Тюмень — один из немногих городов России, население которого растет. С каждым годом всё ближе к миллиону. Центр города при этом похож на лоскутное одеяло: половина территории — разномастные крыши частных домов. Чтобы городу развиваться и привлекать новых жителей, строительства крупных районов на окраинах недостаточно. Центральные территории, сейчас застроенные частными домами, должны стать лицом города и получить новые функции.
В прошлом году в России принят закон о КРТ, который защищает интересы жителей частного сектора и ветхих домов, регламентирует действия застройщиков и властей. Девелоперы утверждают, что КРТ выгодно для всех — города, его жителей, бизнеса, переезжающих. Но так ли это на самом деле? Те, кто попал под расселение, обычно с недоверием относятся к подобного рода заявлениям. Однако на деле оказывается, что при добросовестном подходе КРТ — не тягостное испытание, а шанс повысить качество жизни. Вот три реальные истории.
История первая. Из отпуска — на новоселье
Людмила Колотова 16 лет прожила на улице Охотской. Участок они с мужем получили от администрации города, пока шло строительство, снимали квартиру. Дом получился видным: баня, скважина для воды, ухоженный сад и огород. Но в 2015 году Людмила овдовела. Содержать сад и огород одной стало трудно: дочь и внучка живут отдельно и не всегда готовы помочь.
Как вспоминает Людмила Сергеевна, она не знала, что квартал планируют расселять. Собиралась в отпуск на море, как вдруг за неделю до отъезда пришел представитель «Брусники» с предложением о выкупе участка. Первой реакцией, конечно, было недоверие.
— Я его даже во двор не пустила, — рассказывает Колотова.
Однако позже она взвесила все за и против, поговорила с соседями, которые тоже получили предложения. Сошлись на том, что всё вроде как справедливо. Людмила Сергеевна подписала договор и уехала в отпуск, а пока она отдыхала, дочь подыскала ей новую просторную двухкомнатную квартиру.
Но связи со старыми соседями Людмила Сергеевна старается не терять.
— Все довольны. Мы со многими созваниваемся. Все устроились. Кто помоложе, землю купили, коттеджи построили. Ну а я в квартире. На огороде-то работать уже тяжело было, а в своей квартире хорошо, — говорит она.
Закон о комплексном развитии территорий, или КРТ, был принят в конце 2020 года. Он предусматривает развитие и благоустройство пространств с предварительным сносом и расселением жилья, коммерческих или производственных объектов. Обновление городской застройки, как правило, происходит с привлечением внебюджетных источников. Власти, опираясь на генплан, определяют зоны КРТ, проводят голосование собственников жилья (если это необходимо) и организовывают аукцион на право развития территории. Так, в августе 2022 года администрация Тюмени провела аукцион на право заключения договора КРТ в районе улиц 2-й Луговой и Береговой (площадь участка — 28,8 га). Победителем торгов стала компания «Брусника».
История вторая. И трактор в придачу
47-летний Александр Катасонов, по его собственному признанию, вообще не планировал переезжать. С женой и двумя детьми он жил в добротном, почти новом частном доме на улице Мысовской. Был также и участок в 13 соток.
Узнав, что земля попадает под расселение, мужчина сначала очень расстроился: столько сил вложено в дом. Переговоры с компанией заняли несколько месяцев. В итоге Катасонов с семьей решили переехать в принадлежащий им дом в деревне, а компенсацию от компании — взять деньгами. На вырученные средства Катасонов купил жилье для мамы.
— А на оставшуюся сумму трактор взял, — говорит Александр. — Неожиданно это всё было, но я ни о чём не жалею.
По договору с администрацией Тюмени «Брусника» обязалась расселить с выигранного участка 3 аварийных многоквартирных дома, 134 частных дома и 11 коммерческих строений. На их месте появятся новое жилье, школа, два детских сада. Также планируется обустроить променад, который соединит набережную Туры и озеро Тихое.
История третья. Счастье на земле
Ирина Ёлгина жила в частном доме в районе ДОКа. Дом она построила сама, энергии хватало и на строительство, и на уход за садом и огородом.
— Когда сказали, что нас расселяют, я сперва расстроилась, — вспоминает Ирина, — но потом взяла себя в руки и стала искать варианты.
Представители «Брусники» предлагали женщине квартиру в городе, но от такого варианта она отказалась.
— Я привыкла жить на земле и даже если бы взяла городскую квартиру, то лет через пять всё равно бы снова села на чемоданы, — рассказывает женщина.
Ирина Афанасьевна — человек деятельный, и в итоге она практически за одну ночь подыскала себе «коробку» в СНТ «Луч», к дому прилагался и участок земли в 8 соток. Ремонт в новом доме взял на себя застройщик, также компания помогла и с переездом.
— А на оставшиеся деньги я ипотеку внучке закрыла, — добавляет Ирина.
Со старого места на новое Ирина взяла с собой собак, кошек и даже деревья из сада. Сейчас она обзавелась еще и курочками.
— Дом отличный: теплые полы, три комнаты — для меня одной больше чем достаточно. Площадь, кстати, на 12 квадратов больше, чем в моём старом доме. И деревья в саду прижились, — рассказывает Ирина Афанасьевна. — Никогда не думала, что на старости лет еще куда-то перееду и буду счастлива.
Проводя расселение, «Брусника» выкупает квартиры и участки, исходя из их рыночной стоимости и учитывая индивидуальные ситуации владельцев. При переезде на новое место люди могу забрать с собой любое подлежащее демонтажу имущество. Также специалисты «Брусники» могут помочь подобрать новое жилье.
Как действовать, если дом попал в зону расселения? Объясняет специалист по вопросам расселения Илья Шипилов.
— В первую очередь не стоит уходить от диалога со строительной компанией. Лучше не доводить ситуацию до суда, ведь в таком случае человеку придется нести судебные издержки. Кроме того, суд рассчитает компенсацию за жилье, исходя из текущей рыночной стоимости, без учета каких-либо пожеланий переселяемых. А застройщик обычно подходит к каждой семье индивидуально.
При общении с представителем девелопера нужно сначала убедиться, что диалог ведется именно с ним. Стоит попросить переговорщика предъявить доверенность от компании, можно перепроверить информацию о представителе, например позвонив в офис застройщика.
Во время переговоров надо постараться описать свою жизненную ситуацию. Максимально честно. Так девелопер сможет взглянуть на процесс вашими глазами и предложить оптимальные условия переезда.
Расселение не означает, что после завершения переговоров с компанией вы должны покинуть дом немедленно. Собственник может получить компенсацию и оставаться на месте, пока ищет вариант переезда и делает там ремонт.