Фотографии тюменок, живших на рубеже XIX–XX веков произвели настоящий фурор среди наших читателей. Многие признали, что барышни из небольшого уездного города на берегу Туры выглядели просто потрясающе. И, да, у них не было наращённых ресниц, накачанных губ и возможности по велению души переделать нос с помощью пластического хирурга.
А мужчины как же? Это правда, что были очень хороши собой, изящно одевались и тщательно следили за своим обликом? Ответить на этот вопрос предлагаем каждому из вас самостоятельно, посмотрев несколько архивных кадров. И узнать, кто эти люди, изображенные на пожелтевших от времени снимках.
Сын парикмахера
Сейчас бы Николая Костарева называли барбером или стилистом по волосам, но в конце позапрошлого столетия таких слов и выражений еще не было. Вместе с компаньоном на улице Царской (сейчас Республики. — Прим. ред.) в начале прошлого века держал магазин и парикмахерскую. Там он стриг и делал прически до самого ареста в 1937 году. Год спустя его расстреляли. Реабилитировали в мае 1989 года. На снимке изображен его сын Петр. Вторую половину жизни провел в эмиграции в китайской провинции — вместе в женой и детьми.
Мещанин
В юности Владимир Аверкиев, младший ребенок из семьи мещан, работал поварским учеником, служил в разных буфетах. В конце 1890-х годов проходил военную службу в качестве медицинского фельдшера, а за пару лет до начала службы женился на 15-летней Лидии Решетниковой, которую полюбил без памяти.
После революции Аверкиев сменил немало профессий: был кассиром, торговал в бакалейной лавке, заведовал гастрономическим отделом. В 1933 году скончался от чахотки. Похоронен на Текутьевском кладбище.
Обувщик
В семье тюменских мещан Константина и Акулины Космаковых было двое детей — Василий и Анастасия. У семьи было два больших частных дома на улице Запольной и мастерская по созданию обуви, где трудились и дети, и родители.
Позже Василий Константинович работал заведующим конторой и начальником станции Тюмень Товарная, был причастен к деятельности тюменского отделения «Уралторга».
Рабочий
На этом снимке изображен Порфирий Арямов, масленщик частного парохода в Тюмени. Одет по моде тех лет: в ватник и классические брюки. Нечто подобное и сейчас можно найти на сайтах онлайн-магазинов.
Главный архитектор
Константин Чакин получил квалификацию техника-строителя, которая дала ему право проектировать и возводить собственные сооружения. С 1898 года работал в Тюмени чиновником строительного отдела городской думы, а в 1905 году был назначен городским тюменским архитектором и оставался в этой должности до 1919 года.
Здания, построенные по его проектам, отличаются богатым крупным декором фасадов, зачастую символического содержания: гнутые балки, головки богов, наличие ризалитов, кирпичный орнамент. Среди его построек — бывшая типография на Первомайской, 11, частная школа на Луначарского, 14, производственный корпус завода Машарова (станкостроительный завод) и другие. Жемчужина среди них — его личный особняк на Семакова, 4.
Скончался в возрасте 86 лет в 1958 году. Его последним приютом оказалось Текутьевское кладбище.
Меценат
Степан Колокольников — потомок старинного рода купцов и мастеровых. В 1895 году унаследовал от отца крупное торговое дело «Торговый дом И. П. Колокольникова», а вместе с этим — монополию на торговлю чаем и деловые связи за границей.
Известен этот мужчина своим вкладом в развитие народного образования в Тюмени. На его деньги построили здания женской гимназии и коммерческого училища. Еще он всегда охотно помогал деньгами беженцам, погорельцам, дарил одежду, обувь и учебники детям из бедных семей. Много вкладывал в благоустройство Тобольска — за его счет проводили укрепление набережной, освещение улиц, телефонизацию.
В 1925 году Степан Колоколников умер в Нью-Йорке, в квартире на Манхэттене.
Сын закройщика обуви
Никифор Шелковников — тюменский мещанин, сын «закройщика бродней» (тип обуви для рыбаков. — Прим. ред.). Есть его имя в первой переписи населения и адрес домашний: согласно этим данным, жил он на Комсомольской, 30 (тогда эта улица называлась Тобольской).
В 18 лет женился на 17-летней красавице-мещанке Марии Служенковой из Ялуторовска. Жили долго, были по-своему счастливы.
Купец
Деды и прадеды Василия Вахрушева были крестьянами, а отец — купцом третьей гильдии. В жены себе Василий взял мещанку Прасковью Хохлову. У супругов было трое детей — две дочери и сын.
Есть у вас еще ретрофото Тюмени?
Конечно, есть. Предлагаем совершить интерактивное путешествие в прошлое и через истории тюменцев узнать, что такое «сияшка», где продавали самую вкусную краковскую колбасу, зачем для просмотра кино требовалась лодка и когда можно было купить модные джинсы за 80 рублей.
Еще приглашаем ненадолго отвлечься от дел и полюбоваться тюменскими модницами (и просто красивыми дамами) прошлых десятилетий. Изящными от природы, а не благодаря помощи косметологов и пластических хирургов. Они прекрасны.
А как же тюменские мужчины? Ведь красивые девушки появлялись у красивых пап. Мы решили показать вам красавцев-тюменцев в ретростиле. Многие из них легко задвинули бы голливудских красавцев.
В вашем домашнем фотоархиве тоже есть интересные снимки старой Тюмени и вы готовы ими поделиться? Присылайте их на почту редакции 72@rugion.ru или в Viber, WhatsApp, Telegram на номер +7 919 922–88–82. Лучшие кадры опубликуем на сайте.