Губернатор ХМАО Руслан Кухарук утвердил правительство Югры. Туда вошли несколько чиновников, с которыми он работал или пересекался во время мэрства в Тюмени. В этом материале разбираемся, кто переехал в Ханты-Мансийск, что это значит для округа и сотрудничества с регионами-соседями, а также что предстоит новой команде?
Кто пришел? Знакомимся
Бывший мэр Тюмени, а ныне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук утвердил состав регионального правительства. В Югру пришли выходцы из Тюмени, с которыми ранее пересекался новый глава округа. Пост заместителя губернатора ХМАО получили три человека, которые были замами Кухарука в бытность его работы в администрации Тюмени.
Ирина Чудова стала заместителем губернатора, руководителем аппарата и правительства ХМАО. Также в этой должности она будет курировать представительство Югры в Москве, департамент госслужбы и обеспечивать взаимодействие окружного правительства с региональной думой. До этого Чудова с 2018 года занимала пост заместителя мэра Тюмени. Пришла в тот момент, когда главой города уже был Руслан Кухарук. Чудова курировала экономику, стратегическое развитие и правовую сферу. Ушла в июле 2024 года.
Владимир Кильтау на посту замгубернатора Югры будет отвечать за сферу ЖКХ, энергетику, жилищный и строительный надзор. До этого чиновник несколько лет работал заместителем главы Тюмени — руководил деятельностью департамента городского хозяйства.
Андрей Пилипчук, находясь на должности замгубернатора, получил в подчинение окружной департамент госзаказа, региональную службу по тарифам и ряд финансовых вопросов. На посту заммэра Тюмени чиновник отвечал за финансы и налоговые вопросы.
Наталья Огородникова, став заместителем губернатора Югры, будет курировать деятельность департамента промышленности, ветеринарной службы и службы госохраны объектов культурного наследия. В Тюменской области она работала замдиректора департамента агропромышленного комплекса.
Замгубернатора Елена Майер курирует культуру, образование и науку, а также физкультуру и спорт в Югре. До этого она была директором департамента культуры Тюменской области.
— Я в свое время был пессимистом, когда ее назначили на должность директора департамента культуры. Но за время работы она сделала переворот всей системы. Даже банально — бесплатный вход в музей. У нее должно получиться на новом месте, — говорит собеседник редакции 72.RU.
Также руководящие посты в нескольких департаментах получили выходцы из Тюмени. Директором департамента социального развития стал Антон Терехин. В Тюмени он был заместителем главного врача по экстренной медицинской помощи ОКБ № 2 и депутатом гордумы.
— Могу предположить, что кандидатуру Терехина будут растить с целью, чтобы в будущем он заменил замгубернатора, который курирует сферу здравоохранения и социального развития. В социалке он новичок, — рассуждает собеседник редакции 72.RU.
Кирилл Харитонов возглавил департамент внутренней политики. Он переехал из Екатеринбурга. Там Харитонов занимал пост замдиректора департамента информационной политики Свердловской области, но родился и политическую карьеру начинал в Тюменской области.
— Харитонов за три года работы в Екатеринбурге набил руку. У него был хороший учитель (имеется в виду Олег Чемезов, вице-губернатор Свердловской области. — Прим.ред.), — характеризует нового директора департаменте еще один собеседник 72.RU.
Александр Фролов получил должность директора департамента строительства и архитектуры Югры — главного архитектора. Ранее он руководил управлением госэкспертизы проектной документации Тюменской области.
Летом в правительство ХМАО из тюменской администрации перешли еще два чиновника. Евгений Колчанов стал заместителем руководителя аппарата губернатора, правительства Югры. До этого он в мэрии работал с Чудовой. Второй — Виктор Гамузов. До переезда в Ханты-Мансийск он занимал пост директора департамента экономики и стратегического развития. В Югре является исполняющим обязанности директора окружного департамента промышленности.
Собеседник 72.RU со скепсисом относится к большому количеству тюменцев, которые пришли в югорское правительство. Он предполагает, что может возникнуть расслоение между новичками и чиновниками, которые давно работают в округе.
— Я могу предположить, что произойдет сильное расслоение между своими и чужими. Самое опасное — там осталось много мэров, которые несговорчивые. Может быть, Кухарук будет их менять, но я не ожидаю каких-то резких изменений в ближайшие годы. Он не самостоятельный. Многие решения кадровые — это не его решения. Есть люди, которые ему и так достались, есть те, которых ему поставили, есть те, которых он привел. Последних — раз-два и обчелся, — говорит инсайдер.
Александр Безделов, тюменский политолог, характеризует новое правительство следующим образом: меньше интриг и соперничества и больше нацеленности на результат.
— Не секрет, что в правительстве ХМАО было место серым кардиналам. Сама структура была такой, что некоторые сферы были поделены, и была конкуренция между заместителями губернатора. Разведены были кадры и сам аппарат, что противоречит общероссийской практике. Соответственно, была конкуренция, что стопорило многие проекты. Кроме этого, не было зама по ЖКХ, — объясняет собеседник.
Большая тюменская экспансия на север — что это значит?
В правительство Югры переехали больше десяти тюменцев (если считать еще и Кухарука). Собеседники корреспондента 72.RU обращают внимание на практику, когда чиновники, приходя на новую руководящую должность, с собой «привозят» бывших подчиненных.
— Мы стали свидетелями тектонических сдвигов в политике Югры. Самыми масштабными с 2010 года, когда пришла Наталья Комарова. Прежде всего показателен десант из Тюмени. Пять заместителей из тринадцати — это масштабные изменения. Они показывают, что Тюмень пока обладает кадровым потенциалом, который способен закрывать потребности других регионов, — отмечает политолог Безделов.
По его словам, изменения вызваны аудитом деятельности региональных органов власти, когда ушедшие показали отсутствие каких-то результатов, перспектив, эффективности. С другой стороны, добавляет собеседник, для каждого губернатора важно доверие к членам своей команды и их эффективность.
— Регион входит в состав большой Тюменской области. И, соответственно, абсолютно очевидно, что связи между Тюменью и ХМАО в значительной степени укрепятся. Не секрет, что Наталья Комарова старалась дистанцироваться от Тюменской области. Если мы посмотрим на сотрудничество Тюмени и Ямала — различные программы по переселению, образованию, здравоохранения, — они взаимовыгодны для двух регионов. С Ханты-Мансийском такого глубокого сотрудничества не было. Большое количество высокопоставленных чиновников продолжает карьеру в ХМАО, и это говорит о том, что сотрудничество двух регионов станет более тесным, — добавляет Безделов.
Владимир Сысоев, полномоченный представитель председателя ЛДПР в УРФО и депутат Тюменской областной думы, чья фракция в ХМАО регулярно критиковала деятельность Натальи Комаровой и ее правительства, положительно отозвался о кадровых назначениях.
— Если опираться на кадры, мы считаем, что они должны быть из тюменской «матрешки». По нашему мнению, это единый регион. А когда приезжают люди из других территорий, которые не ведают и не понимают, как устроен регион, как он живет и развивается, какие традиции, взаимоотношения между элитами, это приводит часто к плачевным результатам. К сожалению, в Югре, начиная с 2010 года, мы видели, сколько скандалов сотрясало тот круг людей, чиновников, которые работали в команде у ушедшего губернатора Комаровой. Поэтому мы надеемся, что новым кадрам, которые пришли, удастся под руководством Руслана Николаевича перезапустить социально-экономическую повестку в ХМАО, — высказался Сысоев.
Приход тюменской команды будет означать усиление влияния Тюменской области на происходящие процессы, уверен Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем.
— Было понятно, что человек приведет своих. Никто не сможет управлять в одиночку. Всё всегда строится на команде. А команда по традиции будет смотреть туда, откуда пришла, — объясняет он.
Что дальше?
Новому югорскому правительству и губернатору предстоит решить ряд проблем. Например, Сысоев надеется, что в регионе будут новые программы, направленные на решение вопросов социального развития.
По мнению Евгения Минченко, политолога и президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», главное — удержать набранный предыдущими командами темп, а также решить вопросы с муниципалитетами и мигрантами.
— Очень многое было заложено при Александре Филипенко. И надо понимать, что для Югры характерно очень плотное взаимодействие крупного бизнеса и муниципальных органов. Я думаю, что муниципалитеты надо донастроить. Потому что есть такие точки, где бурлит, — типа Нефтеюганска. И я думаю, что серьезный вызов, который накопился, — это проблемы с мигрантами. Потому что уже складываются такие устойчивые анклавы, как в Сургуте, например. Я думаю, что это вызов, но он общий для всей страны, — пояснил собеседник.
Безделов говорит, что самая главная задача — это повышение эффективности органов государственной власти в округе. То есть правительство должно стать более работоспособным, отвечать современным актуальным запросам и жителей, и экономики, и социальной сферы.
Политические перестановки в большой Тюменской области цепной реакцией начались в конце мая. Всё началось с ухода Натальи Комаровой с поста губернатора ХМАО. Это произошло 30 мая. В тот же день временно обязанности главы региона стал исполнять Руслан Кухарук. А на место мэра Тюмени в июле поставили Максима Афанасьева.
Окружная дума избрала Кухарука губернатором ХМАО в сентябре. Комарова стала сенатором в Совете Федерации.