В последнее время с частными домами в районе Маяка (сектор улиц Интернациональная — Восстания — Амурская) происходит что-то странное. Они горят друг за другом. Все пожары были ночью. В некоторых случаях эксперты уже признали, что дома, скорее всего, подожгли.
Ситуацию обостряет тот факт, что район идет под снос — в будущем на его месте должен появиться многоэтажный жилой комплекс. Сейчас местные жители опасаются, что если их дома сгорят дотла, то при расселении они получат слишком маленькую компенсацию или вовсе останутся без крыши над головой. В итоге они даже организовали ночные дежурства, чтобы не допустить новых поджогов.
Кому понадобилось сжигать дома и стоит ли переживать жителям этого района — разбираемся вместе.
Три пожара за месяц
Сейчас в границах улиц Амурская, Восстания, Интернациональная стоит несколько десятков частных домов. Все они признаны аварийными и подлежат сносу. В ближайшие годы район, согласно плану развития застроенных территорий, должен быть расселен. На его месте появятся многоэтажные жилые дома.
Первые пожары начались в конце сентября. За месяц с небольшим сгорели три многоквартирных дома. Сначала, 26 сентября, вспыхнул дом на Амурской, 174. Строение выгорело практически полностью. Сохранилась только половина дома, в котором после пожара жить невозможно.
Затем около четырех часов ночи 23 октября произошел пожар в доме, расположенном в 120 метрах от предыдущего, на перекрестке улиц Локомотивная — Восстания. Единственному жильцу пришлось выпрыгивать через окно, спасаясь от огня. В итоге пламя уничтожило не только дом, но и припаркованную рядом машину. Пострадавший мужчина сейчас находится в больнице с ожогами. Его соседи уверены: дом подожгли, так как огонь вспыхнул около входа. Именно поэтому погорелец не смог выйти через дверь.
Третьим загорелся многоквартиный дом на Амурской, 178. Его поджигали аж несколько раз.
— Дом пытались спалить трижды. Мы успели потушить огонь, но выгорел туалет. Потом в ночь с 1 на 2 ноября дом снова загорелся. В тот день к нам в гости приехали родственники с севера, поэтому мы поздно легли спать. Но не успели положить головы на подушки, как в двери стали стучать и кричать, что мы горим. У меня двое детей, в соседней части дома находились четыре маленьких ребенка. Младшему — четыре месяца. Выскочили на улицу, в чем были одеты, — рассказывает Виктория Мошанова.
Во время пожара пострадала одна из жительниц дома. Женщина, спасая детей, получила ожоги 9% тела. Жертвой пожара стала и собака, сторожившая дом. Она была на привязи, когда разгорелось пламя, но отцепиться смогла слишком поздно.
— Слезы текли, когда смотрел на неё... Очень сильно пострадала. Шерсть сгорела, сильнейшие ожоги. Мы скинулись с соседями, чтобы усыпить её, прекратить страдания. Другого выхода не было, — рассказывает Александр Налимченко.
Люди организовали ночное патрулирование
Череда однотипных пожаров напугала местных жителей. Кто стоит за поджогами — никто не знает, так как поймать поджигателя не удалось.
— Не хочется говорить ничего плохого и фактов, подтверждающих вину конкретных людей, у нас нет, но все дома начинали гореть с забора или входа. Другой причины не могло быть, никакого открытого огня нет, так как люди не курят и печное отопление практически отсутствует. Пожары произошли ночью, когда люди спали, — делится своим мнением местный житель Александр Котляров.
Александр Котляров, опасаясь за жизнь близких, организовал с соседями ночное патрулирование района. Они составили график дежурств, в который записались не только жильцы частных домов, но и неравнодушная молодежь из соседних многоэтажек.
Версии жильцов о том, кто может стоять за пожарами, расходятся. Одни считают, что действует хулиган-одиночка, а кто-то предполагает, что поджоги связаны с расселением района. Под снос попадают 34 дома — часть строений в собственности, часть принадлежит муниципалитету, люди живут в них по социальному найму.
После третьего пожара тюменцы написали обращение губернатору области и главе города. Обратились они и к главе областного УМВД с просьбой организовать дежурство полицейских, чтобы они ночью следили за порядком в районе.
Были ли поджоги
Дознаватели продолжают разбираться в причинах и обстоятельствах пожаров. Возгорание на Амурской, 178 в МЧС действительно рассматривают как поджог.
— По предварительной версии, пожар возник после занесения открытого источника огня. Это значит, что кто-то мог поджечь дом. Сейчас дознаватели разбираются, что стало причиной пожара, на месте были взяты образцы. Поджог подразумевает наличие какой-то горючей жидкости. Если эта версия подтвердится, то дело будет передано в полицию, — сообщили в пресс-службе МЧС по Тюменской области.
Что касается других домов, то, по версии МЧС, пожары на Амурской, 174 и Локомотивной, 99 произошли из-за неосторожного обращения с огнем. Эта версия официальная, основанная на результатах работы дознавателей и опроса очевидцев.
Что собираются строить в этом районе
Право на застройку территории в 2016 году получила компания «Сибстройсервис», построившая ЖК «Москва» и ЖК «Олимпия». Помимо них на участок претендовали компании ООО «АКВА-Инвест» и ООО «Элит Строй».
В «Сибстройсервисе» заверяют, что опасения жильцов по поводу трудностей с переселением в случае, если дом сгорит, напрасны. Согласно договоренности с городскими властями, все, кто проживает в домах, идущих под снос, получат жилье независимо, есть на участке дом или уже нет. Как проходит процесс оценки имущества и расселения жильцов, объяснил исполнительный директор компании Павел Юрочкин.
— Потеря имущества — это большое горе в жизни любого человека. Тем более если речь идет о единственном жилье. Мы выражаем соболезнования пострадавшим при пожарах. Касательно нашего отношения к ситуации. Мы, безусловно, выступаем как третье лицо. Это раньше застройщики занимались переселением самостоятельно, контактируя напрямую с собственниками ветхого жилья. Сегодня люди получают квартиры от городских властей: их добавили в эту схему как раз для того, чтобы обезопасить хозяев домов от давления со стороны застройщика. Процедура сейчас выглядит так: департамент земельных отношений делает оценку стоимости; мы заключаем с администрацией города договор о переселении и получаем от нее сроки и суммы выплат; жилье социального найма меняем на построенные нами квадратные метры в департаменте имущественных отношений города Тюмени; сносим ветхое жилье, межуем землю и начинаем строить, — рассказал Павел Юрочкин.
В качестве примера застройщик привел дом по адресу Локомотивная, 99, который сгорел вторым. Согласно договору с администрацией города, его хозяин в период апреля-декабря 2019 года должен быть переселен в новое жилье или получить деньги от застройщика.
На данный момент «Сибстройсервис» уже переселил людей из соседнего района, который тоже идет под снос. Новое жилье получили жильцы домов № 153, 155, 157 на Амурской и дома № 176 на Магнитогорской. Сама же активная застройка территории запланирована на 2020 год.
В администрации Тюмени тоже успокаивают людей, указывая на то, что застройщик в любом случае должен выполнить свои обязательства, так как оценка имущества жильцов уже прошла.
— Застройщик взял на себя обязательства и составил план расселения. Эти дома входят в план расселения, и факт порчи имущества не влияет на обязательства. Расселить должны, — прокомментировали в пресс-службе администрации.
Если у вас есть важная информация, касающаяся пожаров на Маяке, то свяжитесь с дежурным журналистом по телефону +7 982 781-74-07 (можно СМС, Viber, Telegram).