Сегодня тюменцев шокировала новость про подростка, который покончил с собой. Свои действия он объяснил проблемами с родителями, учителями, девушками и недовольством своей внешностью.
Редакция 72.RU обратилась к главному научному сотруднику Института изучения детства, семьи и воспитания РАОН, доктору психологических наук, профессору Вере Абраменковой, чтобы она проанализировала сказанное подростком перед гибелью и объяснила, что могло бы стать причиной такого страшного поступка.
— К сожалению, это традиционные мотивы, которые ведут к суициду. Это недовольство своей внешностью, проблемы с учебой, родителями или со сверстниками. В сознании подростка они раздуваются до неимоверных пределов, и ему «нечем дышать». Здесь, конечно, нужно было обратить внимание учителей и родителей на внешние проявления — депрессивное или агрессивное поведение. Безусловно, внимательный взрослый обязательно увидит, когда это произошло, и задаст себе вопрос, а что же произошло. Тогда нужно обратиться к сверстникам. Напрямую можно не задавать такие вопросы. Если у ребенка есть друзья, встретиться и закрыто поговорить с ними.
Рисунки — сигнал родителям
По словам Абраменко, подсказку родителям могли дать рисунки. Ведь именно их покончивший с собой тюменский подросток завещал своему другу. Школьник утверждал, что рисовал полтора года, когда ему было плохо.
— Если внешних проявлений к суициду не было, здесь очень интересны рисунки. Проявления могут быть зафиксированы в них или в изменении стиля литературного сочинения и даже почерка. По этому будет видно, что произошел какой-то психологический удар или травма. Очень важно неосознанное рисование. Что рисует ребенок? Он может сидеть скучать на уроке и зарисовывать что-то на полях. Важно, чтобы школьный психолог попросила посмотреть тетрадь. Для внимательного психолога это показатель того, что представляет внутренний мир ребенка. У меня есть два рисунка: одного мальчика-убийцы и мальчика-самоубийцы. Они находились в разных местах, но рисунки у них похожи. Рисовать они могут совсем разное: это индивидуально надо смотреть. У убийцы была нарисована плаха, виселица и орудия убийства, а тот, кто покончил с собой, нарисовал себя серой маленькой мышкой. Конечно, не все дети, которые рисуют себя в уничиженном виде, совершают суицид, но обратить внимание надо, — заявляет Абраменко.
Недовольство своим телом
Подросток также говорил про недовольство лишним весом. К этому вопросу родители тоже должны относиться серьезно.
— Мальчики и девочки очень переживают из-за лишнего веса. Надо ребенка просто показать детскому эндокринологу. В этом возрасте происходят изменения во всей сфере — телесной, психологической и духовной. Все три составляющие оказываются под ударом. Телесное легче выправить. Знаю мальчика, у которого во время конфликта в семье произошел гормональный сбой — и он начал толстеть. Он толстел, и до сих пор у него не нормализовался вес. Я это назвала подушкой безопасности — неосознанное наращивание защиты от удара.
Не всегда детские суициды происходят в неблагополучных семьях, где выпивают родители и случаются постоянные конфликты.
— Есть внешне благополучные семьи, в которых, как ни странно, именно в них случаются трагедии. Внешняя благополучность обманчива. Конечно, в семью лезть никто не может, но то, что семейные проблемы, естественно, ложатся тяжелым грузом на сознание ребенка, — это факт. Я знаю историю, когда громкий разговор интеллигентных и милых родителей во время предразводной ситуации вызывал обморок девочки в подростковом возрасте. Всё было благополучно внешне, но конфликт стал причиной вызова скорой, — рассказывает Абраменко.
Дети стали ранимее
Тяжелым грузом на психику детей ложатся школьные экзамены и ЕГЭ. Постоянное нагнетание в школах вредит. При этом доктор психологических наук считает, что современное общество, защищая детей от трудностей, делает только хуже их ментальному здоровью.
— Сейчас очень большая ранимость у подростков. Созданы тепличные условия. Труда нет, ответственности нет, даже уборка в классе происходит без ведома детей. Какие обязанности дома и в школе, кроме того как учиться, учиться и еще раз учиться? Какие есть спортивные обязанности? У нас была физкультура. От души к телу очень близкое расстояние, а дух, он находится в убогом состоянии. Я была в пару лет назад в Абалакском монастыре в Тюменской области, и мне показали люк, в котором лежали детские черепа — дети врагов народа. От этой информации детей современных защищают. А они должны знать, как их сверстники выживали и боролись на оккупированных территориях, как они жили в условиях тыла, когда надо было кормить семью. Отцы же были на фронте, и дети брали на себя взрослые обязанности. Почему в школах и на классных часах убрали тему детского героизма? Им же надо показывать пример мужества. Недавно была годовщина ленинградской блокады — почему не показывают детям, как их сверстники в то время выживали? Так и появляется тепличность детей. Она проявляется в форме эгоизма. Подросток становится эгоистом, нет сочувствия и эмпатии к родителям и другим людям. Это надо выводить на обсуждение — кого мы растим? — задается вопросом профессор.
Абраменко считает, что школьного психолога, который работал в школе покончившего с собой подростка, нельзя винить, поскольку укрупнение учебных заведений и классов только мешает их работе. Психолог физически не может проследить за тысячами детей. Особенно если в школе одна или две такие ставки.
Ранее кризисный психолог Елена Иванова в нашем интервью рассказывала, как понять, что у ребенка есть склонность к суициду, и как надо действовать родителям в такой ситуации, чтобы не усугубить проблему.