В четверговом выпуске рубрики «Скрининг 72.RU» мы публикуем историю 35-летней женщины из Тюмени. Она воспитывает сына Артемия, который родился недоношенным. Мария Кагарманова считает, что в историях с детьми, которые родились раньше срока, не все радужно. С какими проблемами тюменка столкнулась после рождения крошечного сына и к чему мама призывает врачей — читайте в ее рассказе.
«Готовьтесь, скорее всего, будет выкидыш»
Мой четырёхлетний сын Артемий — глубоко недоношенный. Он родился в 25 с половиной недель с весом всего лишь в 918 граммов и ростом 35 сантиметров. Я родила его самостоятельно. По сути, ничего не предвещало беды, у меня просто внезапно начались роды. Я в тот момент лежала на сохранении в третьем роддоме Тюмени. Туда «для перестраховки» меня положила мой врач-гинеколог. Вспоминая все, могу сказать, что у меня не было никаких критичных нагрузок. Видимо, ребенок захотел родиться раньше срока. Тем вечером мне сообщили, что воды подтекают.
Готовьтесь, скорее всего, будет просто выкидыш. Представляете, такое услышать
Поскольку третий роддом не оборудован для таких случаев, меня необходимо было перевезти на скорой помощи в перинатальный центр. Я долго ждала медиков, просилась уехать с мужем, но меня не пустили.
В перинатальном центре очень внимательные к роженицам врачи. Дело в том, что поступила я к ним ночью, и они меня долго и внимательно осматривали. У меня было кровотечение и сначала было неясно, что стало причиной. После осмотра меня оставили в палате лежать до утра под капельницей. Можно было бы лежать, если бы не начавшиеся роды. Сын появился в два часа ночи 22 октября.
Свой день рождения я провела в родблоке со схватками. Хорошо, что сын дождался ночи и родился на следующий день
В родительном блоке работают классные специалисты: от санитарки до акушерки. Все сопереживали мне, поддерживали. В итоге мой ребенок родился, закричал, его унесли в реанимацию, а я осталась одна. Я пробыла в роддоме 10 дней (внесла оплату за индивидуальную палату). Потом выписалась, так как сын оставался в реанимации. Мы с мужем постоянно приходили к ребенку.
«Лежал в реанимации два месяца»
Мой сын первые две недели лежал в одном отделении реанимации, как и другие недоношенные детки, потом его перевели в другое, где у сына случилось резкое ухудшение здоровья. Когда Артемий родился, он мог дышать сам и при небольшой поддержке аппарата СИПАП (режим искусственной вентиляции лёгких постоянным положительным давлением). Но после ему стало хуже и ребенка перевели на ИВЛ на целый месяц.
А вот спустя время, 22 ноября, у нас был критический период, сын находился между жизнью и смертью
Наш реаниматолог боролась, но ничего не обещала. Мне пришлось через знакомых искать выход на хороших специалистов. В итоге нашим реаниматологом стала Наталья Тюрина. С этого момента все изменилось.
Вопрос в том, как выхаживают недоношенных
Я думаю, что в перинатальном центре высокий процент выхаживания, если ребенок весит при рождении более 500 граммов. Но вопрос на самом деле в другом — как выхаживают недоношенных малюток. Наш новый реаниматолог пошла не по сценарию. Она меняла терапии и применяла различные способы. У врачей был консилиум, где наш реаниматолог проговорила детали различных методик и попросила, взяв разрешение с родителей, провести ему несколько курсов гормонотерапии. И вы знаете, в итоге с аппарата ИВЛ врач снимала моего сына на высоких показателях. Ребенок задышал сам!
Мы лежали два месяца в реанимации, месяц из которых Артемий находился на ИВЛ. Еще у недоношенных детей бывает ретинопатия, которая приводит к слепоте. У сына начался процесс по ухудшению зрения, нужно было срочно оперировать.
Я опасалась, что сын снова уйдет на ИВЛ, но, к счастью, с этим после операции не было никаких проблем
Сынок быстро реабилитировался. Мы остались со зрением, хотя шансов было 50 на 50. Когда спрашивают, действительно ли страшно это все проходить было, рассказываю, что я приходила в реанимацию всегда с хорошим настроением. Да, конечно, переживала внутри, но я считаю, что в таких случаях настроение должно быть хорошим у родителей. Ребенок это чувствует.
Уговорили поставить прививку сыну, и начались ухудшения
Если честно, мне кажется, что у нас люди не умеют работать с недоношенными детьми. При постоянном наблюдении развитие у нашего сына шло более-менее нормально. В августе, когда Артемию еще не было и года, нам сняли медотвод, меня уговаривали поставить прививки.
Несмотря на то, что внутренне у меня было несогласие с прививками, я все равно согласилась
Почему? Посчитала, что специалисты лучше знают. В сентябре мы поставили нужные прививки. Затем у нас началась стагнация. То есть ребенок ничего не делал нового. Вновь поиски невролога, но нам лишь посоветовали поколоть витамины.
