Политика Александр Гаврилей, главный врач Областной станции переливания крови: «Моя кровь пригодилась одной из пострадавших в авиакатастрофе»

Александр Гаврилей, главный врач Областной станции переливания крови: «Моя кровь пригодилась одной из пострадавших в авиакатастрофе»

Тюменцы мгновенно и чутко отреагировали на известие о катастрофе самолета АТR-72 авиакомпании UTair, выполнявшего рейс №120 по маршруту Тюмень–Сургут, который упал 2 апреля в 7:44 в нескольких километрах от Тюмени, в районе села Горьковка. Уже в девять часов утра на областную станцию переливания крови (улица Энергетиков, 35) стали приходить первые доноры, чтобы сдать кровь для пострадавших.

Всю минувшую неделю учреждение работало в усиленном режиме. «Телефоны не умолкали ни на минуту, я такого еще не видел», – вспоминает первый день после авиакатастрофы главный врач областной станции переливания крови Александр Гаврилей.

Что первое пришло в голову, когда вы услышали о катастрофе?

– О крушении самолета я узнал в понедельник в начале девятого. Первая об этом мне сообщила одна из сотрудниц, у которой муж работает в Утешево и сам видел катастрофу. Я сразу открыл Интернет и стал читать появляющиеся каждую минуту новые подробности трагедии. Первое, что пришло в голову, – упал самолет, есть пострадавшие, понадобится наша помощь. Я связался с департаментом здравоохранения, мне сказали, что пострадавших везут на скорых в больницу. Затем позвонил в больницы, куда доставили раненых. Больницы запросили у нас компоненты крови, к примеру, вторая областная попросила сразу 13 литров крови всех групп. Всего в этот день, 2 апреля, в эту больницу мы отвезли 22, 5 литра крови – всем пострадавшим требовалось остановить первичное кровотечение.

Я ожидал большое количество доноров. И чтобы усилить нашу службу и справиться с экстренной ситуации в Тюмени, пришлось отменить запланированную на понедельник командировку наших сотрудников. В этот день был намечен выезд бригады наших специалистов в Голышмановский район для забора компонентов крови. К 10 утра я узнал, что у трех пострадавших в авиакатастрофе отрицательный резус – два раненых с третьей отрицательной, одна девушка – с первой отрицательной группой. В 11 часов я сдал 450 миллилитров, так как у меня тоже тоже третья отрицательная. Мы выдали весь запас станции переливания по редким группам, в том числе и из нашего банка крови.

Около полудня я связался с Сургутом, когда услышал в новостях, что готовится борт, который доставит в Тюмень родственников пассажиров разбившегося самолета. Сургутских коллег я попросил, чтобы они выслали нам первую и третью отрицательную группы. Хотел подстраховаться, чтобы всегда была в наличии. Сургутский рейс встречала наша машина в аэропорту, и груз был на станции уже в начале пятого. К 17 часам у нас были приличные запасы первой и третьей групп отрицательного резуса.

По вашему мнению, тюменцы оперативно среагировали на просьбу о сдаче крови для пострадавших в авиакатастрофе?

– Сообщения о необходимости донорской крови были размещены утром в понедельник в соцсетях. Доноры стали приходить еще раньше. Многие из них пришли сами рано утром, как только услышали о трагедии. Люди звонили постоянно и спрашивали, какая кровь необходима, где и когда можно сдать кровь для пострадавших... Первыми пришли студенты Нефтегазового университета, так как среди пассажиров разбившегося самолета были их друзья и знакомые. Затем родственники пострадавшей девушки с третьей отрицательной группой тоже обратились к донорам в соцсетях. Тогда уже стали приходить люди, которые сдавали кровь именно для нее.

С каждым часом люди все прибывали и прибывали, все больше и больше. В понедельник станция работала до семи вечера, наши сотрудники закончили переработку и ушли домой около полуночи. В день трагедии на станцию обратились около 600 человек, более сотни из них мы отказали по медицинским противопоказаниям. Например, приходило много девушек-студенток из Нефтегаза, которым было отказано по причине недостаточного веса – до 45 килограммов. Донорам с низким уровнем гемоглобина мы говорили: «Идите домой, покушайте хорошенько и приходите через неделю!». В понедельник станция переливания приняла 460 человек. На второй день, 5 апреля, еще больше – 494 донора.

