В Тюмени с нового года началась транспортная реформа. Теперь жителям города доступен пересадочный тариф. Если проще, то одна бесплатная пересадка в течение 60 минут после оплаты первой поездки. Власти заключили новые соглашения с перевозчиками — прошлые контракты с ними истекли как раз перед первым января 2024 года.
Реформа проходит не тихо. Некоторые жители жалуются на отдельные маршруты — ждут при нынешних морозах их очень долго, а если они приезжают, то могут быть заполнены. Кто-то и вовсе недоволен тем, что убрали удобный маршрут — всего таких, кстати, пять штук. Хотя официально в городской администрации говорили, что вместо 124 маршрутов теперь стало 128.
Мы решили рассказать о тех, кто выиграл государственные контракты на перевозку наших душ в общественном транспорте. Здесь и частники, и крупная государственная компания.
«Тюменьавтотранс»
Количество контрактов — 2. Сумма контракта — 162,4 миллиона рублей.
Маршруты — 24, 31, 43, 43к, 76, 119, 157, 4, 4д, 61, 62, 65, 83, 152к.
Компанией руководит Сергей Галимов. Владелец — Юлия Савчук. Помимо «Тюменьавтотранса», у предпринимательницы Юлии Савчук есть еще одна компания, которая занимается перевозками пассажиров, — это «Мос-Авто». Она также выигрывала тендеры у городской администрации Тюмени в 2020 году.
Вернемся к «Тюменьавтотрансу». Первые государственные контракты от тюменской администрации на перевозку пассажиров компания получила в 2017 году. По данным «Контур.Фокуса», общая стоимость контракта составила около 80 миллионов рублей. компания тогда обслуживала восемь маршрутов. Интересно, что на эти контракты претендовало и «Мос-Авто» — вторая компания Юлии Савчук.
Еще один контракт компания получила в 2020 году, но уже на шесть маршрутов. Всего из казны на счета фирмы должно было поступить 5 миллионов рублей. Сейчас за семь маршрутов перевозчик получит почти в 12 раз больше. Чтобы уже точно закончить с цифрами этой компании расскажем о финансовых показателях «Тюменьавтотранса» в 2022 году: выручка — 7,3 миллиона рублей, чистый убыток — 4,6 миллиона.
На линии у маршруток «Тюменьавтотранса» случалась авария, о которой узнал весь город. Достаточно резонансным был случай в августе 2020 года, тогда небольшой автобус влетел в дом на улице Ямской. По версии главы компании, машину подрезали, а опыт водителя позволил избежать серьезных травм у пассажиров, ведь шофер смог проехать между тополями. Все материалы были переданы в ГИБДД.
Штрафовали компанию в 2019 году за отсутствие некоторых необходимых документов и также за переутомляемость водителей. К слову, согласно открытым данным, около года назад водителей искали на зарплату больше 30 тысяч рублей.
«Тюменьавтолайн»
Количество контрактов — 1. Сумма контрактов — 111 миллионов рублей.
Маршруты — 66, 71, 77, 80, 80д, 153.
По данным информационной системы «Контур.Фокус», компанией владеет Юлия Плесовских. Помимо «Тюменьавтолайна», она учредила еще одну компанию — «РеТИз», которая также занимается пассажирскими перевозками и выигрывает контракты в области. С декабря 2023 года компанией руководит Владимир Гороховцев, депутат Тюменской городской думы.
На государственных закупках первый контракт на перевозку пассажиров с компанией заключили в 2017 году. Тогда компания работала на пяти маршрутах. В 2020 году она забрала уже два контракта. Во время его исполнения перевозчика (и еще нескольких маршрутчиков) заподозрили в махинациях. По версии силовиков, сотрудники предприятия пробивали льготные транспортные карты, за что потом получали субсидии.
После получения нового контракта на городские маршруты, с перевозчиком связан небольшой скандал. Речь о маршруте № 80, который возит тюменцев из микрорайона Лесного. Городская администрация установила, что подрядчик ненадлежащим образом исполнял контрактные обязательства, и пригрозили расторжением контракта.
