Здоровье проблема Мертвые души: зачем врачи приписывают пациентам визиты в поликлинику и лечение, которого не было

Мертвые души: зачем врачи приписывают пациентам визиты в поликлинику и лечение, которого не было

Что делать, если вы обнаружили такой обман

Пациентка и не знала, что врачи ее всё время осматривали
Источник:

Таких историй на просторах интернета можно встретить великое множество. Люди пишут, что им в их медицинских картах или на «Госуслугах» приписывают несуществующие визиты к врачам, прививки и т.д. Рассказывают, например, истории про то, как звонят и предлагают сделать прививку от гриппа, если человек отказывается, спрашивают, не будет ли он против, что в медкарте ему поставят отметку о прививке. Также звонят врачи, мол, если будут спрашивать, скажите, что я у вас был, потом в медкарте появляется отметка о том, что пациент осмотрен. Такие истории от конкретных людей известны. Но чаще всего никто никого ни о чем не предупреждает. Например, как рассказала петербурженка Ирина, она давно не была в районной поликлинике, но с удивлением узнала, что ходит туда регулярно. Приписки обнаружились в ее личном кабинете на «Госуслугах». «Доктор Питер» выяснил, зачем поликлиникам «лишние пациенты».

«Вот и меня посчитали»


В личном кабинете на «Госуслугах» любой россиянин, имеющий полис ОМС, может узнать обо всех своих визитах в поликлинику. Даже если он их не совершал.

Таких случаев, когда люди с удивлением узнают, что регулярно ходят по врачам, сидя при этом дома и вообще избегая контактов с медициной, становится всё больше. Об одном из них стало известно «Доктору Питеру». Приписки в личном кабинете обнаружила жительница Петербурга Ирина.

— Оказывается, я была чуть ли не завсегдатаем районной поликлиники № 91 в прошлом году, — рассказала Ирина. — То позвоночник меня мучил, то заболевания верхних дыхательных путей. Причем в последний раз я проявила чудеса раздвоения личности и ходила в поликлинику, одновременно работая в офисе. Каким-то образом я успела метнуться с одного конца города на другой без отрыва от производства и пройти обследование…

Всего за 2022 год Ирине приписали три посещения поликлиники, в 2021-м — еще два визита. Петербурженка не стала молчать и направила претензию в медучреждение.

Виноваты полные тезки

После того как в поликлинику «улетела» жалоба недовольной пациентки, события стали развиваться молниеносно. Ирине позвонили и пригласили лично прийти, чтобы извиниться перед ней, обещали разобраться и прислать отчет о расследовании инцидента.

— Я не поленилась, пошла в поликлинику, — рассказала Ирина. — Мне сказали, что программа сейчас модернизируется, произошел технический сбой… Передо мной лично извинилась главврач, я написала заявление, чтобы мне сообщили о результатах проверки.

Несколько дней спустя Ирине позвонили из поликлиники еще раз, признались, что все ее претензии обоснованы, и даже предложили пройти обследование «от» и «до».

А спустя три недели после обнаружения приписок ей на почту пришел и обещанный отчет о проведенной проверке.

— В нем всё списали на совпадение моих распространенных фамилии, имени и отчества с данными других пациентов, — говорит Ирина. — В принципе, звучит правдоподобно — когда я получала ИНН, в моем районе было два десятка полных тезок такого же года рождения, только с разными датами и местами рождения.

Главное убедиться, что вы точно были на приеме
Источник:

Официально: «Такое бывает раз в два года»

— Появление некорректной записи в личном кабинете на портале «Здоровье петербуржца» явилось следствием полного совпадения имени и фамилии заявительницы с именем и фамилией другой пациентки поликлиники № 91, — пояснила в ответ на запрос «Доктора Питера» заместитель главы администрации Красносельского района Петербурга Елена Гавриленко. — Подобные случаи не носят системный характер и связаны исключительно с человеческим фактором. Среди Ф. И. О. пациентов действительно возможны частичные и / или полные совпадения, связанные с их распространенностью. Это может стать причиной ошибочного ввода сотрудником медицинского учреждения данных о посещении врачей-специалистов пациентом.

В администрации района заявили, что никакой выгоды в «приписках» для врачей поликлиники нет.

— Инциденты, связанные с ошибочными данными о посещении врачей-специалистов в личных кабинетах пользователей портала «Здоровье петербуржца», возникают не чаще одного раза в два года, — отметила Елена Гавриленко. — При этом частота обращений за медицинской помощью пациентов учреждений не коррелирует с размером заработной платы сотрудников.

О том, что поликлиника не получает никакой выгоды от приписок, заявили и в поликлинике.

— У нас подушевое финансирование, — отметили в медучреждении. — Сколько человек приписано к поликлинике, за это количество и получаем деньги.

Зачем поликлиникам «приписки» — мнение эксперта ОМС

Эксперт ОМС называет появление несуществующих записей визитов пациентов в поликлиниках экономическим преступлением.

Елена Третьякова — заместитель руководителя рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по организации ОМС.

Наличие записи на портале «Госуслуг» о медицинской помощи, которую вы не получали, означает, что медицинская помощь была оплачена медицинской организации государством, а оказана по факту не была. И это — экономическое преступление, — поясняет Елена Третьякова, заместитель руководителя рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по организации ОМС. — Ключевой механизм финансирования в системе ОМС — страховое возмещение по факту заболевания, травмы, проведения профилактического мероприятия и т.д. При его наступлении пациенту оказывается помощь, а страховщики ее оплачивают.

