Мой дом Светлое будущее доступно не всем

Светлое будущее доступно не всем

Сейчас все чаще в СМИ муссируется тема новых технологий: «умные дома», SMART-технологии и все, что с этим связано. Тюменская область, традиционно, впереди планеты всей, – регион вошел в число четырех, где запущен пилотный проект внедрения новых технологий

Сейчас все чаще в СМИ муссируется тема новых технологий: «умные дома», SMART-технологии и все, что с этим связано. Тюменская область, традиционно, впереди планеты всей, – регион вошел в число четырех, где запущен пилотный проект внедрения новых технологий в жизнь рядового потребителя. Эти инновации продвигают по федеральным программам энергосбережения, интернетизации населения и госструктур.

Одним из наиболее значимых проектов занимается департамент информатизации Тюменской области. В ходе его реализации создаются обучающие центры, где население постигает азы пользования компьютером и Интернетом.

«Как показал соцопрос, который проводил наш департамент, Интернет пугает население. Сегодня обыватель лучше отстоит очередь в операционную кассу и заплатит живому человеку, чем доверит свои деньги машине, то есть терминалу, или непонятной для многих системе электронных платежей через сеть, – рассказала заместитель директора департамента информатизации по ТО Мария Рудзевич. – Чаще всего это жители пригорода: деревень, сел. До ноября планируем обучить три с половиной тысячи людей, а за два года реализации программы обучение пройдут порядка двухсот тысяч человек». По мнению чиновников, это существенно облегчит жизнь не только рядового жителя, но и в целом города: снизятся очереди, задержки платежей, жить станет комфортнее.

Но благие намерения департамента простираются гораздо дальше: следующий этап – создание своеобразного мультипаспорта. Уже сейчас в разработке проект по созданию электронной базы, где будут собраны личные данные всех жителей области. У каждого появится своя карточка и личный интернет-кабинет. Это опять-таки позволит минимизировать временные затраты человека. Через сеть пользователь сможет не только осуществлять традиционные платежи госуслуг, но и оформлять документы (на карте будет личная цифровая подпись), осуществлять сделки, учиться и многое другое. Для бизнеса это возможность проверять кадры, для госструктур – осуществлять проверку данных.

«Естественно, все будет максимально защищено, к этому нас обязывает законодательство, – успокоила Мария Рудзевич. – Но какие это даст перспективы: у человека появится больше свободного времени, и может быть, в недалеком будущем услуга наконец достигнет пятого уровня, когда она будет искать и приходить к человеку, а не наоборот».

Другой вопрос, что все инновации встречают активное сопротивление как со стороны рядового жителя, так и бизнеса, и экономики в целом. Все новые технологии якобы должны обеспечить комфорт, да еще и сэкономить средства всех задействованных участников процесса. К сожалению, не все так гладко. Как яркий пример – программа энергоэффективности, по которой Правительство РФ выделило регионам более 50 миллионов рублей на замену обыкновенных лампочек на энергоэффективные.

«Новые лампы перегорают так же часто, как и простые лампочки Ильича, – комментирует директор управляющей компании «Нобель» Елена Чуклина. – Если мой клиент платит, то я согласна ему предоставить даже золотые унитазы, но экономия должна быть разумной».

Все новшества – это дорогое удовольствие, согласны многие тюменские предприниматели. «Для бизнеса интересны новые технологии, но в итоге для потребителя растет цена квадратного метра», – заявил директор компании «РОС» Эдуард Бабич. Это мнение поддерживают и строители. «Мы строим элитный комплекс, и там используются некоторые новые технологии. Но это действительно очень дорого, и бизнесу не выгодно, – говорит генеральный директор ФСК «Запсибинтерстрой» Вареж Сурмалян. – Ко мне приходят с предложениями по новым технологиям, расписывают их в красках, а как только доходит дело до расчетов, сметы – разводят руками. Окупаемость настолько долгая, что просто неинтересна».

В свою очередь согласны с мнением строителей, бизнесменов и представители энергосбытовых компаний. «Несколько лет назад мы пытались внедрить новое оборудование в дом по улице Орлова. Это были «умные» приборы учета, – рассказывает директор по экономике ОАО «Тюменьэнергосбыт» Елена Бабкина. – Но спустя два месяца вся система вышла из строя. Эксплуатирующие компании еще не готовы к новым технологиям. И хотя я двумя руками за инновации, соглашусь с тем, что «умный дом» – это очень дорого. Застройщик не найдет свою нишу, а старый жилой фонд проще снести, нежели модернизировать».

Хотя и здесь есть те, кто находит выгоду в инновациях. Например, компания «МегаФон» окупила новую автоматизированную систему за три месяца исключительно благодаря использованию инновационных технологий. «У нас в деспетчерском центре работает 2 энергетика, хотя для выполнения данных работ потребовалось бы 10 человек, – рассказал директор Тюменского регионального отделения Уральского филиала ОАО «Мегафон» Дмитрий Мелихов. – Экономия за счет автоматизации системы».

Есть реальная экономия и за счет установки в подъездах датчиков слежения-движения. «Мы сделали один дом по нашей системе: установили обыкновенные датчики слежения, так экономия электроэнергии уже спустя месяц оказалась существенной: вместо пяти тысяч рублей за освещение подъезда, они теперь платят тысячу рублей», – рассказал директор ООО «Смарт Системс» Игорь Вихляньев.

Получается, как в известном изречении: «Кто хочет добиться цели – ищет возможности, а кто не хочет – оправдания». Но это касается, скорее, бизнеса. В отношении рядового обывателя все-таки верным будет принцип: чтобы внедрить что-то новое, нужно подготовить почву, насильственное насаждение ни к чему хорошему не приведет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем