За последнюю неделю в редакцию 72.RU поступило много жалоб от тюменцев, чьи квартиры затопило из-за талого снега и прохудившихся крыш. Горожане даже стали мрачно шутить, что с наступлением весны в Тюмени тает не только снег, но и дома. Управляющие компании не всегда идут навстречу жильцам, хотя должны делать это по закону. Что делать, если коммунальщики ленятся и не выполняют свои обязательства, — читайте в нашей инструкции.
Топит квартиру из-за снега. Куда идти?
Показательный случай произошел с Еленой Силич, которая живет в доме № 68а на Червишевском тракте. Квартира расположена на последнем, пятом этаже. 4 марта тюменка обнаружила, что её квартиру топит. Ущерб она в итоге оценила в 70 тысяч рублей.
— Я живу на пятом этаже, поэтому из-за неубранного снега мою квартиру начало топить. Пострадали обои, плинтуса, диван и два ковра. Если бы снег своевременно убрали с крыши, то ничего бы не произошло. В управляющей компании с трудом приняли мою претензию, а когда пришли проверять вместе с Госжилинспекцией, то вообще сказали, что это у меня «просто окна оттаяли», — рассказала 72.RU Елена Силич.
Исполнительный директор областной ассоциации управляющих компаний «Народный дом» Владимир Васильев рассказал, что чаще всего подобные конфликты жильцов и управляющих компаний решаются только в суде. Также он посоветовал алгоритм, по которому должны действовать тюменцы, оказавшиеся в подобной ситуации.
После потопа жильцы должны вызвать на дом представителя управляющей компании для составления акта. Узнать, кто обслуживает ваш дом, можно на сайте администрации «Тюмень — наш дом». Управляющая компания обязана принять претензию. Если коммунальщики наотрез отказываются брать бумагу, то следует писать жалобу в Государственную жилищную инспекцию. За отказ принять претензию УК могут наказать.
Государственная жилищная инспекция находится по адресу: Первомайская, 34/1. Телефон горячей линии: 8 (3452) 42–76–40. Правда, дозвониться по нему крайне сложно.
Если УК отказывается возмещать ущерб
Управляющая компания и жильцы не всегда согласны с тем, какой ущерб они понесли в ходе потопа. Может случиться так, что УК считает, что вы пострадали намного меньше, чем есть на самом деле. В этом случае выход один — вызов оценщика и суд.
— Управляющая компания имеет право не соглашаться с претензией. Пусть тогда в суде отстаивают. Жилец должен вызвать независимого оценщика. Оценивать ущерб будет и УК. Если полюбовно договориться не удалось, то в ходе судебного разбирательства будет назначена экспертиза, которая поставит окончательную точку в вашем споре, — говорит Владимир Васильев.
Иногда представители управляющей компании могут заявить, что крыша требует капитального ремонта и находится в ненадлежащем техническом состоянии, поэтому они не считают себя виновными в потопе.
— У нас Верховный суд говорит: «Это ваши коммерческие риски». Если по совести подходить, то управляющая компания в чем виновата? Ей же не платят за капитальный ремонт. Даже бывает судебная практика, когда суды отказывают в иске, если УК подтвердила, кто текущему ремонту крыша не подлежит. У нас же есть крыши, которые физически невозможно залатать, — считает Владимир Васильев.
Тем не менее в большинстве случаев управляющей компании не удается оправдаться перед судом за то, что крыша протекает. Исполнительный директор областной ассоциации управляющих компаний заявляет об этом, ссылаясь на собственный судебный опыт.
В минувшую пятницу, 15 марта, у дома на Профсоюзной, 79, где на той неделе из-за сырости начала разрушаться кирпичная кладка, жильцы встретились с представителями департамента городского хозяйства и управляющей компании. Люди хотят, чтобы чиновники решили проблему с разрушением и частичным подтоплением дома и отремонтировали многоквартирник. Возможно, для этого им придётся сменить управляющую компанию, которая хочет повесить все расходы на жильцов.