Стоимость конкретной медпомощи пациенту по ОМС устанавливается Тарифным соглашением и зависит от региона.

— Приписки появляются по причине желания медицинской организации получить финансирование по лжефактам оказания медицинской помощи, то есть помощи, которую в реальности пациент не получал. Чем большему количеству пациентов помогли в соответствии с отчетными документами в конкретной медицинской организации, тем больше денег она и получает.

При этом, отмечает эксперт, медицинские работники знают, что в 100 % случаев медицинская документация просто физически не может быть проверена.

— Страховая организация не сможет уточнить у каждого пациента факт оказания медицинской помощи, — поясняет Елена Третьякова.

А вот эта история произошла в Новосибирске. О ней рассказали наши коллеги из NGS.RU.

Сибирячка Елена Бердникова неоднократно вызывала врачей, когда тяжело болела COVID-19. К ней никто не приехал. При закрытии больничного листа в новосибирской больнице № 11 она с удивлением узнала о двух визитах терапевта, который якобы проводил диагностику и назначал курс лечения. Сопутствующим коронавирусу заболеванием была указана онкология: из документов следовало, что женщина прошла 16 курсов полихимиотерапии. Но пациентка такого не припоминала. Как такое возможно — разбирался корреспондент NGS.RU Виктор Бобровников.

Химиотерапия лишь на бумаге

В начале ноября 2020 года Елена Бердникова заболела ковидом. Вызвала врача на дом в воскресенье, ей перезвонили в пятницу из городской клинической больницы № 11 и сказали, что возьмут мазки через пару дней.

— Через два дня никто не пришел. Звонят через неделю, спрашивают: «У вас взяли мазки?» Отвечаю, что нет. Мне сказали, что мой больничный открыт, врач прибудет через пару дней. Опять никто не приехал. В итоге сама вылечилась дома за пару недель с начала болезни, это был непростой период: температурила сильно, тяжело дышать было, в обморок падала. Когда всё было позади, отправилась закрывать больничный, — рассказала Елена.

По мнению юриста, путем аудиоконтроля невозможно провести пальпацию живота, а также диагностировать синдром Пастернацкого: для этого нужно прощупывать и простукивать живот пациента
Источник:

Когда женщина посмотрела свою амбулаторную карточку, ее удивлению не было предела. Из документов следовало, что к ней на дом трижды приходил терапевт (2, 13 и 17 ноября), проводил осмотр, выписывал лекарства, назначал лечение. Согласно выводам терапевта, у Бердниковой было выявлено сопутствующее коронавирусу заболевание: онкология левой молочной железы. В карточке также указано, что пациентке было проведено 16 курсов полихимиотерапии.

— В ноябре ко мне ни разу не приходил терапевт, никакой химиотерапии я не проходила. О том, что у меня онкология, я узнала из своей медицинской карточки. На самом деле нет у меня онкологии никакой. Я, конечно, в шоке была: лечить меня не лечили, а столько всего понаписали! — возмущается Бердникова.

Елена Николаевна не стала никуда жаловаться, считает, что толку от этого нет: медики всегда своих прикроют. Эта история никогда бы не предалась огласке, если бы не зять Бердниковой Камиль Джафаров. Он связался с редакцией и познакомил журналиста с тещей.

Виноват ковид?

NGS.RU обратился за комментарием в больницу и областное Министерство здравоохранения. В своем обращении редакция попросила провести проверку качества оказания медицинской помощи Бердниковой и корректность оформления документов.

— В указанные вами даты, 2 и 13 ноября, осуществлялся аудиоконтроль пациентки Бердниковой по телефону. В тот момент интерфейс единой медицинской информационной системы не предусматривал варианта записи такой формы работы лечащего врача, как «аудиоконтроль», поэтому вместо него использовался наиболее подходящий вариант — на дому, — так объяснили в больнице оформленные документально визиты терапевта, которых не было.

Внесение в амбулаторную карточку информации о злокачественной опухоли молочной железы Бердниковой объяснили «технической ошибкой».

— В указанный период времени отмечался крайне высокий уровень заболеваемости ОРВИ и коронавирусом, медики ГКБ № 11 работали с перегрузкой. Заполнявший карту врач для экономии времени перенесла в карту Бердниковой текст из амбулаторной карты пациента, чтобы не набирать ее вручную, забыв удалить фрагмент, не имеющий отношения к Бердниковой. Подобные ошибки, разумеется, недопустимы, но при перегруженности персонала, к сожалению, возможны, — добавили в больнице. — По данному факту проведено совещание с персоналом о недопустимости подобных ошибок.

Юрист в сфере медицины Владимир Захаров изучил представленные документы и ответы больницы и министерства.

— Вам пояснили, что визит терапевта был заменен аудиоконтролем, просто из-за несовершенства системы был оформлен неверно. Аудиоконтроль — это опрос терапевтом пациентов по телефону. Сразу же возникает вопрос, каким образом дистанционно 2 ноября была проведена пальпация (ощупывание живота) и диагностирован симптом Пастернацкого? Это невозможно сделать без тактильного контакта врача и пациента! — убежден Захаров.

Что делать, если обнаружили приписку

Эксперты ОМС, как пишет «Доктор Питер», рекомендуют сообщать о несуществующих визитах в поликлинику не только в саму медицинскую организацию, но и в Территориальный фонд ОМС или страховую медицинскую организацию, которая выдала вам полис.

— При подтверждении факта приписок медицинская организация обязана будет возместить незаконно полученные средства в страховую компанию, ранее оплатившую счета, — говорит эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уралочка объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления