Стиль и красота Имя Сальвадора Дали – лучшая реклама

Имя Сальвадора Дали – лучшая реклама

У тюменцев осталось меньше недели, чтобы увидеть экспозицию с мировым именем «Сны разума». Выставка работ двух великих испанцев – Франсиско Гойи и Сальвадора Дали, – размещенная в Музее изобразительных искусств, взбудоражила город. «Гастролей» музейного п

У тюменцев осталось меньше недели, чтобы увидеть экспозицию с мировым именем «Сны разума». Выставка работ двух великих испанцев – Франсиско Гойи и Сальвадора Дали, – размещенная в Музее изобразительных искусств, взбудоражила город. «Гастролей» музейного проекта такого уровня в Тюмени не было со времен «Пасхальных сюрпризов Фаберже».

Куратор выставки из центра «ЕвроАрт» Михаил Сергеев не отрицает, что лучшая реклама «Снов разума» – имя Сальвадора Дали. «Если бы я был жителем Тюмени, и узнал о выставке, то обязательно пришел бы посмотреть на его работы, – говорит Михаил Сергеев. – В городах, где уже побывала эта коллекция офортов, реакция была такой же: всем было интересно посмотреть на работы великого скандалиста, который любил эпатировать и в искусстве, и в жизни. Но люди, которые приходили на Дали, открывали для себя Гойю».

В Тюмени несколько картин великого сюрреалиста однажды уже выставляли в Доме купцов Колокольниковых, припоминают искусствоведы, однако такой целостной серии работ Сальвадора Дали город еще не видел. Поэтому кто-то пришел в музей ИЗО, чтобы посмотреть на картины в оригинале, а кто-то для того, чтобы просто побывать на модной выставке. Но у рядовых ценителей искусства выставка вызвала множество вопросов.

Далеко не все верили в подлинность работ, уповая на то, что привезенные «картинки» слишком уж маленькие и выглядят, как новые. Куратор выставки успокаивает: «К экспозиции многие относятся скептически, в провинции принято недоверять. Но могу заверить, это подлинники. Все гравюры пронумерованы, причем делали это сами авторы. Поэтому мы не могли нарушать этот ряд и выставили их попарно, чтобы зритель мог сравнить версию Гоий с интерпретацией Дали».

Экспонаты не создают впечатление потрепанных временем, даже бумага не пожелтела. «Мы используем специальные стекла для графики, сберегающие картину от постоянных лучей света. Менять их нужно каждые полгода. Когда мы подписывали контракт с германским музеем, смена стекол была прописана отдельным пунктом», – рассказывает Михаил Сергеев. Оказывается, для того, чтобы подлинники мастеров не испортились со временем, нужны и другие условия: свет в выставочном зале должен быть рассеянным, а влажность строго определенного уровня.

Ощущения тюменцев, посетивших выставку, сродни культурному шоку. «Вот так приобщились к «прекрасному»... Шокирована увиденным! Очевидно, разум Дали, действительно, спал, пока его руки «творили» подобное! После посещения выставки хотелось «отмыться», – пишет одна из пользовательниц 72.ru. Искусствоведы не скрывают, что «Сны разума» могут шокировать неподготовленного зрителя, а детям на эту выставку приходить и вовсе не советуют.

Каждая из двух частей выставки «Сны разума» ценна сама по себе. 80 офортов – гравюр на металле – принадлежат серии «Капричос» Франсиско Гойи, еще 80 работ – интерпретация этих же офортов в литографиях Сальвадора Дали. Над загадкой «Капричос» Гойи до сих пор бьются искусствоведы, а Дали в наше время принято просто поклоняться, безоговорочно доверяя таланту испанского художника.

Франсиско Гойя создает свою серию офортов «Капричос» в конце 18 века. Дословно ее название переводится как «капризы» или «причуды». Загадочную серию работ называют фантасмагоричной, жестокой и страшной. В ней не только сатира на средневековую Испанию, но и все человеческие пороки. Обычно «Капричос» делят на три части. Первые 35 офортов показывают пороки людского мира – распутство, небрежное воспитание, притворство, невежество, пьянство, беспечность, скупость. Здесь есть и исторические личности – королева и ее мелочный и злобный любовник Годой, которого ненавидела вся Испания. На нескольких офортах изображена любовь Франсиско Гойи – герцогиня Альба, оставившая его, и сам автор.

Следующие шесть офортов называют «ослиными». На всех изображен осел – древний фольклорный образ, представляющий тупость, жадность, упрямство, лень и сладострастие. Ослы в работах Гойи ведут себя, как люди, они то кичатся своей родословной, то заказывают портреты, то обучают других грамоте. Оставшиеся офорты объединены темой сна разума. Это офорты, в которых наружу вырывается подсознательное художника, где конкретные пороки уступают место ассоциациям. Ключевой офорт в этой серии – №43 под названием «Сон разума рождает чудовищ». На нем Гойя изображает себя, опустившим голову на офортную доску, а вокруг – целое сонмище нечисти. Героями последующих офортов становятся страшные силы ада – вурдалаки, ведьмы, бесы.

Именно тема сна и образы подсознательного привлекают сюрреалиста Дали. Эпатажный художник добавил в работы Гойи цвет и свойственные себе детали – растекающиеся часы, фаллические символы, пятна крови.

На стенах двух музейных залов экспонаты развешены попарно. Рядом с черно-белой картиной Гойи располагается ее второй вариант в исполнении Сальвадора Дали, но уже с новыми образами и в цвете. Названия работ у художников тоже отличаются, а под каждым творением можно прочесть комментарии современников Дали и Гоий. Например, одна из картин Гойи называется «Бука идет». На ней изображены испуганные дети, прячущиеся за мать. Прямо перед ними кто-то в широком плаще, его лица не видно – он стоит спиной к зрителю. Несложно догадаться, что это и есть тот самый Бука, которым взрослые пугают непослушных детей. На литографии Дали под названием «Неправда, пожалуйста, только не со мной...» та же самая картинка в цвете придает происходящему действительно угрожающий вид: из плаща Буки выглядывают чьи-то окровавленные останки.

Сальвадор Дали спустя более чем 150 лет берется за своего рода психоанализ произведений Франсиско Гойи. Обработанные им картинки выглядят куда безобиднее, чем оригиналы. Красочный озорной фрейдизм Дали современному зрителю ближе и понятней, чем аллегории и тени Франсиско Гойи. Дали не оставил на офортах темных пятен, он высветлил тени, тщательно прорисовал всех чудовищ.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем