Ночной пожар, уничтоживший половину СНТ «Солнышко» под Тюменью, вызвал немало вопросов у людей. Одни не понимали, где было МЧС в то время, пока местные жители своими силами пытались спасти дома, другие возмущались тому, что огонь не тушат вертолеты. Но должны ли были? Мы задали эти и другие волнующие тюменцев вопросы экспертам.
Почему сгорело 25 домов
Борьба с огнем в Тюменском районе продолжалась вчера весь день. Но под ночь ситуация сильно ухудшилась в районе деревень Пышминки, Железного Перебора и СНТ «Солнышко». На дома пламя перебросилось из леса. Сами местные жители признались, что всё произошло так быстро, что люди не успевали спасти имущество, вывести домашних животных и даже взять одежду.
Всего за час количество сгоревших домов с 13 увеличилось до 20, а потом выросло до 25. Мы выходили в прямой эфир с жительницей, дом которой стоит недалеко от места происшествия, она увозила туда своих родных, чтобы помогать сбить пламя (иначе огонь дошел бы и до их деревни). Женщина жаловалась на бездействие экстренных служб, по ее мнению, их сил катастрофически не хватало. К тому же, с ее слов, ночью пожарные не тушили огонь, который продолжал расходиться и пугал людей.
От беспомощности люди начали снимать видео и выкладывать их в интернете, чтобы привлечь к своей беде внимание общественности. Этот ролик лишь один из примеров.
На этих кадрах действительно нет спецтехники МЧС. Зато видно, как огонь пожирает дома. И хотя в Сети есть доказательства, официально в правительстве заявляют, что техника работала на месте. И с ее помощью даже удалось спасти оставшиеся дачи.
— С приходом на территорию Тюменского района грозового фронта условия на пожаре резко осложнились, пламя миновало противопожарные барьеры и распространилось на строения СНТ «Солнышко». В результате пожара уничтожено 25 дачных домов, 22 строения удалось спасти. Пострадавших нет. В тушении пожара участвовали 397 человек и 57 единиц техники, привлекалась авиация МЧС и силы Министерства обороны, — объяснили в оперативном штабе.
Почему так вышло, что люди не видели экстренных служб вблизи догорающих домов? Мы поговорили с МЧС и со специалистами из Учебного центра, где обучают пожарных. И выяснили, как они оценивают обстановку и с какой скоростью может сгореть вся деревня.
— Как оказалось, территория пожара была большая, силы МЧС постоянно наращивались. Огонь пришел в СНТ из-за верхового лесного пожара и молниеносно распространился, пожарные отстояли 22 дома, не давая пламени уйти дальше, — рассказали в Министерстве.
Какие дома в приоритете, а какие оставляют гореть?
Верховой пожар, со слов специалистов из учебного центра МЧС, — самый опасный, особенно при таких порывах ветра, как были в тот день. С его помощью пожар распространяется по веткам деревьев с огромной скоростью — 100 метров в минуту. А может и быстрее — зависит от скорости ветра и того, как он будет наклонять пламя. Большое значение имеют и другие факты: в регионе уже долгое время сухая и жаркая погода, а люди слишком близко строят дома друг к другу.
— Зачастую людям может показаться, что пожарных машин на месте происшествия не хватает. Но они просто не понимают, что у автоцистерны ограниченный объем воды. Этих трех тысяч литров хватает на минут десять, потом пожарным нужно ехать на дозаправку. И тут могут возникнуть другие проблемы: отсутствие водоемов, отдаленность населенных пунктов или труднодоступность. На это все требуется время, — объяснили в учебном центре.
Пожарные, приезжая на место, оценивают обстановку по разным критериям. Их главная задача — защитить население и их имущество. За лес отвечает лесоохрана. Именно по этой причине между горящими деревьями и домами пожарные подразделения выберут жилые здания. А между уже догорающим домом и соседним — соседний (потому что его еще можно спасти). Это называется решающим направлением.
Почему на массовый пожар не стягивают все свободные машины и пожарных
Еще один популярный вопрос у людей: почему, если не хватает сил, на место не вызывают ближайшие пожарные подразделения из города. На него в МЧС ответили сразу.
— Мы не можем оставить город без прикрытия, поскольку в любой момент и в Тюмени может начаться пожар. На природных пожарах наша роль вспомогательная, их тушениями занимается именно лесоохрана. Мы же привлекаемся, когда есть угроза населению — огонь близко к дороге, где могут ехать люди, или подошел к поселению, — рассказали в ведомстве.
Дождь правда может спасти от пожаров?
В обеих организациях — учебном центре и МЧС — сошлись во мнении, что погода играет важную роль в развитии пожара. Она способна как усугубить ситуацию, так и остановить огонь.
— Продолжительный ливень может остановить даже крупные очаги возгорания в лесах. Если дождь мелкий, то потушить большой пожар он не сумеет, но не дать ему разойтись — вполне. Во время грозы наоборот возрастает риск новых возгораний, — сказали в учебном центре.
Когда пожар тушат вертолеты?
Авиационная техника привлекается в тушении только крупных лесных пожаров, когда огонь распространяется слишком быстро и к нему сложно подобраться с земли. Сейчас, например, над горящими тюменскими лесами летают вертолет Ми-26 с водосливным устройством емкостью 15 тонн и самолет Ил-76 с водосливным устройством емкостью 44 тонны. Один такой полет может оцениваться в несколько сотен тысяч рублей. Такой способ справиться с огнем хоть и дорогой, но эффективный. Начальник пожарной части в одном из тюменских районов рассказывал, что самый обычный вертолет с 5-тонным выбросом воды тушит примерно 2 километра горящего леса.
Нужны ли добровольцы
Руководитель департамента лесного хозяйства по УрФО Олег Сандаков считает, что в ситуации с тюменскими лесами нужно привлекать добровольцев. С этим же мнением согласилось и региональное МЧС.
— Если вы хотите оказать помощь, нужно обращаться в районные администрации, к лесникам или в любую пожарную часть, — рассказала Елена Григорьева, глава пресс-службы ведомства.
В самое пекло неподготовленных людей не отправят. Максимум — доверят дотушить маленькие очаги. Для участия в крупных лесных пожарах придется вступать в дружину (для этого надо пройти медобследование и обучение).