Президент Владимир Путин поставил в тупик «дорожных» чиновников внезапным предложением протянуть новую трассу М-12 не только до Екатеринбурга и Тюмени, но и до Челябинска, замкнув в кольцо. Строительство скоростной автодороги, соединяющей Москву с восточными окраинами Урала, уже началось. Часть трассы может быть платной.
Наши коллеги из 74.RU попытались выяснить, что это за автодорога, как она будет проходить и при чем тут Тюмень и Челябинск.
Что такое М-12
Это новая федеральная трасса, которая изначально планировалась как дублер магистрали М-7 на участке от Москвы до Казани. В отличие от М-7, трасса М-12 пройдет не через Нижний Новгород, а на сотню километров южнее — через Арзамас. Сдача дороги планировалась в 2027 году, но в конце апреля 2021 года президент потребовал добавить в ее схему участок от Казани до Екатеринбурга и завершить работы к 2024 году.
Добавленный президентом участок состоит из трех фрагментов: от Казани он идет по существующему отрезку трассы М-7 (383 км), который «разгонят» за счет обхода ряда городов. Затем маршрут ляжет по новой дороге от Дюртюлей в сторону Ачита (274 км) и закончится секцией трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург (164 км).
Предполагаемая скорость движения на трассе М-12 составит 120 км/час, а большая часть ее будет платной.
Сколько стоит проезд по платным трассам в России? Например, одна из самых популярных автодорог М-4 «Дон» имеет индивидуальные тарифы, которые зависят от типа автомобиля, времени проезда и даже способа оплаты. Так, для легкового автомобиля в будний день при оплате без транспондера 1300 километров от МКАД до Краснодара обойдутся в 1760 рублей, для грузовика — более 6000. При этом подмосковные километры в среднем дороже, чем на юге.
Инвестиции в строительство участков от Екатеринбурга до Казани составят до 500 миллиардов рублей, по другим оценкам — 850 миллиардов рублей, что выше бюджета на прокладку основной магистрали от Москвы до Казани (ориентировочно — 650 миллиардов).
Глава свердловского Минтранса Василий Старков подтвердил сайту E1.RU, что проектирование нового участка уже началось и его ведомство обсуждает вопрос с представителями госкомпании «Автодор» — одного из исполнителей проекта.
— Мы предоставили в ГК «Автодор» информацию по планируемой трассировке, — объяснил министр. — Рассказали об особенностях территорий и о том, есть ли среди них особо охраняемые. То есть дали все данные, которые необходимы для реализации проекта, потому что 2024 год — это очень-очень близко.
При чем здесь Тюмень и Челябинск?
В июле 2021 года Владимир Путин предложил «дотащить трассу М-12 до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть». Вице-премьер Марат Хуснуллин сказал, что проект протяженностью 600 километров возможен.
— Наша слаженная работа позволяет нам с уверенностью сказать, что мы в 2024 году дойдем и до Екатеринбурга, и до Тюмени, и до Челябинска, — прокомментировал Марат Хуснуллин.
Журналисты обратились к представителю вице-премьера за комментарием, но подробностей о том, как именно включат Челябинск в схему трассы М-12, им не сообщили, заявив лишь, что как такового проекта пока не разработано.
Наши коллеги попытались представить на схеме, как именно можно добавить Челябинск на схему трассы М-12 и как это повлияет на протяженность маршрута до Тюмени. Варианта три, один из которых реалистичный, два других — почти утопичные.
Самым очевидным решением выглядит реконструкция участка трассы М-5 от Челябинска к Екатеринбургу до четырехполосной скоростной магистрали на всём протяжении, что и так планировалось до 2021–2022 годов. В эту картину вписывается и замыкание екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) на участке от Челябинского до Полевского тракта — без этого невозможно объехать пригороды Екатеринбурга при движении из Челябинска в сторону будущей трассы М-12.
Как прямые свернулись в кольцо
Поскольку президент говорил о неком «замыкании в кольцо», а Марат Хуснуллин упомянул дорогу длиной 600 километров, складывается впечатление, что речь может идти о дополнительном участке между Челябинском и Тюменью, что в сумме с дорогой до Екатеринбурга и даст упомянутые 600 км, которые соединят города треугольником. Можно рассмотреть и другой вариант дороги от Челябинска до смычки с трассой М-12 в районе Ачита через окрестности Кыштыма и Нязепетровска. На схеме выше мы показали эти направления пунктиром.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что такие идеи целесообразны.
— В принципе, Челябинск и Тюмень, а также Челябинск и Ачит уже сейчас соединяются региональной сетью дорог, и в теории, наверное, можно реконструировать их и превратить в федеральные трассы. Однако альтернативой им является участок от Челябинска до Екатеринбурга, который и так делают четырехполосным, — считает доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев.
Его коллега, профессор той же кафедры Владимир Городокин, также видит наиболее реалистичным вариантом реконструкцию дороги Челябинск — Екатеринбург.
— Было бы нерационально строить новую дорогу при наличии существующей. Замыкать скоростные магистрали в некое кольцо между Челябинском, Тюменью и Екатеринбургом также несерьезно. Что же касается «срезки» дороги от Челябинска напрямую к Ачиту, то нам, автомобилистам, она даст какой-то выигрыш, но с точки зрения затрат оправдана только при отсутствии хорошей дороги между Челябинском и Екатеринбургом. Но если этот участок приведут в нормальное состояние, в том числе устранят ряд проблем с организацией движения в Свердловской области, смысла в дороге Челябинск — Нязепетровск — Ачит не будет.
Срезка действительно получается небольшой: путь от Челябинска до Ачита по существующим дорогам с учетом ЕКАДа составляет 370 км, по воображаемой трассе через Нязепетровск — порядка 320 километров. Экономия в 50 километров не существенна для трассы М-12, тогда как расходы на строительство участка будут несопоставимо большими.
Обход «дороги смерти»
Вероятнее всего, речь пойдет все-таки о реконструкции автодороги Челябинск — Екатеринбург. Помимо превращения ее в четырехполосную магистраль, потребуется существенное обновление всей инфраструктуры, чтобы соответствовать заявленным ранее стандартам трассы М-12, например, скоростным лимитам до 120 км/час.
В случае успеха новая магистраль Челябинск — Екатеринбург — Казань позволит южноуральцам ездить в западные регионы в обход сложных участков трассы М-5, перегруженных фурами и весьма опасных из-за риска лобового столкновения и перманентных ремонтов мостов. Но, прежде чем радоваться, дождемся конкретики: пока не ясен ни бюджет проекта, ни точные сроки его исполнения.
Подготовка к строительству трассы М-12 в районе Москвы началась в январе 2021 года, а в начале июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о начале реализации проекта, однако фактически ее прокладка начнется в течение года.
Зачем это Тюменской области?
Проекта строительства участка дороги до Тюмени пока нет. И непонятно, где именно будет проходить магистраль: параллельно с существующей трассой Тюмень — Екатеринбург или в другом месте. Эксперты утверждают, что дать первые объективные прогнозы о ее эффективности будет возможно после разработки проекта и предварительных расчетов.
— При этом опыт использования других платных участков в России показывает, что они востребованы. Однако интенсивность движения оказалась в полтора-два раза меньше, чем ожидалось на этапе строительства. Но нельзя не отметить и то, что в последние два года из-за пандемии экономика замедлилась: потребность в передвижениях снизилась, — рассказал редакции Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ.
Эксперт отметил, что рассматривать появление скоростной магистрали относительно одной Тюмени нельзя. Это история о транспортных коридорах между частями страны или даже между другими государствами.
— Скоростная магистраль — это элемент глобальной экономики. У такого проекта может быть мощный отложенный эффект с экономической точки зрения — это даст возможность быстрее доставлять грузы. Кроме того, подобные трассы строят в обход крупных городов. Это позволяет разгрузить дороги и в самих населенных пунктах, и действующие трассы, — добавил Дмитрий Захаров.
Ранее мы сообщали, что в Тюмени власти готовятся к строительству второго кольца вокруг города. Сейчас идет разработка проектной документации: согласно контракту, работы по проекту завершат до конца 2022 года. Они обойдутся бюджету в 91 миллион рублей.
Существующее кольцо вокруг Тюмени смогли замкнуть в 2018 году. Стройка заняла 15 лет.
Скоростная магистраль через Тюмень — это...