Недвижимость Продуктовый ретейл: кто на новенького?

Продуктовый ретейл: кто на новенького?

Розничная торговля остается самой динамично развивающейся отраслью экономики. Однако последние два года этот сегмент сильно лихорадит: ряд крупных игроков продуктовой розницы в регионах преследуют неудачи. Рынок покидает один игрок за другим. Но несмотря

Розничная торговля остается самой динамично развивающейся отраслью экономики. Однако последние два года этот сегмент сильно лихорадит: ряд крупных игроков продуктовой розницы в регионах преследуют неудачи. Рынок покидает один игрок за другим. Но несмотря на провалы некоторых сетей, федеральные игроки активно борются за место в регионе. В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку наиболее солидных европейских рынков. По прогнозам на 2010 год, российский рынок станет самым крупным в Европе.

В 2009 году продуктовый ретейл, в отличие, например, от сегмента машиностроения, не рухнул на самое дно, но и веселого было мало. Средний чек в торговых точках упал: потребители ужались в своих потребностях. По некоторым данным, оборот розничного сектора, который рос на протяжении всего 2008 года на 10–18% в месяц, с февраля начал падать. Улучшение наметилось только ближе к октябрю. Но все же некоторые компании, которые не смогли разобраться со своими кредитами, ушли с рынка или перешли к новым акционерам («Мосмарт» отошел Сбербанку, «Арбат Престиж» и «Гроссмарт» пошли на банкротство и т.д.).

Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ретейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек. Одной из таких стратегий стала мультиформатность. Данная стратегия позволяет крупным сетевым игрокам удерживать рыночную долю, привлекать новых потребителей, а также обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата различных социальных ниш.

На сегодняшний день одними из наиболее перспективных регионов для развития торговых сетей, по мнению экспертов, выступают Западная Сибирь и Урал, где потребительское поведение жителей крупных городов не отличается от предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Темпы роста регионального ретейла в ближайшие семь лет могут составить около 13–15 процентов. При этом наиболее востребованным на ближайшие несколько лет, как утверждают эксперты, останется формат гипермаркета. Аналитики прогнозируют темпы роста этого сегмента на уровне 25 процентов в год.

Что касается такого сегмента, как «магазины у дома», то он начал активно развиваться с 2005 года, однако до сих пор данный формат не занял заметной доли рынка. Доходность таких магазинов ниже, чем у гипермаркетов или супермаркетов, зато затраты на открытие торговой точки невелики, определенный покупательский поток гарантирован, и есть возможность установить более высокую торговую наценку. Однако при всех преимуществах данного формата развитие «магазинов у дома» идет довольно медленными темпами.

Как утверждают специалисты «Rain Group Недвижимость», на развитие рынка розничных продуктовых сетей федерального и местного значения в конце 2008 года негативное влияние оказал финансовый кризис. Завершение 2009 года было ознаменовано другим, еще более значимым событием: компания Х5 Retail Group подписала соглашение о приобретении ста процентов активов торговой сети «Патерсон». Все универсамы сети «Патерсон» находятся теперь во владении крупнейшей по объему продаж розничной сети Х5 Retail Group, представленной во многих российских городах сетью магазинов «Пятерочка» и гипермаркетом «Карусель».

По словам специалистов «Rain Group Недвижимость», ближе к середине 2009 года федеральные и многие местные продуктовые сети возобновили свое развитие, хотя его темпы отличались от запланированных. Наблюдалось снижение арендных ставок до 40% по сравнению с предыдущим годом, высвободилось большое количество торговых помещений, что создало благоприятную обстановку для активного развития платежеспособных торговых операторов.

Несмотря на лихорадку в экономике 2009 года, лидеры рынка не только сохраняют темпы развития, но и заявляют амбициозные планы. Один из крупнейших российских ретейлеров «Магнит» потратил около одного миллиарда долларов на открытие 25–30 гипермаркетов и 450–500 магазинов «у дома». Таким образом, «Магнит» почти вдвое обходит планы развития в 2009 году. X5 Retail Group также увеличивает инвестпрограмму на 2010 год до 18 миллиардов рублей. Этого должно хватить для того, чтобы открыть от семи до десяти гипермаркетов, порядка 15 супермаркетов и 200–250 магазинов в формате дискаунтера.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем