало сложно. В этот момент, говорит вдова, помогла мама Айрата — Прасковья Викторовна. Она приезжала, помогала в быту, и женщины очень сблизились. Вместе они обрадовались, узнав, что Айрат в июне приедет домой в отпуск на одну-две недели.
18 июня Айрат Милюков позвонил и сообщил: «Ждите, 27 июня я приеду! Мама, вари щи!» А 19 июня, как выяснили родные позже, его убили.
«Самым тяжелым был момент, когда выгружали тело»
— Новость о смерти Айрата мы узнали 22 июня. Помню, как не хотела ехать в деревню, настроилась ждать мужа в Тольятти. Приехать в Климовку уговорил Саша, средний брат Айрата. Мы собрались с мамой (Екатерина называет мамой свекровь. — Прим. ред.), поплыли в деревню на «Омике». Пока плыли, на борту заиграла грустная песня, а в ней звучали такие слова: «Ждет мать, ждет жена, ждет дочка…» Что-то в этой музыке было тревожное, внутри вдруг обожгло мрачное предчувствие. Но я эти мысли прогнала.
Когда стали подъезжать к дому родителей мужа, ощущение тревоги вернулось. Возможно, потому что брат вдруг странным голосом сказал: «Вас (то есть меня и маму) там ждут». Думаю: «Ну кто меня может ждать, кроме Айрата?» Подхожу к дому, вижу: стоит народ, дежурит скорая. Только вышла из машины, как навстречу мне выдвинулся мужчина в военной форме… Я сразу всё поняла и «поплыла»… Ноги стали ватными, в голове помутилось. Маму сразу подхватили на руки врачи, сделали ей укол, — вспоминает Екатерина Милюкова.
Проводы в последний путь жена военного тоже помнит урывками, говорит, что всё проходило как в дурном сне. В происходящее не верилось, в голове билась одна мысль: «Сейчас всё закончится — и я наконец обниму мужа». Родные верят, что похоронка — ошибка, что Айрат вернется. Тем более что никто его мертвым не видел: хоронили бойца в закрытом гробу и без окошка.
Как рассказали сослуживцы Айрата, в июне военные базировались под деревней Тошковка Луганской области. В тот день начался обстрел деревни: ВСУ попытались взять ее штурмом. Налет отбили российские военные. Айрат — ценой своей жизни. Айрата Милюкова посмертно наградили орденом Мужества.
— Самым тяжелым был момент, когда привезли тело и выгружали его из катафалка. Остальное помню плохо. Стоял тяжелый металлический (цинковый) ящик (гроб), цветы, еще цветы, много-много венков. Стояли люди, все плакали. Было стойкое ощущение, что всё это происходит не со мной. Мой муж — он живой и вернется, — рассказала Екатерина.
«Сквозь гарь слышу родной запах Айрата»
А потом пришлось пережить еще один страшный момент, когда передали личные вещи Айрата: цепочка была обугленной, обгоревшей, одежда — с запахом гари.
— Мне привезли цепочку с полумесяцем, которую я ему дарила, когда мы только начали встречаться. Еще были тельняшка и беретка, таблетки от боли. Всё пропахшее гарью. Наверное, у него зуб разболелся, не успел вылечить, уехал... Иногда, когда беру эти вещи, слышу в запахе гари родной запах Айрата. Постирать рука не поднимается, — говорит Екатерина.
Сейчас супруга находит утешение в том, что постоянно перечитывает переписку с мужем, пересматривает фотографии, переслушивает голосовые сообщения, которые оставлял ей супруг в редкие спокойные минуты. На заставке телефона — Айрат. В квартире — большие фотографии Айрата со свадьбы и совместного отдыха. Катя говорит, что так ей легче переживать утрату и чувствовать присутствие супруга. Еще Катя говорит, что Айрат время от времени ей снится. Например, он приснился ей сразу после похорон, а потом и рождения дочки.
17 августа Екатерина родила дочку Диану. Девушка говорит, что всё прошло хорошо, и благодарит власти Тольятти за то, что помогали ей во время родов и помогают сейчас.
17 ноября 2022 года Айрату Милюкову должно было исполниться 25 лет, все близкие очень ждали этой даты, готовились отмечать широко, по-татарски, большой компанией, весело и вкусно. Сейчас, когда Айрата нет, его вдова говорит, что всё равно они отметят праздник, который так ждал ее любимый супруг. Пусть и не так шумно.
Атмосферу радости, надеется вдова, почувствует и малышка. Катя говорит, что будет растить ее с мыслью, что отец у нее есть. Просто не такой, как у всех, а ангел, который всё видит, слышит и защищает с неба.
— Дочка — моя радость и источник сил. Заботы о ней отвлекают, придают смысл моей жизни. Тем более что малышка — копия папа. У нее даже пальчики на ноге загибаются чуть-чуть как бы внутрь, совсем как у Айрата, — говорит Екатерина.
Правда, кормить малышку приходится смесями. От пережитого стресса грудное молоко у Кати пропало через месяц после родов.
И конечно, Катя верит, что однажды зазвенит звонок в двери, войдет Айрат и скажет: «Я вернулся. Вот видишь, моя девочка, я же говорил, что всё будет хорошо. Так и случилось».
Редакция приносит глубокие соболезнования вдове Екатерине, матери, отцу, сестрам, братьям и всем близким Айрата Милюкова.