Мне кажется, что у нас нет культуры прививок. Я не против уколов — я против того, как их ставят недоношенным.
Нашли нового врача и начали реабилитацию
По отзывам и рекомендациям нашли врача Екатерину Прочную. Она предположила, что у Артемия образовалась жидкость в голове. Это подтвердилось. В течение месяца после курса терапии ребенок начал вставать на коленки и ходить по кроватке, держась за опоры. Сейчас нас ведет этот самый невролог. Самостоятельно сын начал ходить в 3,5 года. До этого ходил только за ручку.
Тому, что он научился ходить самостоятельно, помогли постоянные реабилитации и терапия
У Артемия нет инвалидности, нет ДЦП. Но тем не менее эта проблема остается. Ребенок интеллектуально сохранен. Больше пострадало правое полушарие. Несмотря на это ребенок играет, ходит, хоть и не бегает, прекрасно разговаривает и даже умеет читать простые слова.
«Родители не понимают, как должны развиваться недоношенные дети»
Как мама такого малыша хочу сказать, что с недоношенными детьми сложно. Потому что ты не понимаешь, как у него развивается мозг. В Тюмени есть несколько центров, о которых до года я вообще не знала, потому что нам о них просто не говорили. Нас успокаивали и твердили: «Не переживайте». Но мне кажется, эта информация должна быть открыта и доступна. Обязательно родителей недоношенных малышей должны знакомить с такими данными.
У нас, я считаю, мало педиатров, которые понимают, что такое недоношенный ребенок
«После выписки с недоношенным ребенком про тебя и малыша забывают»
С недоношенными детьми получается так, что после выписки их отправляют в свободное плаванье, если нет точного и четкого диагноза. Если такой диагноз есть — тебя и малыша берут медики специализированных центров.
В Тюмени нет четкого подхода к ребенку после выписки из роддома. Неважно, доношенный он или нет, нам не хватает какого-нибудь института касательно реабилитации детей с проблемами. Получается, что сами мамы и папы таких детей ищут врачей, интересуются центрами реабилитации по всей стране, читают и изучают медицинскую литературу самостоятельно, чтобы помочь своим малышам.
Спустя время мы поняли, что если бы до года мы начали терапию (а у нас был только массаж регулярно), то Артемий бы пошел самостоятельно намного раньше и без каких-либо проблем. У нас почти нет специалистов в городе. Чаще всего врачи и практики приезжают из более крупных городов. Они проводят курсы в Тюмени и учат родителей помогать своим детям, восстанавливая их и реабилитируя.
После такой ситуации можно сделать вывод, что если ты вышел из роддома и тебе попался хороший невролог — это хорошо. Если попадается такой, как у нас был в самом начале, то ты получаешь ребенка с проблемами.
«У нас привыкли работать по стандарту, который всем нужно выдержать»
У нас врачи привыкли работать по стандарту. Почему родители самостоятельно изучают медицину. Нам нужна доступная информация о методиках, специалистах, центрах. С этим нас должны знакомить врачи, они должны давать направления, должны помогать в реабилитации наших детей. Некоторые родители, не имея информации о помощи особенным детям, просто замыкаются в себе. Они не умеют бороться. Нужно помогать мамам и папам, потому что большинство не в курсе, что же делать, если есть проблемы у их маленьких детей.
Я убеждена в том, что, чем раньше начинается реабилитация у ребенка, тем больше шансов на хорошие результаты
Интервью с врачом про недоношенных детей в Тюмени
В ноябре отмечался Международный день недоношенных детей. Его учредили, чтобы привлечь внимание к проблеме преждевременных родов и трудностям, с которыми сталкиваются и врачи, и родители. О том, где и как выхаживают малышей в Тюмени, мы поговорили с главным врачом госпиталя «Мать и Дитя» Татьяной Ербактановой.
История тюменки, которая родила после сорока
Ранее мы публиковали историю тюменки, которая родила в 42 года. Татьяна Глазкова из Тюмени откликнулась на призыв нашего материала про возрастных мамочек. Напомним, ранее мы писали, что три сотни тюменок 40+ стали мамами в прошлом году. Самой старшей из них 51 год. Почему Татьяна считает, что жизнь после 40 только начинается, как уже не юная тюменка решилась на второго ребенка и с какими проблемами она столкнулась — читайте ее историю по этой ссылке.
Если у вас есть вопросы или рассказы на тему родов или родильных домов, обязательно пишите нам на почту с пометкой «Родильный ликбез». Или же можете написать автору рубрики в социальной сети «ВКонтакте». Также с Марией Токмаковой можно связаться по телефону +7 922 261–00–52 (принимаются СМС, Viber, WhatsApp, Telegram).
Согласны с автором?