«Караван-авто»
Количество контрактов — 1. Сумма контракта — 66 миллионов рублей.
Маршруты — 6, 29, 29д, 34, 79, 84, 134.
Перевозчик принадлежит предпринимателю Евгению Павеликину. Помимо «Караван-авто», у него есть еще одна компания. Она занимается предоставлением услуг такси бизнес-класса.
Что касается самого перевозчика: в 2022 году он отчитался о выручке в 220 миллионов рублей при чистой прибыли 1,4 миллиона рублей. Еще немного цифр: с компанией заключено четыре государственных контракта на перевозку пассажиров. Первый, под другим именем, — в 2016 году, а последний — как раз в 2023-м. Почему под другим? Предприниматель решил присоединить к «Караван-авто» другую свою компанию, участвовавшую в перевозках, — и называлась она «Тюменьресторация». Общая сумма, которая причитается «Караван-авто» вместе со своим предшественником по государственным контрактам с начала деятельности, составляет 93,5 миллиона рублей.
Хотя контракты, которые не отображаются на сайте государственных закупок, заключались с компанией и раньше. В 2011 году с ней заключили краткосрочный контракт, как и еще с двумя компаниями. После проверки этих соглашений прокуратура указала на нарушения — некоторые из этих организаций занимались перевозкой людей не на том транспорте, который был заявлен. В 2022 году сотрудника компании задержали и отправили под стражу. По мнению следователей, Ефим Павеликин (да, не Евгений) нанес бюджету ущерб в миллион рублей, подавая ложные сведения о перевезенных пассажирах.
После получения контракта у перевозчика возникли сложности. Жители Лесобазы пожаловались на переполненную маршрутку № 84. По словам тюменцев, в транспорт невозможно зайти из-за столпотворения. Поэтому люди вынуждены на морозе подолгу ждать следующую машину. Перевозчик объяснил такое положение вещей нехваткой водителей.
«Автолинии»
Количество контрактов — 1. Сумма контракта — 187,6 миллиона рублей.
Маршруты — 37, 37д, 45, 51, 51д, 52, 73, 129к.
Один, но достаточно большой контракт горадминистрация заключила с компанией «Автолинии». Возглавляет ее Гульсу Бурганова, у нее же и 33% от уставного капитала организации. В состав учредителей входят еще два человека: Игорь Шестаков и Любовь Родина. Последняя пыталась получить право на перевозку пассажиров в качестве индивидуального предпринимателя, но по итогам торгов ее не выбрали.
В 2022 году компания отчиталась о выручке в 47 миллионов рублей и чистой прибыли в 5,5 миллиона. «Автолиниям» отдали 12 госконтрактов на 208,8 миллиона рублей. Интересно, что при заключении предыдущих контрактов на перевозку, о которых было объявлено в 2020 году, «Автолинии» не получил ни одного контракта.
ИП Сергей Шулепов
Количество контрактов — 1. Сумма контракта — почти 100 миллионов рублей.
Маршруты — 5, 21, 41, 44, 50, 138.
Один контракт у предпринимателя Сергея Шулепова. У предпринимателя есть еще один проект — компания «Тюмень-Лессервис», которая также занимается перевозками пассажиров. Ранее эта компания принадлежала депутату облдумы и крупному предпринимателю Владимиру Пискайкину.
Шулепов был руководителем и учредителем еще в двух компаниях: «Мос-Авто» и «Партнер-Авто». Они тоже занимаются перевозкой пассажиров. Первые не получили контракт от городской администрации в этом году, у второй компании единственная госзакупка прошла в 2018 году.
Были к Шулепову вопросы со стороны антимонопольной службы. По их версии, он участвовал в картельном сговоре. Если кратко, то суть такая: один участник предлагал высокую цену, остальные шли на понижение. После этого тот, кто предложил наименьшую цену, отказывался от заключения контракта. В итоге всё приводило к тому, что перевозкой пассажиров занимался предыдущий перевозчик.
Были вопросы и у правоохранителей, но не к самому Шулепову, а к автомеханику. Повод — всё то же пробитие карточек несуществующих льготников, за которых бюджет должен был выплачивать субсидии. Такова была версия правоохранителей.
По госконтрактам. У Шулепова их шесть на общую сумму в 117 миллионов рублей.
ИП Андрей Савельев
Количество контрактов — 1. Сумма контракта — 86,2 миллиона рублей.
Маршруты — 42, 57, 57д, 64, 68, 97, 158.
В качестве индивидуального предпринимателя Андрей Савельев зарегистрировался в 2014 году. Через три года он начала участвовать в закупках на перевозку пассажиров. В том году он подал заявки на шесть контрактов, но победителем стал только в одном. По нему он даже судился с горадминистрацией. Суть спора в том, что по контракту он должен был обеспечить подключение к одной из автоматических систем, которая контролирует работу транспорта. В суде Савельев указывал, что автобусы были подключены к ней, но через компанию «Автолинии», о которой мы поговорим ниже. По мнению властей, так делать было нельзя. Суд оштрафовал предпринимателя на 207 тысяч рублей.
В 2020 году, по истечении предыдущих соглашений перевозчиком с администрацией, Савельеву досталось уже два контракта, в этом — снова только один. Всего работы с государственными контрактами принесли предпринимателю 103,8 миллиона рублей.
АО «ТПАТП № 1»
Количество контрактов — 13. Сумма контрактов — 3,3 миллиарда рублей.
Маршруты — 1, 1д, 1к, 2, 2к, 3,7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 17к, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 36, 36к, 39, 40, 46, 47, 47д, 48, 49, 53, 54, 54д, 55, 60, 63,67, 70, 85, 85к, 86, 88, 89, 91, 96, 97, 98, 100, 100к, 119, 120, 120к, 121, 124, 128, 128к, 129, 129к, 134, 135, 138, 140, 141, 143, 144, 145, 145к, 146, 147, 148, 149, 151, 151к, 152, 153, 155, 155к, 156, 158.
Самым крупным подрядчиков пор перевозке тюменцев стала компания АО «ПАТП № 1». Они и занимаются большинством маршрутов, которые есть в городе. В прошлый раз часть маршрутов передавалась в свое же обособленное подразделение «Автопарк № 2» АО «ТПАТП № 1», но как с юридическим лицом с ним контракты не заключали.
Принадлежит перевозчик городу. Руководит компанией Роман Шулепов, который до этого работал в городской администрации ведущим специалистом. Есть и совет директоров, в 2022 году (новых данных за 2023 год пока нет. — Прим. ред.) в него входили представители администрации Галина Белим (она же входит в состав директоров КШП), Юрий Мещеряков (специалист департамента ценообразования) и директора еще двух департаментов: финансового — Андрей Пилипчук и дорожной политики — Евгений Ташланов, уже ушедший со своей должности по собственному желанию.
На какие маршруты жаловались жители города после проведенной транспортной реформы? Много вопросов было к 39-му автобусу, которому изменили маршрут и убрали часть остановок в центре. В остальном особых вопросов автобусы ТПАТП не вызывали.
Контракты с перевозчиками будут действовать ближайшие три года. Если не произойдет чего-то экстраординарного. Новичок в составе компаний только один — это компания «Автолинии». Из пула перевозчиков только исключена «Мос-Авто», которая не получила соглашения с горадминистрацией в этом году. Отдельно отметим следующий факт: все компании являлись единственными участниками закупок. В 2017 году в торгах на право перевозить тюменцев компаний и предпринимателей участвовало кратно больше.
Если вы еще ничего не знаете о пересадочном тарифе, то читайте наш большой разбор. Рассказали, как и кто может пользоваться бесплатной пересадкой, что нужно делать и почему ограничено время. А еще мы показали, как тюменцы добирались на работу в первый день после каникул. Некоторые были удивлены переменам. А другие и вовсе злы. Это, например, люди, которые раньше на 23-м маршруте добирались до остановки «Сибнефтемаш» на улице Речной. Теперь автобусы не ездят туда, а после остановки «Тюменьгосплем» поворачивают в Ембаево. Из-за чего пассажирам приходится идти до нужного места около двух километров.
Что именно изменит транспортная реформа, нам объяснил Денис Квитко, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.