Во вторник рано утром пришли организованно сдать кровь сотрудники ОМОН, которые накануне работали на месте трагедии. В этот день мы начали забор крови с семи утра, а уже в половине седьмого у дверей собралось очень много людей. Во вторник работали до семи вечера. Со среды поток доноров пошел немного на спад. В пятницу, 6 апреля, кровь сдали более 150 человек. А 5 апреля сотрудники нашего мобильного комплекса – передвижной лаборатории по забору крови – выезжали в региональное Управление Федеральной службы безопасности, областную прокуратуру и в ТНК-BP. Сотрудники этих ведомств и организаций – наши постоянные доноры – тоже массово сдали кровь для пострадавших в авиакатастрофе.

Как вы оцениваете работу вашей службы в экстренной ситуации?

– Страшная авиакатастрофа в Тюмени – первый такой случай на моей памяти. Наша служба как организация, обеспечивающая пострадавших компонентами крови, постоянно принимает участие в учениях, которые проводит МЧС на случай возможных катастроф. Мы задействованы в подготовке, потому что должны быть готовыми к массовым трагедиям – иметь в наличии необходимые расходные материалы, системы для тестирования крови на наличие вирусов, должен быть готов к работе в экстренном режиме и весь персонал. Могу сказать, что коллектив показал, что может действовать слаженно и оперативно.

Случившееся в понедельник подтвердило, что наша служба готова действовать мобильно. С утра пришлось решать сразу несколько организационных вопросов – к примеру, увеличить количество регистраторов. В обычные дни в регистратуре работают два специалиста, 2 апреля мы увеличили до пяти, чтобы сократить очередь. Наш мобильный комплекс, работающий на выездах, утром подогнали к крыльцу, и часть доноров сдавали кровь, не заходя в здание станции переливания. У автомобиля была организована и выдача справок, чтобы посетителям не пришлось идти за документами на второй этаж и не создавать давку.

При подъезде к нашему зданию образовался затор из автомобилей, которые не могли разъехаться на узкой дороге. Мне пришлось обратиться за помощью в ГИБДД. Помощь пришла мгновенно – на перекрестке улиц Одесской и Энергетиков и у крыльца станции поставили сотрудников ДПС, которые пропускали подъезжающий и отъезжающий транспорт по очереди.

Для выживших пассажиров самолета тюменцы делают все, что могут сделать в этом случае – сдают кровь, перечисляют деньги на счет для оказания помощи семьям погибшим и пострадавшим в катастрофе. Смогут ли, на ваш взгляд, выжившие в этой трагедии вернуться к нормальной жизни?

– Вернуться к прежней жизни... Я думаю, это произойдет не скоро. Сначала пострадавшим надо вылечить травмы, восстановиться физически. После таких тяжелых сочетанных травм курс реабилитации будет очень длительным. Вся надежда сейчас на то, что все выжившие в этой ужасной катастрофе смогут вернуться к нормальной жизни. Их помогает бороться за жизнь кровь многих человек, кто пытается их спасти. Через полгода вся перелитая кровь будет уничтожена организмом, так как организм не терпит чужеродных клеток. Как только донорская кровь выполнит свои функции на определенном этапе, организм от нее избавится.

После подобных случаев люди потом долго, как я знаю, избавляются от аэрофобии. Хотя могу сказать, что страх перед авиаперелетами присутствует практически у каждого из нас. Я в глубине души тоже боюсь летать. Один мой знакомый планировал полететь этим рейсом, но обстоятельства сложились так, что полетел на север не в понедельник, а во вторник на похожем самолете ATR-50. Говорит, что на борту было всего пять пассажиров. Но со временем все забывается – боль и страх утихают. И люди снова будут летать...

Фото: Фото из архива Александра Гаврилея
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем