В Тюмени появился первый сервис каршеринга. В январе 2021 года в городе появились 20 автомобилей, которые жители города могут арендовать через специальное приложение. Редакция 72.RU проверила работу сервиса: мы отправили нашего журналиста прокатиться по городу и сравнили каршеринг с другими видами транспорта.
Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких поездок по городу.
Регистрируемся в приложении
Воспользоваться услугой каршеринга могут люди старше 21 года и имеющие стаж вождения в категории В больше двух лет. Для того чтобы арендовать автомобиль, нужно скачать приложение «Каршеринг Cars7»: оно доступно на платформах IOS и Android. Далее следует регистрация: придется потратить примерно 10–15 минут на заполнение формы и около часа на активацию аккаунта. Учитывайте это, если автомобиль вам понадобился срочно.
Разработчики тщательно проверяют документы на подлинность и соответствие требованиям сервиса. От вас потребуют: паспорт, водительские права и банковскую карту, которую вы привяжете к сервису для оплаты. Приложение попросит внести данные документов в чат-бот в печатном виде, а также сфотографироваться с документами. Это требуется для того, чтобы защитить пользователя и никто не смог зарегистрироваться под вашим именем.
Бронируем автомобиль
После успешной регистрации перед вами появится карта города со свободными автомобилями, которые можно арендовать. Обратите внимание: зона, в которой разрешено забирать и оставлять машины, ограничена. Пока тюменцам недоступны некоторые районы, например, Патрушева, Комарово, Плеханова, Метелёва, ДОК, Югра, Мыс, Ватутино, Тарманы, ММС, Матмасы, Антипино. Кроме того, жителям города нельзя уехать на арендованном авто в аэропорт. Зато можно на железнодорожный вокзал.
Нужно выбрать ближайшее к вашему местоположению авто и кликнуть «Забронировать». На экране появится информация о машине: марка, модель и цвет, номерной знак, уровень бензина и тип коробки передач (механическая или автоматическая). Для того чтобы забрать свой временный автомобиль, клиенту даются 20 минут. Если не успели — бронь отменяется и выбрать машину может другой человек.
За время нашего наблюдения в городе в среднем были свободны от 2 до 5 автомобилей. Интересно и то, что тюменцы оставляли машины на окраинах города: чтобы протестировать сервис, нам пришлось забирать автомобиль с улицы Кремлёвской, 110 (ЖК «Плеханово»). Мы забронировали белую Skoda Rapid с автоматической коробкой передач и проложили маршрут до нашего офиса на улице Максима Горького, 76. Приложение предлагает и очень удобную для нашего сурового климата функцию — прогрев автомобиля. Было приятно сесть в теплое авто, ведь на улице было минус 25.
Проводим внешний осмотр
Прежде чем начать поездку, автомобиль нужно внимательно осмотреть, начиная с кузова. Приложение также даст подписать акт приема-передачи транспортного средства. Пользователь сервиса несет ответственность за ущерб, который может нанести машине во время пользования. Каждый клиент должен фиксировать имеющиеся повреждения, чтобы не оплачивать ремонт, когда сервис их обнаружит.
Осмотр начинается с кузова. Тщательно изучаем его на наличие вмятин, царапин, облезшей краски, трещин на стеклах и присутствие всех элементов (дверные ручки, бамперы, пороги, брызговики, дворники, боковые зеркала). Если вы находите повреждение, его нужно сфотографировать и добавить краткое описание. Так вы снимаете с себя ответственность за неаккуратность предыдущих арендаторов.
Нужно обязательно проверить салон автомобиля и багажник на предмет оставленных там вещей. Среди них могут оказаться и те, за которые могут привлечь к уголовной ответственности: украденная техника, оружие, поддельные документы или даже наркотики. О нежелательной находке нужно сразу сообщить в службу поддержки сервиса. Инцидент фиксируется и передается в полицию. Если же инспектор ДПС обнаружит эти предметы, когда остановит вас для проверки документов, вам будет очень сложно доказать, что их владелец не вы.
Последний этап осмотра — проверка документов. В папке, которую оставляют в бардачке, должны находиться: памятка пользования сервисом, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства и топливная карта. С ее помощью осуществляются техническое обслуживание автомобиля, мойка и заправка. Кстати, залить бензин можно только на определенных станциях — они помечены на карте. Если карты в машине не оказалось, заправить машину можно со своей, а позже скинуть чек в службу поддержки — деньги вам возместят.
Поехали!
Мы всё проверили — порядок. Нажимаем «Завершить осмотр» и можем ехать. Приложение рассчитывает предварительное расстояние до конечной точки и стоимость поездки. У нас они составили 8 километров, 22 минуты и 176 рублей. Напоминаем, что цена за поездку рассчитывается поминутно, начиная с 6 рублей. На время, в котором авто находится в режиме парковки, действует другой тариф — 2,5 рубля. Есть и другие варианты: почасовая оплата, посуточная и даже помесячная.
Пристегиваемся и начинаем движение. Автомобиль новый и комфортный: есть подогрев передних сидений, автомагнитола с монитором, автоматические стеклоподъемники, подстаканники и многое другое. Салон чистый, чехлы и панель пока целые. Сам автомобиль по ощущениям в хорошем рабочем состоянии: движется без резких движений, педалями тормоза и газа легко регулировать скорость, шипы на резине не стерты. Возможно, вам понадобится пара минут, чтобы прочувствовать габариты машины и необходимую силу нажатия на педали.
Во время поездки в приложении отображаются навигатор с проложенным маршрутом, скорость движения авто и ориентировочное время прибытия и стоимость. Ехать четко по карте необязательно, если вы хорошо знаете город — выбирайте более короткий путь. Не забывайте, что услуга оплачивается поминутно: чем быстрее вы доедете до конечной точки, тем лучше.
Пора прощаться
В итоге мы потратили на поездку 35 минут и 344 рубля. Лишнее время набежало из-за долгой съемки и небольших заторов по пути. Перед последним поворотом к конечной точке собралась пробка, и мы решили завершить поездку раньше: иначе на счетчике набежало бы еще 10–15 минут. Доехать за 22 минуты (как предполагало приложение) было вполне реально. Удивительно и то, что в это время поездка в такси по этому же маршруту стоила 175 рублей. Поездка на каршеринге обошлась в два раза дороже.
Чтобы завершить поездку, нужно оставить авто в зоне работы каршеринга. Кстати, парковочного радара (парктроника) ни спереди, ни сзади нет: будьте аккуратнее. Далее нужно заглушить машину, выйти, закрыть двери и в приложении нажать кнопку «Завершить поездку». Вас попросят сфотографировать машину с четырех сторон под углом в 45 градусов. Поездка окончена: машина появится на карте и ее сможет забронировать следующий клиент.
А если по пути я попаду в ДТП?
Все сервисы требуют полного оформления ДТП, поэтому европротоколом обойтись не получится. Если попали в аварию, нужно сразу сообщить об этом в службу поддержки сервиса: они будут координировать дальнейшие действия. Далее — вызвать сотрудников ДПС, которые определят обстоятельства, виновника и составят протокол. Всё это время необходимо находиться на месте ДТП. Когда все процедуры будут окончены, автомобиль необходимо убрать с проезжей части: если он на ходу, нужно отогнать его на ближайшую парковку в зоне работы сервиса, если нет — эвакуацией займется служба каршеринга.
Если ДТП произошло по вашей вине, оператор спишет с вашей карты сумму, которая зависит от условий договора, использованного тарифа и типа автомобиля. За неисполнение обязанностей по оформлению ДТП, которые приведут к отказу в страховом возмещении, нести ответственность будет также клиент. Если авария произошла не по вашей вине, никаких взысканий с вас не будет.
Все нарушения Правил дорожного движения наказываются в соответствии с действующим законодательством. Если водителя каршеринга поймают пьяным, он будет нести такую же ответственность, как и владельцы личных авто. За грубые нарушения сервисы могут внести пользователя в черный список и запретить пользоваться своими услугами.
Если вы нарушаете Правила дорожного движения под камерой видеофиксации, штраф придет сервису. Однако он в свою очередь выставит вам счет на его оплату. Вычислить нарушителя очень просто: время, в которое был сделан снимок с камеры, легко соотносится со временем, в которое вы пользовались автомобилем.
Впечатления
По нашим личным ощущениям, услугой пользоваться вполне удобно. Но пока в городе очень мало машин, поэтому в нужный момент быстрее будет воспользоваться такси. Представители сервиса говорят, что со временем машин станет больше и шансы, что автомобиль для аренды окажется рядом, будут выше.
В пресс-службе компании добавили, что в Тюмени будут автомобили трех марок: Skoda Rapid, KIA Rio и Volkswagen Polo. Для любителей машин более высокого класса в последнем обновлении добавили Toyota Camry, правда, снимать ее поминутно не получится: минимум на сутки, стоимость — от 3680 рублей.
Каршеринг дает возможно порулить тем, у кого нет личного авто. Разве не здорово прокатиться с ветерком, не оформляя страховку, не проходя техосмотр и не платя транспортный налог?
Из недостатков можно выделить отсутствие видеорегистратора в салоне авто. Учитывая количество людей, которые могут воспользоваться машиной в течение дня, устройство сильно облегчило бы разбирательства в случае аварии.
Сама поминутная тарификация совершенно не подходит для поездок в час пик. Только в 10-минутном заторе можно потерять почти 100 рублей. Так, каршерингом выгодно пользоваться лишь при поездках на короткие расстояния при свободном движении.
Также на этапе развития каршеринга в Тюмени крайне неудобно то, что зона парковки машин ограничена. Почти вся заречная часть города недоступна: почему?
И плюсом, и минусом для водителя является управление чужой машиной. С одной стороны, можно лишний раз не дергать свой автомобиль в плохую погоду, оставить его членам семьи или отправить в СТО. С другой — водителю могут быть непривычны габариты, элементы внутри салона: это может создавать дискомфорт. Опять же, некоторые люди при пользовании чужими вещами чувствуют большую ответственность, другие, наоборот, относятся небрежно и без уважения.
А нужен ли нам каршеринг?
Неудивительно, но больше всего сервисов каршеринга в стране сейчас в Москве и Санкт-Петербурге. В Уральском федеральном округе такая аренда автомобилей доступна только в половине регионов. В ХМАО, ЯНАО и Курганской области каршеринга нет, в Тюмени и Челябинске — по одному оператору, зато в Екатеринбурге — целых три.
Несложно заметить, что этот тренд находит отклик в больших городах с большим трафиком движения. Каршеринг стал альтернативой автобусам, маршруткам и такси. Давайте сравним его с этими видами неличного городского транспорта.
Читайте также колонку нашего журналиста Екатерины Петровой о велошеринге. Услуга появилась в Тюмени летом 2020 года.
Смотрите и нашу подборку ЖК, в которые невозможно попасть без автомобиля: здесь ходит мало автобусов, а остановки расположены далеко.
Как вы относитесь к каршерингу?