Вена известна не только вкусным кофе и волнующими душу вальсами. Как мадам Шанель прославила Францию знаменитым ароматом №5, так столица Австрии подарила миру «Модель №14». Именно с этой цифры в истории дизайна началась мода на венскую мебель. Изящные изогнутые ножки, классический оттенок древесины, сочетание элегантности, простоты и невероятной прочности – секрет успеха венского стула, ставший образцом высокой моды в мебельном деле.
Венский взгляд на мебель – это лёгкие формы, лаконичные линии и графичность силуэта. Пришедший в эпоху строгого, экономичного и слегка зажатого бидермейера, венский стул добавил немецким и австрийским гостиным аристократизма и изящества. В классическом варианте мебель изготавливали из натурального бука или дуба с применением ротанговой сетки. Те, кто мог позволить себе больше, щедро украшали предметы интерьера дополнительными элементами – отделывали макассаровым или ореховым деревом, чернением, тиснением и инкрустациями с самшитом, слоновой костью и черепаховым панцирем.
Австрийцы считаются родоначальниками венской мебели, но не способа ее изготовления. Технология гнутой древесины применялась еще в 17 веке в Англии. С ее помощью делали полукруглые спинки кресел и стульев. Самый знаменитый пример – виндзорский стул. Сиденье его изготавливали из сосны, американской липы или тополя, а на ножки и спинку шли североамериканский орешник или дуб.
В середине XIX века австрийцы всерьез заинтересовались технологией обработки дерева водяным паром. Древесину распаривали или вымачивали в кипящей воде. Это позволяло придавать ей любые формы – гнуть. Метод оказался выгодным и не особо затратным.
Авторами первой венской мебели считаются фирмы «Братья Тонет» и акционерное общество «Яков и Іосиф Конъ». Практически одновременно эти компании заинтересовались гнутьем, придумали интересные модели и вывели их на массовый рынок. На Всемирной выставке 1878 года в Париже оба конкурента получили по золотой медали. Михаэлу Тонету – выдающемуся ремесленнику и главе первой компании – все же удалось обогнать соперников на шаг.
Деревянные прутья, предварительно распаренные и соединенные в пучки, под руками Тонера принимали самые невероятные формы. Особым способом Михаэль Тонет изготавливал не только ножки и спинки стульев. Ремесленник разрезал лист фанеры на полосы одного размера. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Изобретение Тонета произвело фурор. Собственную мастерскую мебельщик открыл в 23 года, однако успех к ремесленнику пришел значительно позже. Эксперимент мастера – выпуск мебели из фанеры и гнутой древесины – долго не хотели признавать. Эксперты не видели уникальность идеи и не выдавали Тонету патент на изобретение. Когда же это произошло, Михаэль был близок к запуску массового производства. Сначала была серия «Стулья с боковым обрамлением», почти полностью состоявшая из цельной древесины. Затем появился «Стул №1» – с максимально простой конструкцией. Модель, чья спинка состоит из одной единственной петли, еще называют «шварценбергским стулом».
Гнутую паром или водой древесину использовали не только мебельщики. Этот способ широко применяли в кораблестроении, в производстве карет, колес, лестниц и оконных рам. После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула Elastic Chair, у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины.
Добиться безупречности, довести идею до совершенства мастеру удалось лишь к четырнадцатому варианту стула. «Модель №14», созданная после долгих поисков идеала в 1859 году, была признана образчиком стиля. Две дуги для спинки, объединенной с задними ножками, круг для сиденья и передние чуть растопыренные ножки – именно с этого простого, но невероятно прочного стула сформировалось понятие венской мебели и началось серийное ее производство. Конструкция состояла из шести деталей и доставлялась в разобранном виде. Смонтировать стул было очень просто, что особенно нравилось заказчику. Четырнадцатый вариант стула собирался уже без клея – лишь с помощью десятка винтиков.
Недорогие стулья буквально покорили европейцев и заполонили рынок. Со дня изобретения производство «Модели №14» не прекращалось. Сейчас этот венский стул компания, перешедшая к потомкам легендарного Михаэля, выпускает под номером 214.
Кстати, фабрика «Братья Тонет» известна миру еще одним полезным в быту и любимым обществом изобретением – они придумали кресло-качалку. Позже ассортимент расширился до обеденных столов, туалетных и журнальных столиков, конторок, секретеров, кроватей и детских колыбелей. Все предметы были в одном стиле – по-венски искусно изогнутом.
Прочность венской мебели не раз подвергалась испытаниям. В Киеве в начале XX века проводили необычное соревнование: сбрасывали предметы интерьера со второго этажа. Победило салонное кресло от фабрики «Яков и Іосиф Конъ». Более серьезный тест-драйв ожидал стул Тонета – «Модель №14» не разлетелась на части, даже упав с вершины Эйфелевой башни в Париже.
Венские стулья, как и вся мебель этого стиля, до сих пор заслуживают уважения и теплого отношения к себе. Благодаря простому и лаконичному внешнему виду, они считаются универсальными и могут быть использованы в абсолютно любом помещении и стиле интерьера. Отлично подходят не только для винтажных интерьеров или ретро-стилизаций, но и вполне современных дизайнов. Качественная мебель с богатой историей и уникальным стилем гармонично впишется как в классическую гостиную, так и обставленную в традициях минимализма столовую. Изогнутые спинки и тонкие ножки венских стульев хорошо будут смотреться и на открытых террасах на фоне зелени загородных домов. Гнутую мебель используйте в кабинете, дополняя стулья мягкими сидениями с геометрическим или растительным узором. Несколько лет назад компания «Братья Тонет» выпустила уменьшенную копию «Модели №14» для детских комнат.
Еще один плюс венской мебели – его долголетие. Стул, как правило, служит нескольким сменяющим друг друга поколениям. А новую жизнь предмету легко подарить с помощью кисточки и баночки акриловой краски. Современные вариации разрешают украсить деревянное сидение тканевой или кожаной обивкой различных оттенков. Возможны эксперименты и с цветом. Традиционный венский стул – это темно-красная, коричневая или рыжеватая древесина. Сегодня же мебель по-венски может быть выполнена из любого оттенка. Некоторые делают стулья по примеру Тонета из пластика.
Как и любая историческая вещь, стоит венский стул, конечно, немало. Однако множество фабрик и модных домов сегодня выпускает реплики, имитации и свои вариации на тему «Модель №14». Оригиналы же, созданные в мастерской Тонета, хранятся в основном в музеях и в домах коллекционеров. Настоящую «Модель №14» можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Центре Жоржа Помпиду в Париже. Популярный предмет мебели увековечен на полотнах Пикассо и Сальвадора Дали, увидеть его можно в фильме «Кабаре». К слову, в прошлом году шедевру Михаэля Тонета исполнилось 155 лет, а в 2016 году Европа отметит 220-й юбилей самого великого мастера.
Марина Лимонова