Происшествия История Тюмени «Бабушке привезли урны с прахом». Родственник погибших пассажиров — о крушении поезда в Ламенке

«Бабушке привезли урны с прахом». Родственник погибших пассажиров — о крушении поезда в Ламенке

Публикуем воспоминания очевидицы катастрофы и племянника погибшего в страшной трагедии

В крушении поезда в Ламенке погибли, по официальным данным, 58 человек. Среди них был житель Казани Ханзар Габдрахманов
Источник:

После выхода большого материала о железнодорожной катастрофе в Ламенке в редакцию 72.RU обратились родственник погибших пассажиров Фарид Габдрахманов из Казани, а также тюменка Вера Темерева, которая стала очевидицей катастрофы. Они прислали архивные документы и воспоминания, которые мы решили опубликовать. Далее — от первого лица.

«Стоял запах горелых человеческих останков». Воспоминания Веры Темеревой

В июле 1972 года мне было 16 лет, мы с мамой и младшей сестрой приехали в Ламенку и поселились в доме бабушки по улице Железнодорожной, 10. Дом расположен напротив вокзала и отделен лишь лесополосой, через которую не видна, но хорошо слышна железная дорога. Я была на вечернем киносеансе 25 июля 1972 года, а вернувшись, допоздна читала книгу. Ближе к ночи начались ливневый дождь, гроза. Потом раздался сильный грохот, похожий на раскаты грома, задрожал дом. В полночь стало светло во дворе, на наш деревянный дом стали сыпаться искры огня. Над лесополосой было зарево, явно что-то горело. Я пошла посмотреть, что там случилось.

Катастрофа произошла в ночь на 26 июля 1972 года на станции Ламенская в Тюменской области
Источник:

Увиденное меня потрясло: сошедшие и лежащие на земле тепловоз, горящие вагоны. Там уже было немного людей, работников железной дороги и жителей из ближайших домов, они помогали пострадавшим. Была ночь, весь поселок спал, мало кто знал о крушении. Умерших складывали тут же, на обочине. Пострадавшие размещались внутри вокзала, там уже работали местные медработники. Я помогала накладывать повязки, этому нас учили в школе, когда я участвовала в «Зарнице». Помню, как у одной из пострадавших по всему телу обильно выступали капли крови.

Кто-то носил на руках маленький сверток — ребенка, он не пострадал, но никто из его родных так и не нашелся в ту ночь. Всех пострадавших и ребенка потом эвакуировали в больницы. Вдалеке были видны другие пассажирские вагоны этого поезда, внешне неповрежденные, их отцепили, но людей рядом не было. В другой стороне был виден хвост товарного состава, с которым и столкнулся пассажирский поезд.

Между двумя вагонами у вокзала была зажата женщина, скорее всего, проводник вагона, но помочь ей уже было нельзя и снять ее ночью было невозможно. Только утром с помощью специального инструмента ее тело извлекли из груды железа.

Наверняка фотографии последствий катастрофы у следствия остались, но в свободном доступе найти их сложно. Как говорят ламенцы, проезжающие кто куда пассажиры пытались фотографировать, но сотрудники милиции их снимали с поездов
Источник:

Ночью у жителей был доступ к месту происшествия, но к утру прибыли разные официальные лица, военнослужащие и милиция и ввели оцепление. Я видела, как обгоревшие тела погибших грузили в товарный вагон. Не все были внешне узнаваемы, у одного тела отсутствовала голова. Для меня как подростка увиденное было психологической травмой, никогда в жизни я не видела столько погибших.

С рассветом стало видно, что насыпь усыпана клочками бумаг, фотографий, тканей, детских книг, обломков игрушек, почему-то кусочками ковра. Назвать количество погибших не могу, но счет явно шел на десятки. Несколько дней в воздухе стоял невыветриваемый запах горелых человеческих останков. Останавливались все проходящие мимо поезда, так как шел ремонт пути, в том числе состав «Пекин — Москва». В окнах были непривычные по тем временам иностранные лица.

Мы в семье от потрясения в те дни больше молчали или разговаривали шепотом. Позже приезжали родственники погибших. Их реакция на гибель родных была понятна, кто-то оскорблял, кто-то угрожал уничтожить Ламенку.

Местные тяжело переживали это событие, было всеобщее чувство вины и беды. Все, кто помогал пострадавшим, сделали, что смогли. Думаю, погибших могло быть больше без помощи местных жителей. Спасти удалось не всех. Многие погибли в огне, на глазах спасающих, невозможно было добраться до них из-за покореженных вагонов. С годами это не забылось. Только со слезами на глазах можно вспоминать эту трагедию.

«Сгорели в первом вагоне поезда». Рассказ Фарида Габдрахманова

Мои дядя и тетя летом 1972 года ездили в гости к родственникам в Прокопьевск Кемеровской области. Домой они возвращались на поезде «Новокузнецк — Москва» — в первом вагоне, от которого практически ничего не осталось.

В свидетельстве о смерти дяди Фарида Габдрахманова, погибшего в крушении, причиной смерти названо действие высоких температур. Такое же свидетельство выдали и по факту смерти его жены
Источник:

Их тела кремировали в Москве, а бабушке привезли только маленькие урны, похожие на вазу. Прах захоронили в Казани. Эта трагедия принесла много горя моей семье. В детстве я много времени проводил с бабушкой, видел, как она мучилась долгие годы, много плакала и никак не могла забыть.

Катастрофа в Тюменской области произошла в ночь с 25 на 26 июля 1972 года, а 29 июля уже была выписана справка в московском крематории
Источник:
А в этом документе уже написано о крушении поезда
Источник:

Моего дядю звали Ханзар Габдрахманов, а его жену — Сария. Дядя был призван из Казани на службу в ВМФ в 1966 году. Сначала он попал в учебку в Кронштадте на Балтийском флоте, а потом его отправили на Северный флот в Оленью Губу Мурманской области. Он служил матросом на подводной лодке.

После армии Ханзар Габдрахманов женился
Источник:

Дядя по секрету рассказывал матери, что однажды во время похода лодка чуть не затонула со всем экипажем, они не могли всплыть и только чудом поднялись. Получается, что с такой опасной службы он вернулся домой живым и здоровым, а погиб — в поезде, возвращаясь из гостей.

По словам Фарида Габдрахманова, дядя с женой планировали провести отпуск в Волгограде, но не смогли купить билеты, поэтому отправились к родственникам в Кемеровскую область
Источник:

В ноябре 2012 года я решил съездить на станцию Ламенская, поскольку бабушка говорила мне, что на месте крушения вроде бы есть памятник. Я приехал в Голышманово, купил цветы, чтобы положить их к памятнику, взял такси и поехал. Но ничего в Ламенской не нашел. По дороге мы разговаривали с таксистом, и он сказал, что надо поднять вопрос о необходимости памятного знака. Так что после возвращения домой я собрал все оставшиеся после смерти бабушки справки и поехал в Екатеринбург, в управление Свердловской железной дороги. Там я написал заявление на имя начальника СвЖД Алексея Миронова (в 2019 году покончил с собой вскоре после того, как его заподозрили в получении взятки. — Прим. ред.). Мне ответили, что заявление рассмотрено и доску установят.

Документ подписан Сергеем Нехом, который когда-то был начальником тюменского отделения СвЖД, не так давно он умер
Источник:

Доску действительно установили летом 2013 года, обещая в ближайшее время заменить на постоянную.

В октябре 2020 года корреспонденты 72.RU съездили в Ламенку. Временная доска до сих пор висит внутри здания железнодорожного вокзала на станции Ламенская. Постоянной нет
Источник:

В 2013 году я отправился в Прокопьевск, чтобы попробовать найти родственницу дядиной жены, к которой они ездили в 1972 году. У меня были примерные координаты, удивительно, но я ее нашел. Она рассказала, что сразу после крушения к ней домой пришел участковый милиционер и предложил поехать на место ЧП. Вагоны с погибшими привезли в Ишим, они стояли где-то в тупике. Ей сказали, что если нервы крепкие, то можно зайти в вагон и посмотреть. Она зашла, но свою родственницу и моего дядю не нашла. Можно предположить, что от тел остались только фрагменты. Их и отправили в Москву на кремацию.

Говорят, что в первых вагонах в «Артек» везли детей. В этой катастрофе много неизвестного, мне кажется, что в те годы дали отмашку забыть об этой трагедии. Но мне как родственнику погибших было бы важно узнать все подробности произошедшего.

Временную доску обещают заменить на более объемную и красивую, возможно, уже до конца года. Ее планируют повесить с внешней стороны здания
Источник:

Напомним, крушение произошло в июле 1972 года на станции Ламенская в Тюменской области. Виновными признали стрелочников и дежурную по станции, которые пустили пассажирский поезд на путь, занятый грузовым составом. По официальным данным, погибли 58 человек и 16 пострадали. Очевидцы катастрофы утверждают, что погибших было больше 100 человек. Это не единственная трагедия в Тюменской области, о которой в советские времена было не принято говорить. В 70-х годах в Юрминке взлетел на воздух склад с удобрениями, погибли 34 человека.

От редакции

Первый материал про трагедию в Ламенке вышел у нас на сайте в конце сентября. Мы отправили множество запросов в разные ведомства, чтобы собрать информацию о катастрофе, но все они остались без конкретного ответа. Не сохранились в тюменских библиотеках и архивы издания «Гудок», в котором, предположительно, вышла одна из немногих заметок о крушении поезда. Основой для текста стали воспоминания жителей станции, а теперь — отклик людей, которые потеряли под Ламенкой своих близких.

Мы продолжаем собирать любую информацию о трагедии в 1972 году с составом «Новокузнецк — Москва». Наша задача — открыть эту историю, узнать, сколько человек погибло в катастрофе. Мы считаем, что о тех событиях на станции должна напоминать доска с фамилиями всех погибших.

Если вы тоже знаете что-то о событиях 1972 года на станции Ламенка или обладаете фотографиями — свяжитесь с редакцией.
Звоните8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уралочка объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Людям надо как-то выживать»: тюменский журналист — о том, почему работать курьером лучше, чем строить карьеру
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления