Родственники и друзья 19-летнего Юрия Ференца, чьи органы врачи хотели изъять для трансплантации, пришли к стенам ОКБ № 2 в этот понедельник, 23 сентября. Они хотели встретиться с докторами, принявшими такое решение. Родные уверены: врачи должны были бороться за жизнь Юрия, а не вести разговоры о трансплантации его органов другим людям. Как прошла эта эмоциональная встреча — в нашем репортаже.
Краткая предыстория. 19 сентября Юрий Ференц попал в ДТП на развязке Салаирского тракта. Его легковушка врезалась в грузовик. После аварии молодой человек впал в кому. Ночью 22 сентября его мозг умер. На следующий день врачи предложили родным изъять здоровые органы Юрия, чтобы спасти других людей, нуждающихся в пересадке (у парня была редкая группа крови). Это и привело к скандалу.
В день трагедии ехал за справкой
Незадолго до случившегося Юрий устроился водителем на хлебокомбинат. Параллельно планировал получить категорию водительских прав, чтобы в будущем управлять еще и трактором. В тот роковой день он съездил в медучреждение за справкой, после чего отправился обратно домой в поселок Новотарманский, который находится в получасе езды от Тюмени.
По пути домой Lada 15-й модели, за рулем которой находился Юрий, столкнулась с грузовиком Tatra. По предварительным данным, молодой человек пытался развернуться в запрещенном месте и вылетел на встречку. Сразу после происшествия Юрия в тяжелом состоянии (он впал в кому) доставили в ОКБ № 2. После ДТП он прожил всего четыре дня и умер, не приходя в сознание.
Из-за чего возмутились родные? Их претензии к врачам
Близкие Юрия Ференца говорят, что за эти сутки — 22 сентября — они трижды получали сообщение о смерти близкого человека. И несколько раз врачи называли разное время смерти, что очень сильно смутило родственников. То он умер в полночь, то рано утром.
— Я звонила все время в больницу и спрашивала у врачей про состояние Юры. Мама не могла говорить с медиками, потому что находилась в шоковом состоянии. Ей и сейчас очень тяжело... — вспоминает Наталья Тимофеева, тётя Юрия. — 19 сентября после ДТП его привезли в ОКБ № 2 в тяжелом состоянии. Вечером мы с родственниками были у него в больнице. Потом уехали домой, нам позвонили из реанимации и сообщили, что Юра находится в тяжелом состоянии, но парень молодой, поэтому врачи будут бороться и не опустят руки.
На следующий день, 20 сентября, утром родственники Юрия снова приехали в больницу.
— Мы просили заведующую отделением, чтобы нас пустили в реанимацию. В четыре часа с их разрешения мы сходили к Юре, посмотрели на него. Утром 21 сентября я снова звонила в реанимацию, мне сказали, что все нормально. Сообщили, что динамика отрицательная, но хуже Юре не становится. Вечером того же дня мы снова приехали в больницу. Там нас очень обнадежили, сказали, что у него кома второй степени, но динамика отрицательная не нарастает. Около 22 часов медики сказали мне по телефону, что у Юры кома 2–3, что у него пропали некоторые рефлексы... Врач заверил, что они всё равно продолжают бороться за его жизнь и делают все возможное.
В следующий раз тётя позвонила в больницу 22 сентября в 07:11.
— Мне сказали, что состояние у него тяжелое, но в любом случае аппараты не собираются отключать и будут бороться. Я поехала на работу...
Примерно через час из реанимации позвонили сестре Юрия Кристине Ференц. И сообщили, что её брат умер.
— В 08:41 мне позвонили, сказали, что у брата ночью была остановка сердца. Но они восстановили сердце ему, что давление было в норме. Но потом якобы пошло что-то не так и, мол, брат умер. Что он умер ночью. Я сообщила об этом всем родственникам, — вспоминает Кристина Ференц.
После этого родственники собрались вместе и стали думать, как такое могло произойти: еще утром врачи говорили, что Юрий жив, а тут выяснилось, что он якобы умер ночью. Тогда тётя стала звонить в реанимацию и выяснять точное время смерти Юрия. И там ей сказали совершенно другое время смерти.
— Мне сказали, что смерть Юрия наступила в 08:15. Я удивилась и переспросила, почему тогда сестре сказали, что он умер ночью? Мне сказали: в 08:15 и все. Тогда мы поехали со всеми родственниками в больницу. Мы приехали, нас не пускали в реанимацию. Нам вообще заявили, что его увезли, но куда и зачем — врачи не говорили. Единственное, что потом сказали, что увезут Юру в Патрушева (морг) во вторник, 24 сентября. Мы настаивали на том, чтобы нас пустили в палату и показали Юру. Они стали бегать по больнице и суетиться. В итоге собрался консилиум врачей.
Что сказали врачи
Мама Юрия Ференца с трудом рассказывает о событиях того дня. О точном времени, когда им предложили трансплантацию органов Юрия, никто из родных сказать не может. Единственное, что они помнят сейчас, — это было днем 22 сентября.
— Мы просили, чтобы нас пустили к Юре, чтобы объяснили, что с ним... В итоге нам сказали, что сейчас придут врачи и все расскажут. Пришли трое мужчин и одна женщина. А еще в кабинете был дежурный врач. Туда завели всех родных — меня, мужа и дочку старшую. Нам стали говорить, что у него умер мозг в 00:30. И что врачи сделать больше ничего не смогут. Потом один из докторов сказал: «А вы знаете, что у вашего ребенка редкая группа крови? Четвертая положительная?» И они стали нам говорить, что в хирургическом отделении у них четыре пациента с такой же группой крови. И они нуждаются в органах Юры. Мне стало страшно, я просила, чтобы мне показали сына, — рассказывает Елена Ференц.
«У него падало давление, а врачи ничего не делали»
По словам родственников, сначала никакого решения о передаче органов Юрия другим больным они не приняли: боялись, что при отрицательном ответе врачи перестанут его лечить и отключат от аппаратов.
— Его перевели в другую палату, мы думали, что это говорит о стабилизации состояния. Задавали вопросы врачам, но они молчали в ответ. Потом у Юры начало падать давление. Никто ничего не делал, медперсонал не подходил к нему, — вспоминает Елена Ференц.
Спустя время у Юрия остановилось сердце.
— Мы были в шоке от отношения медперсонала. Мы не понимали, почему нам вообще поступило такое предложение. Кто-то из врачей сказал, что Юрий если и выживет, то будет овощем. Что у него есть только один шанс из миллиона... Но это был бы наш шанс, — со слезами на глазах говорит Елена Ференц.
Комментарий департамента здравоохранения
На встречу с родными пришли пресс-секретари областного департамента здравоохранения и ОКБ № 2. Они рассказали, что пациент поступил в больницу с тяжёлой сочетанной травмой, в том числе переломом основания черепа, изначально был в коме.
— Врачи делали всё необходимое, но их прогнозы были неблагоприятные, об этом сообщали родственникам — день ото дня состояние ухудшалось. 22 сентября в 00:30 была зафиксирована смерть мозга, — объясняет Александра Малыгина, пресс-секретарь ведомства.
По словам представителя департамента здравоохранения, были действительно приглашены врачи, которые рассказали родным Юрия Ференца о возможности изъятия органов для дальнейшей трансплантации другим больным. Родственники, по словам Александры Малыгиной, отказались от процедуры трансплантации, после чего вопрос об этом был снят.
Что дальше
Тюменские следователи и представители департамента проводят проверку по этой ситуации. Родственники Юрия Ференца говорят, что намерены добиться справедливости. Они готовят обращение в прокуратуру и Следственный комитет.
У вас есть дополнительная информация по этому делу? Вы когда-либо сталкивались с подобными случаями? Ваши близкие становились донорами для трансплантации органов? Или пересадка органов однажды спасла жизнь вам или вашим родным? Свяжитесь с журналистом 72.RU по телефону +7 922 261 00 52 (можно СМС, Viber, Telegram, WhatsApp).