Недвижимость Замкнутый круг

Замкнутый круг

Тарифы расти будут, а менталитет людей не изменить – к такому выводу пришли участники прошедшего накануне круглого стола. Темой обсуждения стали коммунальные тарифы, а точнее их разъяснение обывателям с точки зрения экспертов. В качестве последних присутс

Тарифы расти будут, а менталитет людей не изменить – к такому выводу пришли участники прошедшего накануне круглого стола. Темой обсуждения стали коммунальные тарифы, а точнее их разъяснение обывателям с точки зрения экспертов. В качестве последних присутствовали все необходимые – от представителей власти до «самого короткого плеча» – руководителей управляющих компаний.

Население всегда волнует один единственный вопрос: «Почему с каждым годом мы платим все больше, а уровень услуг остается практически на начальном уровне?». Причем, найти тех, кто сможет внятно ответить на этот вопрос, среднестатистическому гражданину практически нереально. Оказывается, сложность заключается в том, что вопрос хоть и один, но задавать его нужно разным инстанциям. Сегодня оплата света, тепло, воды и газа – это вопросы к ресурсоснабжающим организациям, а за вывоз мусора, уборку помещений отвечают местные коммерческие структурам, если вы собственник жилья. Тем же, кто живет по договору соцнайма, – обращаться в органы местного самоуправления.

К сожалению, даже это разделение не дает обычному человеку четкого понимания процесса, а следовательно, не дает возможности разобраться в том, кто виноват. Ведь в итоге все сводится к тому, что в том, что грязные лестницы или отсутствие в доме тепла – его вина, жителя, а не кого-то еще «сверху».

Сегодня у ресурсоснабжающих организаций есть список злостных неплательщиков, где значатся управляющие компании, у которых, в свою очередь, списки должников-жителей. «Сейчас жители защищены максимально, но они сами себя подставляют, когда ничего не делают для того, чтобы как-то решить вопрос с проблемами управляющей компании. Они не контролируют деятельность последней, а в итоге, когда компания обанкротится, все равно будут вынуждены решать вопрос, но уже самостоятельно», – обозначил проблему исполнительный директор акционерного общества «Тюменьэнергосбыт» Александр Быков.

В свою очередь управляющие организации подтверждают, что добиться активности со стороны населения чрезвычайно сложно. «Добросовестные плательщики – это люди старшего поколения, пенсионеры. После идут люди, у которых низкий доход. Естественно, есть сезонные неплатежи – отпуска, подготовка детей к школе, праздники. А самые злостные неплательщики – это, как ни странно, предприниматели малого и среднего бизнеса. И что-то сделать мы можем только через суд, а до этого несем существенные издержки на убеждение, разъяснение и прочее», – пояснил представитель одной из тюменских УК Сергей Макаренко.

Представители власти считают, что виноваты обе стороны, а вот к ресурсникам вопросов нет, так как здесь взаимосвязь налажена. «Есть жилищные услуги – это администрирование управляющих компаний, где есть собственники, если муниципальное жилье, то это ответственность местного самоуправления, а все, что касается коммунальных платежей, по установлению планки роста тарифов, регламентируется Федерацией и субъектами Федерации. И здесь сегодня существует достаточно жесткая конструкция, – заверил заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь. – В первом же случае вся проблема в неэффективных коммуникациях между жильцами и управляющими компаниями. И отсутствие эффективного действия со стороны руководства УК, и отсутствие контроля со стороны жильцов в итоге порождают неприятные ситуации. Их немного, но они возникают, и здесь нужно постоянно разъяснять потребителям их права».

При этом представители управляющих компаний заявляют, что их прозрачность жестко регламентируется законом и постоянно контролируется жилищной инспекцией. Но способ, как при этой всей «прозрачности» заставить людей платить вовремя, никто из присутствующих предложить не смог.

Поступило предложение, что можно сделать, как в Германии, где все коммуникации вынесены за пределы жилья, и неплательщик тут же лишается всех благ, и пока не внесет платеж, останется без тепла и света. Оно было отметено, как технически неосуществимое для российских условий. Поставить же какие-то автономные терминалы оплаты – также не вариант. «Сломают. Такой уж менталитет», – заверили эксперты.

В свою очередь нерегулярные платежи от населения вынуждает обслуживающие организации задерживать оплату ресурсникам, а тем, в свою очередь, брать кредиты, чтобы в дома вовремя поступали тепло, свет, газ, в результате процентное бремя от кредитов ложится на плечи опять же населения, так как все издержки закладываются в тарифы.

«Дело в том, что там, где больше стоимость услуги, туда охотнее идут инвесторы, потому что там меньше срок окупаемости. С другой стороны мы защищаем интересы населения и делаем доступнее эту услугу, но истина где-то посередине. И все должны понимать, что чем меньше тариф, тем приоритетнее становится вопрос качества и надежности, потому что износ сетей, необходимость постоянного содержания, реконструкции, – источников для всего это является тариф, то есть оплата населения. И кредиты, о которых шла речь, тоже не решение вопроса, а лишь отсрочка, так как всевозможные кредитные издержки будут так же возмещаться за счет потребителя. Пусть и с отсрочкой», – резюмировал чиновник.

Со своей стороны все, что может сделать государство, – волевым решением тормозить рост тарифов, несмотря на всевозможные экономические факторы, например, рост цен на ресурсы на мировом рынке. Такое искусственное сдерживание, в свою очередь, ни к чему хорошему не приводит. В итоге надежда исключительно на осознанность действий рядового гражданина: беречь то, что имеешь, то есть свой дом, подъезд, воду, вовремя платить за услугу и не быть инертным по отношению к происходящим процессам.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем