Речной порт — знаковое для Тюмени место и один из модельных примеров увядания производственной территории. Когда-то это было мощное предприятие, один из центров сибирского речного пароходства, но постепенно автомобильный и железнодорожный транспорт вытеснил водный. В середине 2010-х власти приняли решение о реновации этой территории.
В ходе экстенсивного развития Тюмени порт оказался практически в самом центре города. Среду здесь едва ли можно было назвать сформированной: хаотично расположенные заводские цеха, гаражи и склады с бетонными заборами, между которыми «ютятся» старые деревянные усадьбы. Доступа к воде нет, связь с другими районами города слаба.
«Вернуть» эту территорию городу в середине 2010-х решили тюменские власти и Брусника. Девелопер сначала выкупил площадку, расположенную рядом с речным портом, а затем и сам порт. К проекту подключили американские, шведские и немецкие бюро.
— Переосмысление бывших производственных территорий, их ревитализация — тренд последних десятилетий, — уверен руководитель группы мастер-плана Брусники Василий Большаков. — Это естественное следствие перехода от индустриального к постиндустриальному укладу, к экономике, основанной на знаниях. Многим промпредприятиям больше не нужны площадки в 20 или 30 га, их расположение в центре стало неоправданно дорогим и неэффективным. Из-за этого бывшие заводские и портовые пространства пришли в упадок, они выпали из городской ткани. И теперь задача власти и девелоперов — интегрировать их обратно.
Этот материал — часть большого проекта, который рассказывает об истории и современности «Речного порта» — района у реки Туры. Чтобы узнать историю, принципы создания современных жилых районов и посмотреть, каким станет район в ближайшие годы — посмотрите наш большой проект.
Замкнутость и проницаемость
Мастер-план застройки «Речного порта» формировался с учетом интересов жителей, администрации, сообществ, владельцев земельных участков, бизнеса, экспертов. Совместно с городскими властями Брусника создала несколько рабочих групп, разбитых по предметным областям (экономика, архитектурное наследие, экология, социальная инфраструктура и т. д.), провела масштабный опрос жителей.
В итоге в основу концепции нового района архитекторы заложили две ключевые идеи: сохранение идентичности и «возвращение» городу реки. Территорию они планировочно разделили на южную и северную части, плотно связанные пешеходными и велосипедными маршрутами.
Южная часть по виду будет напоминать классический европейский город с равномерной сеткой улиц, среднеэтажной застройкой, приватными дворами и центральной площадью. Доминантой территории и новым городским ориентиром станет 24-этажная башня.
Северный участок будет обладать иным характером. Это сложная (с точки зрения совмещения функций), проницаемая, ориентированная на реку застройка. Дома здесь не замыкаются в п-образные кварталы, что позволяет раскрыть виды на Туру как из квартир, так и из города.
Пространства между домами в северной части играют роль линейных парков. Некоторые из них заведомо более тихие — там располагаются только зелень и входы в подъезды. Другие, наоборот, предполагают активность, здесь спроектированы детские и спортивные площадки, разнообразный ритейл. Коммерческие помещения занимают в разных зданиях от одного до трех этажей, благодаря чему жители получат необходимые услуги на месте.
По центру северной части пройдет пешеходная торговая улица, на которую «смотрят» витрины множества магазинов и ресторанов. К главной оси квартала примыкает небольшая площадь с дубом. Дереву примерно 30–35 лет, и оно останется на своем месте.
Части района будут соединены сквозными пешеходными и веломаршрутами. Их связующим звеном также станет исторический квартал вдоль Госпаровской.
Три набережные
Главным общественным пространством района станет набережная. Подробно о ее концепции архитекторы Брусники расскажут в следующих сериях. Сейчас — несколько крупных идей.
Территория вдоль Туры будет разделена на три зоны — городскую, индустриальную и природную. Отдельный проект — пространство под Профсоюзным мостом. У девелопера были планы превратить его в креативный кластер. В ходе воркшопов с активными горожанами удалось даже предварительно сформировать структуру этого кластера.
Принципов, на которых будет создаваться набережная, четыре — строительство зеленого каркаса, биоразнообразие (забота не только о растениях, но и животных), водный менеджмент (системы очистки сточных вод) и натуральные материалы.
На что опирались
Мастер-план «Речного порта» Брусника разрабатывала совместно с немецкими и шведскими архитекторами, обладающими экспертизой в создании гуманных пространств.
Источником вдохновения для нового района стали два проекта. Первый — хорошо известный не только урбанистам Хафенсити в Гамбурге. Некогда важный хаб размером в 240 га в 90-х утратил свое значение и постепенно ветшал. В 1996-м городские власти приняли решение о его реновации и, несмотря на шумный протест, в начале 2000-х приступили к стройке.
Изначально Хафенсити должен был стать районом люксового жилья и штаб-квартир больших компаний. Но довольно быстро власти поняли, что такая модель неустойчива, и они развернули стратегию освоения в сторону радикального смешивания, то есть соединения внутри квартала разных типов жителей, форм собственности и функций.
Что Брусника взяла из Хафенсити:
• контролируемую архитектурную эклектику, соединение индустриального наследия и современных материалов;
• акцент на хороший вид;
• интеграцию двух стихий — города и воды;
• устойчивость в широком смысле (экологичность, соучастие, сохранение идентичности, отсутствие социальной сегрегации).
Второй проект, на который ориентировались архитекторы, — Нордхавн в Копенгагене. История та же: относительно крупный порт потерял ценность, территория стала быстро деградировать. Изначально власти хотели сформировать здесь деловой центр (по типу Доклендс в Лондоне), но обстоятельства изменились, и концепция была переориентирована на жилье.
Как и Хафенсити, Нордхавн — заповедник современной архитектуры и урбанистических экспериментов. Здесь — полукилометровый дощатый променад с местами для купания и причалом для небольших лодок, здесь же — региональная штаб-квартира ООН с 1,5 тысячи солнечных панелей и морской водой, используемой в системе охлаждения. Рядом — две 60-метровые башни для хранения зерна, возведенные в середине XX века, были перепроектированы в офисные здания Portland Towers. В соседнем квартале — школа, в фасад здания которой интегрированы 12 тысяч фотоэлектрических панелей (более 200 МВт/ч в год).
Что Брусника взяла из Нордхавна:
• проницаемость и сетку улиц, позволяющую жителям за пять минут пешком добраться к зеленым зонам, набережной и основным инфраструктурным объектам;
• сохранение идентичности и культурной ценности территории;
• включение в зеленый каркас города;
• транспортную связанность с другими районами города.
ООО «Брусника»
tyumen.brusnika.ru