В Тюменских автобусах появились валидаторы. С их помощью пассажиры могут оплачивать проезд без участия кондуктора. Журналист 72.RU Никита Кифорук прокатился на таком автобусе. Он проверил, работают ли валидаторы, и выяснил, что ждет кондукторов. Рассказываем подробно.
Появление валидаторов в тюменских автобусах — это продолжение городской транспортной реформы. Поставили их не везде, найти можно лишь в самых новых автобусах, которые работают на маршрутах № 2, 25, 30 и 81. Внешне такие автобусы почти не отличаются от остальных, их выдает лишь надпись «время нового транспорта».
Валидаторы установлены на поручнях возле входа в автобус. Оплатить поездку несложно, достаточно лишь поднести карту (банковскую или транспортную. — Прим. ред.). За одну поездку одной картой можно оплатить 5 билетов.
У валидатора есть особенность, которая смущает многих пассажиров — он не распечатывает билет. Люди переживают, что в случае чего они не смогут доказать, что поездка была оплачена ранее, и придется покупать второй билет. Однако на самом деле никаких сложностей нет, наличие оплаты может проверить кондуктор. Для этого он может попросить пассажира приложить карту к терминалу, и на экране отобразится информация об оплате.
Кондукторы рассказывают, что с появлением валидатора их работа стала проще, теперь им не нужно постоянно ходить по салону, чтобы принять оплату. Подходить приходится к тем, кто не умеет пользоваться валидаторами. Например, пенсионерам — новое устройство им не очень нравится.
— Валидаторы очень удобные, работать проще. Но ими активнее пользуется молодежь, а вот пенсионерам они не особо нравятся, им привычнее оплачивать через терминал, — рассказывает кондуктор автобуса № 25.
Хоть валидаторы и предусмотрены как устройства для самостоятельной оплаты, но пока что во всех автобусах есть кондукторы. Они учат пассажиров платить за проезд по-новому и следят, чтобы не было «зайцев». С последними, помимо кондукторов, борются и контролеры, они периодически заходят в автобусы и проверяют наличие билетов у пассажиров. Тех, кто не заплатил, могут оштрафовать на 100 рублей (ст. 3.23 Кодекса об административной ответственности Тюменской области).
Несмотря на появление валидаторов, кондукторы из автобусов никуда не денутся. По крайней мере, не в ближайшее время.
— Такой тренд вообще в организации перевозок, он присутствует, безусловно, но, наверное, сейчас пока говорить о том, что [отказ от кондукторов] это история ближайших-ближайших дней, месяцев, наверное, рановато. Потому что организационно пока мы очень сильно завязаны на ту работу, которую выполняют наши кондукторы. Поэтому, наверное, в ближайшее время существенных изменений в организации перевозок не предвидится, — рассказывал журналисту 72.RU гендиректор ТПАТП № 1 Роман Шулепов.
Недавно крупнейший городской перевозчик называл причины, по которым автобусы не приходят вовремя. Главная из них — острая нехватка водителей. Бороться с дефицитом кадров власти решили просто, водителям подняли зарплаты и даже начали выделять служебное жилье. А осенью в Тюмени начали бесплатно учить профессии водителя автобуса всех желающих. Среди желающих сесть за руль оказалось много женщин. Некоторые из них уже долгие годы работают кондукторами.