Госдума в финальном чтении одобрила новый закон о КРТ, вступивший в силу с начала этого года. Многие поняли это так, что у муниципалитетов появилось право запрещать застройщикам возводить при реновации только дома — без садиков, школ и поликлиник рядом. Так ли это на самом деле и как это отразится на рынке недвижимости в Тюмени — разбираемся вместе.
Ведущие эксперты в сфере недвижимости обсудили новшества по КРТ на еженедельном вебинаре Единого ресурса застройщиков (ЕРЗ), посвященном этой важной теме. Ниже — их и не только мнения и прогнозы по теме.
- В чем главный смысл нового закона о КРТ: кратко о важном
- Кто должен создавать социнфрастурктуру в новых ЖК — застройщик или город
- Какие минусы есть у нового закона о КРТ: мнение девелопера
- Какие плюсы есть у нового закона о КРТ: мнение девелопера
- Как новый закон о КРТ повлияет на Тюмень: вердикт мэрии
В чем главный смысл нового закона о КРТ: кратко о важном
По мнению Минстроя, суть нового закона о КРТ — в четком распределении обязательств публичной и частной сторон в вопросе создания инфраструктуры.
— Идея изменений Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) в части строительства инфраструктуры в рамках КРТ заключается в том, что теперь в обязательном порядке должны решаться как вопросы обеспеченности и доступности инфраструктуры в проекте КРТ, так и вопросы очередности ее создания, а также закрепления в договоре конкретной стороны (частной либо публичной), которая обязана осуществить финансирование (создание) такой инфраструктуры, — объяснил Михаил Галь, замдиректора департамента комплексного развития территорий Минстроя России.
Он же добавил, что вопрос финансирования строительства соцобъектов при этом необходимо будет решать до заключения договора о КРТ. При этом, по его словам, новый закон не обязывает создавать социальную инфраструктуру в каждом проекте КРТ. Появляться она должна только там, где она в дефиците — исходя из нормативов градостроительного проектирования.
— Важно отметить, что теперь в обязательном порядке договором о КРТ также регламентируется вопрос очередности строительства жилья и инфраструктуры. Теперь последовательность реализации проекта определяется публичной и частной сторонами в рамках договора о КРТ и проекта планировки территории, что не позволит застройщику получить разрешение на строительство объектов в иной последовательности и «отложить» вопрос строительства инфраструктуры на последнюю очередь, — объяснил Галь.
Эксперт почеркнул, что поскольку переходными положениями закона не предусмотрена его обратная сила, юридически новые требования закона о КРТ будут применять только к новым договорам, заключенным после 1 марта этого года.
Кто должен создавать социнфрастурктуру в новых ЖК — застройщик или город
Сейчас при реализации проектов КРТ нет четкого разграничения, что кроме новых домов должен построить застройщик, а что — задача муниципалитета в лице профильных ведомств. Новый закон, в частности, должен устранить эти разногласия.
— Какой объем строительства соцобъектов и инфраструктуры должен возлагаться на застройщика? Сейчас судебная практика складывается так, что в некоторых регионах застройщиков дополнительно по уже построенным объектам нагружают обязательствами по [их] строительству. Зачастую территории уже обеспечены такими объектами, но муниципалитеты боятся принимать решение о строительстве жилья без создания социальной инфраструктуры, поскольку нет четкого понимания того, что считать обеспеченностью, — заявил вице-президент Российского союза строителей Максим Федорченко.
Он считает, что отсутствие таких нормативов несет исключительно негативные последствия.
— Необходимо провести комплексную оценку обеспеченности соцобъектами, запланировать конкретные цифры и оптимизировать под них региональные нормативы градостроительного проектирования, — считает Федорченко.
Какие минусы есть у нового закона о КРТ: мнение девелопера
Принятие нового закона о КРТ увеличит сроки реализации проектов — такую версию выдвинул Павел Ремнёв, директор по взаимодействию с федеральными органами власти ГК «Самолет».
— Принятие данной правки, как мы видим, сильно увеличит сроки реализации проектов в КРТ по инициативе застройщиков. Потому что сначала <…> необходимо дождаться утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки, а только потом уже приступить к утверждению документации по планированию территории, — считает эксперт.
Обратил он внимание и на то, что в одностороннем порядке устанавливаются более строгие требования к очередности строительства: необходимо указывать максимальный срок осуществления работ по проекту.
— При этом разрешение на строительство выдается на срок, соответствующий максимальному сроку строительства, а к основаниям для отказа выдачи разрешения на строительство добавляется несоответствие проектной документации срокам очередности проекта. И здесь возникает вопрос: каким образом застройщик может получить или продлить разрешение на строительство при увеличении срока реализации отдельной очереди? — интересуется Ремнёв.
Конкретного ответа на этот вопрос пока нет.
Какие плюсы есть у нового закона о КРТ: мнение девелопера
Есть у новшества по КРТ и положительная сторона: именно так считает представитель другого крупного застройщика. Заключается плюс в том, что внесенные в законодательство о реновации изменения облегчат работу застройщиков.
Такое мнение озвучил вице-президент по развитию и внешним связям ГК «Страна Девелопмент» Андрей Басов. К наиболее значимым изменениям от относит:
возможность вовлечения в КРТ территорий, занятых домами блокированной застройки, объектами ИЖС;
возможность корректировки условий договора о КРТ с учетом изменения перечня объектов, подлежащих сохранению или сносу, а также в связи с экономической ситуацией.
По мнению Басова, есть ряд важных вопросов по реализации КРТ, требующих проработки на законодательном уровне:
исключение выхода многоквартирных домов из КРТ на стадии его реализации;
создание механизма оперативного освобождения территории КРТ от самовольных построек — с возможностью сноса такой постройки лицом, заключившим договор о КРТ (с условием компенсации расходов на такую постройку лицу, которое ее осуществило);
объективное распределение социальных обязательств среди застройщиков с учетом предполагаемого объема жилищного строительства.
Как новый закон о КРТ повлияет на Тюмень: вердикт мэрии
По данным городских властей, вся новая застройка Тюмени осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, локальных правовых актов и генплана. Что до строительства многоквартирников в рамках КРТ, то разрешение на их возведение застройщики получают в соответствии с 51-й статьей ГрК РФ.
— При отсутствии оснований администрация города не вправе отказать в выдаче такого разрешения. Следует отметить, что отсутствие объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, детские сады, поликлиники, в соответствии с требованиями, установленными частью 13 статьи 51 ГрК РФ, не являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, — рассказали 72.RU в пресс-службе мэрии.
Там же уточнили, что строительство социальной инфраструктуры к компетенции горадминистрации не относится: это прерогатива управления капитального строительства, подведомственного ГУС Тюменской области.
— Таким образом, после внесения изменений в ГрК РФ в части установления требования по строительству социальной инфраструктуры при реализации КРТ, мы учтем это условие в договоре о КРТ, — подытожили в мэрии.
Что именно изменится для застройщиков и жителей территорий, которые попадут под реновацию, городские власти не уточнили. Этот вопрос требует проработки, поэтому конкретика появится позже.
При этом ранее на градостроительном форуме — 2024 заместитель губернатора Тюменской области Павел Перевалов рассказал, как можно изменить процесс проведения КРТ в Тюмени. Подробности — в этом материале.
Другие материалы о жилищном строительстве и не только вы найдете в разделе «Недвижимость» на нашем сайте. Так недавно мы рассекретили себестоимость тюменских новостроек, показали самые высокие в городе строящиеся дома и вместе с вами вспомнили непростую историю офисника-спутника тюменского ЦУМа.