Дороги и транспорт Транспортная реформа в Тюмени интервью Транспортная реформа: как в Тюмени сегодня будет работать пересадочный тариф и изменятся маршруты

Транспортная реформа: как в Тюмени сегодня будет работать пересадочный тариф и изменятся маршруты

Обсуждаем с представителем администрации Тюмени Денисом Квитко нововведения, которые нас ждут в 2024 году

Денис Квитко курирует общественный транспорт Тюмени

С 1 января в Тюмени вступят в силу нововведения в сфере общественного транспорта. Самым масштабным изменением будет введение пересадочного тарифа — когда в течение часа можно бесплатно совершить одну пересадку из одного маршрута в другой. На тариф наложились и изменения в маршрутной сети общественного транспорта — некоторые автобусы будут ездить по немного измененным маршрутам. Обо всём этом, а также о новых выделенных полосах, возможности убрать маршрутки, времени работы общественного транспорта, автобусной связи с расстраивающимся пригородом мы поговорили с Денисом Квитко, заместителем директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени.

Вы можете посмотреть интервью целиком в формате видео или прочитать сокращенную версию.

— Почему ввели тариф пересадочный?

— Система не новая, это мировая практика, которая складывается уже десятилетиями. В нашей стране тоже в большие города это приходит.

Система общественного транспорта сталкивается с тем, что несмотря на запуск маршрутов в отдаленные районы, большинству нужно ехать в центр. А если из всех концов города запустить в одну точку автобусы, то будет транспортный коллапс, только уже из общественного транспорта. Соответственно, нужны такие механизмы, которые бы позволили при существовании магистральных маршрутов, планировать подвозящие. На последних люди смогли бы доезжать до этих магистральных маршрутов, пересаживаться в них и ехать комфортно к центральной части города. Но при этом человек не должен тратить больше денег.

У нас общественный транспорт — это социальная услуга, которую должно предоставлять государство, в нашем случае — город. То есть эта услуга оказывается для людей, и они при этом должны какую-то часть оплачивать, но это должно быть необременительно для их бюджета. Но основные затраты в нашем случае берет на себя город.

Соответственно, идея пересадочного тарифа долго витала в воздухе, и мы внедряемых ее с 2024 года.

— Как пересадочный тариф будет работать?

— Понадобится общепользовательская транспортная карта ТТС. Купить ее можно в офисах ТТС (Котовского, 52), ТРИЦ, МФЦ. Ведутся переговоры с киосками с мороженым. Приобрели ее, пополнили из расчета стоимости проезда — в 2024 году одна поездка будет обходиться в 30 рублей (при безналичном расчете. — Прим. ред.).

Так выглядят новые транспортные карты

Начиная с 1 января вы садитесь в автобус, расплачиваетесь картой ТТС, у вас списывается 30 рублей. Получаете билет, и на нем написано, что у вас есть час на бесплатную пересадку. И в течение 60 минут вы пересаживаетесь в другой автобус, прикладываете там ту же транспортную карту — и у вас ничего не списывается, но билет печатается.

— Сейчас многие уже привыкли платить своей кредитной картой, почему нельзя с помощью обычных карт реализовать пересадочный тариф?

— Кто ездит в автобусах знает, что СМС об оплате могут приходить позже, даже глубокой ночью. А иногда и спустя несколько дней. Соответственно, отследить этот час становится проблематично. По транспортной карте транзакция проходит онлайн, то есть оплатили и деньги сразу списались, соответственно, время отсчета можно выстроить. То есть это связано именно с техническими аспектами.

В начале прошлого года, когда не было санкций, мы задумывались о том, чтобы сделать оплату через мобильные приложения Apple Wallet (IOS), Google Pay (Android). Сейчас у нас остался «Мир Pay», но он работает только с системой Android, соответственно, если реализовать ее, то владельцы телефонов iPhone придут к нам с вопросами.

Поэтому пока это пластик: карта, стикер на телефон, брелок.

— Сколько людей будут ездить по этим транспортным картам?

— Именно пользоваться на постоянной основе будет небольшое количество людей. То есть маршрутная сеть всё равно кардинально не меняется. Как-то кардинально ее поменять невозможно, можно только настраивать, достраивать как-то.

Изменение маршрутной сети всегда ведет к негативным последствиям, вызывает большой социальный резонанс. Много где, когда это всё происходит, то потом идет откат, примерно 30% изменений они откатываются назад. Соответственно, можно сразу заложить небольшое количество изменений, чтобы людям было проще адаптироваться и постепенно их вводить. Это не значит, что мы теперь следующие три года вообще ничего менять не будем. Каждый день нам поступают обращения: где-то нужно остановку добавить на какой-то маршрут, где-то какой-то маршрут завести в какое-то другое направление. И если это не влияет на время и на качество транспортного обслуживания, то мы это делаем постоянно.

— Почему вы 60 минут даете на пересадку? Рассматривали другие варианты, например, 90 минут?

— 90 минут в Москве сейчас, но мы понимаем размеры Москвы.

60 минут — такая стандартная относительно схема. Сразу сделаем 90 минут, например, для какого-то одного маршрута, потому что он когда-то в час пик в пробку попал. Из-за какой-то точечной истории делать такие изменения, наверное, не совсем верно. Конечно, если где-то будет так, что у нас не получится выехать с каких-то микрорайонов в течение 60 минут до центрального пересадочного узла, то мы будем смотреть в этом направлении.

— А почему не сделаете безлимитные проездные?

— Сделаем обязательно. Сейчас посмотрим, как у нас транспортными картами люди начнут пользоваться, насколько это популярно, востребовано, какое количество поездок они будут совершать, и тариф будет продолжать меняться.

— Жители пригорода, которые уже относятся к Тюменскому району, тоже смогут пользоваться пересадочным тарифом?

— Да, смогут. Если они едут из дома, например, из поселка Московский до города, то будут платить со следующего года 39 рублей, при пересадке на следующий автобус в течение часа они ничего не доплачивают. В случае если они едут домой, то, садясь на общественный транспорт в городе, они платят 30 рублей и при пересадке уже во втором автобусе доплачивают 9 рублей.

— Как поменяются городские маршруты? Скажите, что первого числа не поедет по своим маршрутам?

— Кардинально изменившиеся, наверное, маршруты № 80 и 80д. Они будут курсировать между микрорайоном Лесным и ДК «Строитель». Это, опять же, сделано для того, чтобы повысить оборачиваемость маршрута. То есть он с учетом количества единиц техники, которая сейчас работает, по этому малому кругу сможет перевозить большее количество людей за счет высокой оборачиваемости. То есть будет ездить чаще.

Так будет ездить маршрутка № 80 с 1 января

То же самое маршрут № 67, вместо него будет 11д. Частота увеличится — каждые 20 минут будет ходить автобус, а до этого было — раз в час.

С 1 января маршрут № 67 будет курсировать между 6-м километром Старотобольского тракта и заводом Медоборудования

Маршрут № 49 сокращаем до остановки «Завод медоборудования». То есть до Гилевской рощи он ездить не будет, но там мы на 27-й маршрут добавим один автобус. В принципе для жителей ничего меняться не будет по большому счету.

Новая схема движения для автобуса № 49

— Можем ли мы говорить, что в связи с теми изменениями, которые будут с 1 января, что некоторые автобусы будут ходить чаще?

— Да, конечно.

— Работа общественного транспорта в вечернее время. Люди жалуются, что вечером не на чем уехать. Получается, у нас торговые центры до 22 часов и после их закрытия уже проблематично добраться до дома.

— Я с вами полностью согласен, вечер должен быть транспортом закрыт, до десяти до половины одиннадцатого вечера точно. Но при этом людей ездит вечером всё равно не очень много.

Понимаете, всем всё нельзя сделать. То есть, если мы говорим про, допустим, автобус малого класса (маршрутку. — Прим. ред.). Водитель до полуночи отъездил, приехал, поставил машину — и в 5 утра он уже должен быть у медика. Нам такие водители, они, наверное, не очень нужны. Если мы говорим про большие транспортные предприятия, где можно сменность организовать, то там, наверное, надо работать над тем, чтобы время последнего рейса увеличивать.

Жители Тюмени уже давно жалуются на то, что вечером маршруты общественного транспорта слишком рано заканчивают работу. Некоторым буквально не на чем доехать домой после закрытия торговых центров в 22 часа

— А какая рентабельность? То есть сколько нам нужно, чтобы было пассажиров на рейсе, чтобы маршрут был рентабельный?

— Возвращаясь к теме социальной услуги, у нас не будет рентабельных маршрутов.

— Какая тогда разница?

— Возможности бюджета.

Как у нас бюджетирование происходит. Все приходят в финансовый орган. Это не только в нашем городе, это везде так. Каждый говорит, что ему нужно. Я, например, говорю, что мне нужна тысяча автобусов, образование говорит, что им нужно 100 детсадов и 50 школ, и так все. Финансовый орган сидит и говорит, ну как, денег-то у меня же на всё нет, давай вот тебе маленько, тебе маленько, тебе маленько, тебе маленько. Это называется сбалансированный бюджет. Соответственно, мы на это маленько организуем транспортную работу. Если у нас появляются какие-то дополнительные источники, мы, естественно, и маршруты новые вводим, и как-то увеличиваем класс транспортных средств, и добавляем на существующие маршруты транспортные средства.

Например, мы за последние два года больше чем на десяти маршрутах увеличили класс транспортных средств.

— Будете ли увеличивать в следующем году количество выделенных полос для автобусов и где?

— Ну совершенно точно на Ленина продолжится работа. Вся улица, до пересечения с Мориса Тореза, она будет с выделенной полосой для общественного транспорта. Это будет происходить по мере благоустройства улицы Ленина.

Сейчас у нас в работе находится вариант введения автобусной полосы на улице Мельникайте — участок от развязки на улицы Дружбы до улицы Харьковской. Если всё получится, то введем. Также здесь же на Мельникайте есть потребность в выделенной полосе от Рижской до проезда Геологоразведчиков.

— Когда исчезнут автобусы малой вместимости? Сможем когда-нибудь отказаться от маршруток (чиновники называют их автобусами малой вместимости)?

— Сможем когда-нибудь, конечно, отказаться. Я, если честно, считаю, что автобусов малой вместимости в городе быть не должно. Это моя такая уверенная, твердая позиция.

Но давайте посмотрим на эту историю с двух сторон. Сразу все убрать нельзя, их нужно на что-то заменить. Мы можем сказать предпринимателю, чтобы он продал машину по остаточной стоимости, но ему взамен нужно новую купить. А чтобы это сделать в существующих условиях, нужно понимать, что пять-шесть лет назад «Газель» стоила полтора миллиона рублей, а сейчас — 4,6–4,8 миллиона рублей. А стоимость автобусов среднего класса поднялась до 10 миллионов рублей, большого — до 13–18 миллионов рублей в зависимости от вида топлива, а гармонь — под 30 миллионов рублей. Это реальные цены сегодняшнего дня. Китайская техника тоже значительно подорожала, там с ввозными пошлинами какая-то история произошла. Цена на китайские автобусы большого класса подбирается к 20 миллионам рублей, а средний класс стоит порядка 15 миллионов рублей.

Поэтому сказать перевозчикам сейчас, что мы убираем малый класс и вы берете автобусы большого и среднего класса, они, конечно, согласятся, но скажут — давайте деньги. А мы, то есть город, такой объем денег враз не потянем.

Многим не нравится, что по городу вынужденно приходится передвигаться на маршрутках (они же автобусы малой вместимости)

Просто взять и убрать автобусы малой вместимости нельзя. Плюс нужно понимать, например, по маршруту № 24, где я три раза был на изучение пассажиропотока на улице Муравленко, там утром 20 машин едут с интервалом от 6 до 9 минут, и у них идет густо-пусто-густо-пусто даже в час пик. Потом после 08:40 вообще пусто в салонах. И если мы возьмем на маршрут № 24 20 машин большого класса, то у них интервал движения сократится до раз в 20 минут. И у нас сразу же возникает вопрос — почему он так редко ходит? То есть нужно понимать, что количество автобусов малого класса, не будет равно количеству автобусов большого класса на одном и том же участке.

— А кто следит за тем, чтобы в маршрутках было не так травматично ездить? Жалуются, что в час пик просто невыносимо, даже висячих мест нет.

— Не должно быть, конечно, такого. Но вместимость — это вообще зона ответственности ГИБДД. То есть они контролируют вместимость, останавливают периодически, привлекают к административной ответственности.

Этот вопрос редакция уже обсуждала с Андреем Миллером, руководителем тюменской ГИБДД. Если интересно — читайте интервью по ссылке.

Но тут, наверное, вопрос как раз в том, что либо перевозчик, если он использует малый класс, он должен обеспечивать регулярность, которая у него заложена по контракту. Мы же понимаем, что если не приходит один автобус большого класса, то в следующий еще как-то люди помещаются. Если не приедет автобус особо большого класса, то там вообще проблем нет. А вот если не приходит один автобус малого класса и следом идет автобус малого класса, то люди в него уже не могут войти.

— У нас были жалобы, что на 51-м и 77-м, что они все переполнены. Также что с Алебашевского базара невозможно уехать утром.

— Например, у № 51 много дублирующих маршрутов. На Алебашевском базаре порядка 17 маршрутов проходят.

Тут мы заметили тенденцию, что люди многие не знают или боятся садиться в другой, непривычный им маршрут. Но он на самом деле, может, там же идет.

Я сам это наблюдал. Возвращался днем из администрации (Первомайская, 25) в департамент (Киевская, 60а) после совещания. На остановке было довольно много людей, и подъезжает автобус № 25, а следом № 35. И получается, что все садятся в № 25, а автобус № 35 открыл, закрыл двери и поехал дальше. Хотя траектория маршрута с этой точки одинакова, и на одних и тех же остановках останавливается.

Подумаем, и с нового года какую-то информацию дать по поводу того, что на каких автобусах куда можно уехать.

С 1 января стоимость проезда в общественном транспорте вырастет на 1 рубль. При безналичной оплате проезда нужно будет платить 30 рублей, а наличкой — 31 рубль

— Мы собирали вопросы, все передали. Но некоторые отпадают потому, что ввели пересадочный маршрут. Поэтому всё обсуждать, наверное, уже немножко некорректно будет в конце года. Люди жалуются, что из разных частей города им неудобно добираться, пробки, транспорт ходит редко.

— Буквально на днях обращение пришло из Тарман, по-моему. Просят четыре маршрута в разные концы города: на Дом Обороны, к Кристаллу, к Солнечному и к спортшколе. Соответственно, даже при наличии денег, если бы мы эти четыре маршрута сделали, то Тарманы бы просто все встали в пробку из автобусов, и никто бы оттуда не уехал.

Если говорить в общем, то у нас очень много узких улиц в городе. Если взять новые микрорайоны, например, Ново-Патрушево (где люди жаловались на невозможность втиснуться в автобусы. — Прим. ред.), то по улице Павла Шарова еще ну как-то более-менее разъезжаешься, а вот внутри микрорайона довольно стесненные условия.

В районе Метелево — Полевой проблема в том, что на светофоре на выезде на Воронинских горках всё время пробка в обе стороны. Туда гармошек за этот год, по-моему, три штуки добавили. Сейчас смотрим, прорабатываем с точки зрения безопасности дорожного движения, чтобы часть автобусов в Метелево дальше не ехала. Там же проблема с ЖК «Олимпия» (район Дома Обороны), и на Бабарынке основной трафик. Больше всего жалуется «Олимпия». И получается, что из-за пробки на Воронинских горках, люди из ЖК «Олимпия» не могут в час пик дождаться своего автобуса. Изучаем возможность сделать так, чтобы часть автобусов маршрута № 17 не заезжала в Метелево, там есть треугольник через объездную для разворота. Получается, он не попадет в пробку на выезде на Воронинских горках и будет собирать пассажиров, которые на Бабарынке в новых строящихся микрорайонах. Так что проблема там не в количестве автобусов на маршруте № 17, их там достаточно.

Власти надеются, что небольшие изменения в маршрутной сети помогут сократить время ожидания автобусов

— Очень много сейчас уже строится и планируют строить за ТКАД, получается в пригороде. Как эти люди будут включаться в жизнь города? Будет ли у них нормальное обеспечение общественным транспортом? Вот ситуация с Ново-Комарово тут очень показательна. Людям пришлось жаловаться, чтобы к ним запустили общественный транспорт.

— В Ново-Комарово была проблема не с общественным транспортом, а с дорогой. Я там был года полтора назад первый раз, и уже тогда мы были готовы запустить туда общественный транспорт. Но дороги не было, а сейчас есть — плиты положили. Но улично-дорожная сеть, там такая, что гармошку мы туда никогда не запустим. А мы встречались с застройщиками и вообще со всеми, там запланировано, что будут жить 29 тысяч человек. И еще дальше по Московскому тракту дома строят (за объездной. — Прим. ред.), а там вообще дороги нет.

Поэтому просто пустить маршрут, как-то организовать его — это не самая большая проблема. Самая большая проблема — это инфраструктура. Нужно, чтобы были остановки, чтобы была разворотная площадка. А разворотная площадка — это вообще сейчас беда. Застройщики, когда территорию берут, то стараются получить из нее прибыль, монетизировать. Соответственно, разворотная площадка, которая строится, это какая-то социальная нагрузка, то есть она доход не приносит. Плюс там автобусы стоят, кто-то начнет ругаться, кто-то будет машину ставить, и так далее.

В ближайшие годы застроят еще один огромный участок в пригороде (1100 га). Это земли напротив Яра и Ембаево, за развязкой на Тобольском тракте

Маршруты с пригородом. У ГУС (Главное управление строительства Тюменской области) полномочия по межмуниципальным маршрутам, это автобусы, у которых на табличках написано Тюмень и название населенного пункта, например, автобус № 127 Тюмень — Горьковка. А если на табличке указано, что пригородный поселок и городская улица, — это наше. Естественно, если ту же Горьковку расстроят, то автобус в таком виде, как сейчас (несколько раз в сутки) уже не сможет ходить. Мы понимаем, что для тюменской агломерации все эти истории с существованием межмуниципальных маршрутов, которые возят людей на автовокзал, когда-нибудь закончатся. То есть эти маршруты рано или поздно передадут городу. Но это опять вопрос денег и благоустройства. Если город берет на себя эти дополнительные обязательства, то они должны кем-то финансироваться, потому что это увеличение штата водителей, нужно больше автобусов, и проблема содержания улично-дорожной сети. В городе нормативы одни, а в районе — другие.

Если мы на 29 тысяч человек построили дома в поле, то мы понимаем, что эти 29 тысяч человек в магазинах «Красное Белое» на первом этаже все не работают. Люди в город ездят. Соответственно, маршрутная сеть по-другому должна быть организована. Если это все будут делать в совокупности, как по Ново-Комарово, где и ГУС, и застройщик, и город, все принимали активное участие, и благодаря совместным усилиям всё получилось. Если так и дальше будем работать, то, думаю, проблем не будет.

— Сами пользуетесь общественным транспортом, вам нравится? В час пики ездите как все люди в бочке на висячих местах?

Да, я даже ездил специально на автобусе № 28. Летом, когда жарко было, мы проверяли кондиционеры. Я проехал одну остановку.

— Сейчас люди будут сразу смеяться, что вы проехали одну остановку. Вы полноценно ездите? В час пик мы едем час, а вы говорите нам про одну остановку.

— Я просто не так далеко от работы живу, у меня потребности нет ехать час в общественном транспорте. Если именно мы берем ежедневные поездки, то мне тогда нужно сесть, например, на 45, приехать в Слободу сначала, а потом я поеду сюда обратно на нем же. На совещания в администрацию езжу на автобусе, например. Это очень удобно.

С января стоимость проезда в Тюмени подорожает на 1 рубль. Напомним, что школьники и студенты тоже смогут пользоваться пересадочным тарифом, но только после того, как у них закончатся льготные поездки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем