Мусорная реформа в Тюмени вызвала массу вопросов. Тариф на вывоз и утилизацию отходов вырос, сортировка пластика, к которой горожане успели привыкнуть, вдруг стала невыгодной и ненужной... Для того, чтобы своими глазами увидеть, как и что теперь делают с мусором, мы отправились на новое предприятие и подготовили виртуальную экскурсию для вас.
В августе прошлого года в Тюменской области открылся первый мусоросортировочный завод. Его построили с нуля возле городского полигона ТБО на Велижанском тракте. Стоимость проекта составляет 1,7 миллиарда рублей — это инвестиции, которые должны окупиться ориентировочно за девять лет.
В новом году крупнейший в УРФО мусоросортировочный завод вышел на проектную мощность — 350 тысяч тонн в год (при условии работы 12 часов в сутки). Это более 71 тысячи мусоровозов.
Мусоровозы сейчас опустошают контейнеры во дворах тюменских домов с 7:00 до 23:00. Ночью они не работают, чтобы не нарушать закон о тишине. По этой причине останавливается на ночь и сортировка. Если перевести завод на круглосуточную работу, то за год он сможет отсортировать в два раза больше — 700 тысяч тонн мусора.
Представить годовой объем твердых коммунальных отходов сложно, но чтобы понять, сколько мусора производят жители Тюмени, приведем несколько цифр. Ежедневно на завод приезжают 200–300 грузовиков. На въезде они заезжают на весы и проходят радиологический контроль. Если допустимые показатели не превышены, открывается шлагбаум и машину направляют на разгрузку.
Предприятие может обработать до 90 тонн мусора в час. По статистике, около 40% всего, что мы выбрасываем, можно пустить на вторичную переработку. С учетом того, что пластик легкий, но занимает много места, — это получается примерно 60% от общего объема мусора.
После разгрузки к работе подключается тяжелая техника. Она огромными ковшами рассыпает по бетонному полу мусор, и люди вручную выбирают крупногабаритные предметы, которые нельзя подавать на конвейер. Их убирают в сторону и потом сортируют вручную. Древесину, например, используют в качестве топлива для котельной, обогревающей завод. Именно здесь — в секторе разгрузки — в среду, 16 января, рабочие обнаружили страшную находку — завернутое в плед тело мужчины.
Крупногабаритный мусор отделяют сразу, чтобы он не повредил оборудование. После того, как он оказывается в стороне, спецтехника собирает оставшиеся отходы и грузит их в бункер — пакеторазрыватель. Затем уже распакованный мусор ковшами подается на конвейеры завода.
Далее мусор доставляется в кабины, где происходит предварительная ручная сортировка мусора. Здесь выбирают всё, что не подлежит дальнейшей переработке, и убирают крупные фрагменты пластика, стекла, картона, дерева и металла. Каждый рабочий высматривает на ленте свой вид отходов и скидывает его в отдельный бункер, расположенный под кабиной.
Сортировщики работают по графику 2/2. В течение одной смены, которая длится 12 часов, у них есть три технологических перерыва по 15 минут и час на обед. За свою работу обычные сортировщики получают в месяц 31 тысячу рублей — это размер зарплаты с учетом всех вычетов. Текучки на заводе нет. Сейчас коллектив предприятия насчитывает 250 человек.
К нашему удивлению, сортировка мусора не относится к категории вредных производств. Хотя признаемся честно, отправляясь на этот завод, мы готовились к худшему. Нас заранее предупредили, что перед визитом на предприятие лучше ничего не есть, но на деле запах здесь оказался не хуже, чем в подъезде любого тюменского пансионата.
— В каждой сортировочной кабине работает приточно-вытяжная вентиляция. Такая же система вентилирует воздух и в самом цехе. На ночь в сортировочных кабинах включают обеззараживающие лампы, — рассказал 72.RU Анатолий Казанцев, начальник смены.
Всё, что остается после отбора крупных предметов, направляется на участок грохочения — это большие закрытые барабаны, в которых мусор делится по размерам на различные фракции. Мелкий отсев отправляется прямиком на улицу. В дальнейшем его можно использовать для отсыпки.
Далее мусор попадает под магнит, с помощью которого отделяются металлические предметы.
Оставшийся в мусоре пластик отделяется автоматически с помощью оптического сепаратора. Завод сортирует около 20 его видов. Он разделяется не только по составу, но и по цветам.
Весь процесс контролируется из одной аппаратной, где можно увеличить и детально рассмотреть картинку с любой из установленных на заводе камер.
Отсортированный мусор попадает под пресс, и в итоге получаются вот такие брикеты вторсырья, которые можно продавать переработчикам. На заводе не скрывают, что совсем скоро предложение наверняка превысит спрос. Сейчас в России работают уже более 70 таких заводов. В перспективе их будет еще больше. Выход из этой ситуации специалисты видят в создании новых перерабатывающих производств, но в этом вопросе есть ложка дегтя. Предприятия, которые уже сейчас занимаются переработкой, не выстраиваются в очередь за вторсырьем тюменского завода.
— Завод работает на смешанном вторсырье, то есть всё, что люди выбрасывают в один бак, приезжает на завод и хорошим оборудованием сортируется, но минус этого способа в том, что даже, например, та же макулатура загрязняется органикой. Те объемы, которые поступают, технически невозможно рассортировать качественно. В итоге на выходе получается сырье с примесью — загрязненное. Это не полноценное вторсырье, а его полуфабрикат. Его нужно досортировать, мыть. Стеклотех не берет такое вторсырье, потому что у них нет мощностей, чтобы доводить его до ума. Боровская птицефабрика тоже не берет грязную макулатуру. Такой полуфабрикат вторсырья можно только сжигать. Это дорогая технология, плюс дорогое вторсырье, от продажи которого можно было зарабатывать, пойдет на топливо, — высказал свое мнение Дмитрий Велижанин, активист экодвижения «Зеленый хоровод».
Для того, чтобы повысить качество вторсырья, нужно внедрять раздельный сбор мусора. В Тюмени же, напротив, недавно начали убирать сетки для пластика, к которым жители за несколько лет успели привыкнуть.
Вместо сеток, вывозить которые отдельно вдруг стало невыгодно, региональный оператор планирует внедрить сортировку мусора в два ведра. Тюменцам предложат складывать пищевые отходы отдельно от всего остального.
От качества вторсырья, производимого на заводе, сейчас зависят не только планы по окупаемости проекта, но и тариф на вывоз мусора, которым так недовольны тюменцы. Доходы, полученные по итогам текущего года от продажи брикетов вторсырья, будут учитываться. Обещают скорректировать и объемы, если по факту они окажутся ниже прогнозируемых. Пока же, по словам представителей завода, мусора примерно на 40% больше, чем привозилось на полигон ТБО в январе прошлого года. Хочется надеяться, что этот рост объясняется новой схемой работы. Теперь возчикам просто невыгодно устраивать несанкционированные свалки, потому что оплату они получают не за опустошенные контейнеры, а только по факту доставки мусора на завод.
В конце прошлого года тюменцам озвучили новый тариф на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Тюменцы считают его завышенным в разы и 20 января собираются провести митинг. Накануне этой акции протеста губернатор предложил рассмотреть другой способ оплаты.
Анастасия Жердина