За несколько дней до прямой линий с Владимиром Путиным в социальных сетях появилось видеообращение, записанное в поселке Винзили Тюменского района. Несколько десятков жителей дома № 17, расположенного на улице Заводской, пожаловались президенту, что они рискуют оказаться на улице. Дело в том, что дом, в который они въехали более 30 лет назад, каким-то образом превратился в нежилое здание, находящееся в оперативном управлении областного ведомства МЧС. Всем жильцам предложили доказывать законность своего пребывания в доме через суд. Разбираемся, как и когда общежитие в Винзилях неожиданно стало нежилым, и рассказываем, кто уже обратил внимание на эту непростую историю.
История дома № 17 на улице Заводской
Четырехэтажное здание с пожарным депо на четыре автомобиля было построено в 1989 году. Первые несколько лет в нем использовался только гараж, а в 1993 году руководство фирмы «Винзили» совместно с администрацией поселка решило заселить в это здание людей. Будущие новоселы собственными силами восстанавливали размороженное отопление, ремонтировали канализацию, делали освещение, вставляли окна и двери.
— В 199З–1994 годах здание было полностью заселено людьми разных специальностей. Здесь проживали и проживают: работники фирмы «Винзили», далее переименованной в Запсибжилстрой, учителя, работники ДВД, врачи, рабочие других предприятий. Жильцам были выданы ордера и договоры соцнайма. На основании этого был составлен список жильцов, открыты лицевые счета для оплаты коммунальных услуг, которые предоставляет ЖКХ поселка Винзили и оплата за которые производится все эти годы. Как всё это могли сделать для нежилого здания? Просто кто-то по-тихому перевел здание в нежилое и теперь якобы на «законных основаниях» пытается оставить людей без жилья, — возмущаются местные жители.
— Прожив 31 год в своей квартире, сейчас я должна доказывать свое законное право на нее. Кто-то признал наш дом в 2010 году «нежилым», а как же люди? Получается, что наши ордера, договоры социального найма и поселковые прописки перестали быть действительными? Как же так? Сейчас МЧС имеет намерение выселить нас на улицу без предоставления жилья, мотивируя тем, что наш дом нежилой. Как дом с людьми, которые живут в нем много лет, на законных основаниях мог стать нежилым? — озвучивает закономерные вопросы Кристина Чумакова-Рах, жительница дома.
О том, что дом № 17 на улице Заводской по документам является нежилым, людям сообщили лишь в ноябре текущего года и сразу же посоветовали обращаться в суд.
Что говорят в МЧС?
В здании, расположенном по адресу рабочий поселок Винзили, улица Заводская, дом 17, размещена 111-я пожарно-спасательная часть 32-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы.
— Здание закреплено по решению МТУ Росимущества по Тюменской области за главным управлением регионального МЧС на праве оперативного управления с 06.02.2020 как нежилое. Учитывая, что здание передано во владение регионального МЧС в 2020 году, имея статус «нежилое», информация о статусе здания на момент ввода в эксплуатацию и до 2010 года в главном управлении отсутствует. Дополнительно сообщаем, что требований о выселении лиц, проживающих в здании, ведомство не заявляло, сроков и порядка переселения не определяло, — сообщил 72. RU врио начальника ГУ МЧС России по Тюменской области Владимир Закутаев.
В региональном МЧС уточнили, что в ноябре они встречались с жильцами, чтобы выяснить законность их проживания в данном здании.
— По имеющейся в главном управлении информации, граждане занимают помещения на условиях социального найма в соответствии с ордерами, выданными до 2010 года акционерным обществом закрытого типа «Фирма 2 „Винзили“» (общество исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в 2011 году) и Федеральным государственным казенным учреждением «19-й отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (правопредшественником главного управления), ликвидированным в 2020 году, а также на основании договоров найма специализированного жилого помещения, — добавил полковник внутренней службы.
По словам представителей МЧС, они уже направили письмо в региональное управление Росимущества с просьбой решить вопросы постановки на кадастровый учет помещений, используемых гражданами и изменения их статуса на «жилое».
— Дополнительно (в части договоров найма специализированного жилого помещения) сообщаем, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение (отсутствие) трудовых отношений с наймодателем, прекращение пребывания на выборной должности или увольнение со службы является самостоятельным основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (найма служебного жилого помещения), — подытожил свой официальный ответ на запрос 72.RU врио начальника ГУ МЧС России по Тюменской области Владимир Закутаев.
Что дальше?
Громкой историей, которая стала известна благодаря видеообращению, опубликованному в соцсетях еще до прямой линии с президентом, заинтересовались представители надзорных органов. Несмотря на то что эта история не попала в прямой эфир с Владимиром Путиным, ее взял на личный контроль глава СКР Александр Бастрыкин.
Прокуратура Тюменской области, отвечая на коллективное обращение жителей, выяснила, что в указанном здании с 1997–1998 годов фактически проживают граждане на условиях социального найма (заселены 22 квартиры, в них зарегистрированы 50 человек, а фактически проживают 49. — Прим. ред.). Заключенные с жильцами договоры социального найма действуют неопределенный срок и не признаны недействительными.
Помимо этого, выяснилось, что в технических паспортах 2001 и 2009 годов отражено, что над пожарным депо, которое находится в нежилом здании, располагаются жилые помещения на 2, 3 и 4-м этажах.
В настоящее время представители ГУ МЧС России по Тюменской области намерены провести кадастровые работы и внести изменения в ЕГРН, чтобы перевести вновь образованные помещения из нежилых в жилые. Когда все необходимые переоформления будут завершены, жилые помещения смогут передать в муниципальную собственность.