В Тюмени многодетную семью Функ выселяют из общежития, где они прожили девять лет. И дело не в коммунальных долгах — тюменцы исправно платят квартплату и прочие платежи. Глава семьи — Роман Функ — является пенсионером УМВД. В полиции он проработал больше двадцати лет. Двухкомнатная квартира в трехэтажке на Пристанской считается служебным жильем, в очереди на которое мужчина стоял с девяностых годов. Как так получилось, что сейчас семью просят съехать с ведомственных квадратов и почему закон не на их стороне — разбираемся вместе.
— Я так боюсь, что однажды к нам в дверь позвонят приставы... Нам сказали, что они могут прийти в любой момент. Я даже уже объявления разместила о продаже цветов. Параллельно ищу дом для наших кошек. Жалко, конечно, с ними расставаться, но нам самим идти некуда, — с этих слов начала свой рассказ Людмила Функ, жена пенсионера УМВД, у которого забирают квартиру.
Роман Функ устроился на работу водителем в полицию еще в 90-х годах, сразу после свадьбы. Почти сразу встал в очередь на служебное жилье, поскольку знал, что скоро в семье появится первенец и расходы резко возрастут. Но место в общежитии никак не давали. Спустя несколько лет, уже после рождения второго ребенка, Людмила сама обратилась в ведомство. В ответ на просьбу выделить жилье им отвечали, что очередь двигается и нужно просто ждать. Еще через некоторое время Людмила написала другое заявление, на которое ей пришел ответ, что в списках «нуждающихся в жилье» их нет. После долгих и мучительных разбирательств семье все же дали квартиру — в общежитии на Пристанской.
Жилье было не новым. Людмила вспоминает, что от ветра иногда рамы окон так сильно выгибались, что было страшно находиться в комнате. Но они с супругом все равно были счастливы — после долгих лет скитаний по съемным квартирами они, наконец-то, обрели свой дом. Только вот никто из них не догадывался, что через девять лет главу семейства? 46-летнего Романа Функа «спишут со счетов» и отправят на пенсию из-за проблем со здоровьем, а жилье начнут отбирать прямо перед Новым годом.
Сейчас многодетной семье некуда идти, денег тоже нет (их официально признали малоимущими), а на работу устроиться пенсионеру УМВД оказалось непросто. Все против них. Даже закон.
— Живем мы тут с 2009 года. Квартиру нам дала почему-то администрация, видимо, у них с ГУВД было какое-то соглашение. Но ключи мы получали в полиции, — рассказывает Людмила Функ. — Мы заселились, делали ремонт по возможности. Жили. А в прошлом году мой муж не смог пройти медосмотр: обнаружились проблемы со зрением. Он просился на другую должность, хотя бы в дежурке работать, но ему отказали. Пришлось уйти на пенсию.
Уход на заслуженный отдых на Романе никак не отразился. Он был готов работать и дальше, поэтому постоянно мониторил предложения на рынке труда. Но подходящие вакансии либо не подворачивались, либо сходили на нет после того, как мужчина на собеседовании говорил, что работал в полиции.
Сейчас семья Функ живет на небольшую зарплату Людмилы (она трудится в магазине продавцом) и на пенсию Романа. Прокормить, обуть и обучить троих детей на эти деньги — сложно, но можно. Если бы не вот эта проблема с жильем.
Ипотеку семье сейчас не потянуть, получить жилье или социальную выплату от УМВД тюменцы еще надеются, но не представляют, как продержаться до этого момента. Они ходили в администрацию, объясняли свою ситуацию и просили хотя бы повременить с выселением, но безрезультатно. По словам членов семьи, им там ответили: «Нам все равно, куда вы пойдете, хоть на улицу...»
На суде никто их слушать не стал. И буквально за десять минут было принято решение о выселении. Для Людмилы такой исход стал настоящим потрясением — она даже расплакалась.
— Дети спросили нас: «Мы что, закон нарушили? Почему нас выгоняют из дома?» Вот как объяснить им, что папа трудился столько лет на благо Родины, а нас все равно выселяют на улицу? — не может сдержать эмоций Людмила.
Юрист семьи говорит, что единственный выход сейчас — это подать иск на продление решения суда. Чтобы пожить в квартире хотя бы до весны. Официального закона о запрете выселения зимой — нет. Но если судья войдет в положение тюменцев, то возможен и такой исход.
— Получается, что тут и администрация права, ведь квартира их, и полиция не причем, ведь в очереди-то мы стоим. Но мы все равно чувствуем себя обманутыми. Будто конфеткой подразнили и ничего не дали. Люди столько лет ждут своей очереди, но она, кажется, совсем не двигается, — говорит Людмила Функ.
Людмила и Роман Функ обратились за помощью даже к президенту, но и это ни к чему не привело.
Они попытались встать на очередь на получение земли как малоимущие, но и тут нашлись свои подводные камни. Если у них пропадет прописка после выселения, то они не смогут рассчитывать на эту льготу.
Получить жилье от администрации, находясь в статусе малоимущих, тоже оказалось сложно. Доходы семьи Функ для этого слишком высокие — 10 300 рублей на человека. А нужно, чтобы они был меньше еще в два раза.
Чем закончится эта история — еще непонятно. Но с проблемой выселения в этом году столкнулись и пенсионеры МЧС. Их тоже попросили покинуть свои квартиры, аргументируя тем, что они живут в нежилых помещениях. Хотя эту недвижимость им выдавало министерство. Суды пока идут, но первое выигранное дело против администрации уже есть. Подробнее — в нашем предыдущем материале.
А вот в поселке под Тюменью местная администрация все же добилась выселения семьи, которая задолжала за коммунальные услуги больше 200 тысяч рублей. На их защиту никто не встал, и они отправились прямо на улицу.
Юлия Мальцева