Любовь родителей к детям обычно проявляется заботой о них. Мамы и папы всегда готовы прийти на помощь своему малышу, заинтересованы в его благополучии, стремятся сделать счастливым. Однако во всех этих действиях, как правило, не прослеживается доверия. Позволить ребенку учиться на собственных ошибках, дать свободу действий и простор для самостоятельности некоторыми родителями и особенно бабушками воспринимается как катастрофа: «Ну что вы! Он же еще совсем маленький и глупенький». И если с девочками этот принцип в воспитании может дать положительные результаты, то у мальчиков ровно наоборот. Ведь они такие разные.
Я не молодец, я принцесса!
«У нас растут погодки, причем Миша младше Анечки, – рассказывает мама двух малышей Юлия Зимина, – поэтому и воспитывали мы их одинаково. Заботились, помогали во всем. Анечка просто расцветала от этой помощи и готова была играть или заниматься «взрослыми» домашними делами сколько угодно, лишь бы в компании. Миша же наоборот заботы не признавал вовсе, еще и сестренку взял под свою опеку. Уже в 2-3 года раздавалось его воинственное «я сам!». Он мог полчаса пропыхтеть, заправляя свою кровать, но только сам. Как только начинаешь ему помогать, то все! Настроение испорченно, губы надуты, интерес к делу пропал. Мы учли этот момент и стали хвалить детей за самостоятельность. Однако если Мишка явно гордился своими успехами, то Анечка сникла. После очередной похвалы она чуть не со слезами заявила папе: «Я не молодец, я принцесса! Вы меня не любите, а только заставляете все делать».
По мнению детских психологов, мальчики больше нуждаются в доверии и свободе, а девочки – в заботе. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, мальчишки обретают уверенность в себе и чувство собственного достоинства. В тоже время для девочек помощь – это, в первую очередь, проявление любви и заботы.
«Когда родители слишком заботятся о сыне, то он воспринимает это как неверие в его силы, – рассказывает детский психолог Вера Серебрякова. – Если же самостоятельности требуют от дочери, то она может подумать, будто о ней не очень заботятся, отталкивают, обижают, не любят. Позитивное представление о себе у мальчиков формируется на основе доверия со стороны окружающих, а у девочек – на основе внимания и заботы, которые они получают.
Если родители пренебрегают этими основами, то у детей могут развиться противоположные их полу свойства: так, девочки превращаются в «пацанок», а мальчики вырастают юношами с типично женскими чертами характера. Кроме того, окруженный излишней заботой мальчик теряет мотивацию к действию. А в детстве для него один из главных мотивов к действию – это его самостоятельное и успешное достижение результата. Без мотивации мальчики, скорее всего, просто перестанут что-либо делать, что, вполне возможно, приведет либо к депрессии, либо к гиперактивности.
Девочкам нужно больше внимания, любви за то, какие они есть, восхищения. Это самая лучшая мотивация для девочки. А вот без таких одобрений, как: «молодец», «хорошо сделала», «умница» лучше обойтись. Эти слова гораздо больше нужны мальчикам».
We are the champions!
Мужчины, как правило, стремятся стать лидерами. Поэтому если в семье несколько сыновей, то они всегда будут бороться за первенство. В этом случае родителям лучше хвалить сыновей за разные и уникальные достижения. И ни в коем случае, категорично заявляют психологи, братьев нельзя настраивать на соревнования друг с другом, иначе они будут воспринимать друг друга как противников. Индивидуальность можно найти, даже если братья близнецы.
«Среди мальчиков больше личностей, они часто нестандартно мыслят, – уверена Вера Серебрякова, – но, как правило, мальчишки – молчуны. Отсюда создается видимость того, что они не думают. Хотя все дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте речь обычно лучше развита у девочек. Но их ответы более однотипны, мышление более «шаблонно». Кстати, именно поэтому девочки учатся лучше мальчиков. Они действуют по той схеме, которую задал учитель – объяснил задачу и принцип ее решения. Это хорошо для девочек, но плохо и скучно для мальчиков. Им в предложенной схеме не хватает одной важной детали – поиска и самостоятельного открытия. Мальчикам лучше «недообъяснить», чем дать шаблон. В этом случае он гораздо лучше воспримет информацию и запомнит урок.
Среди мужчин эволюция вела отбор на сообразительность, а среди женщин – на адаптируемость. Поэтому подсознательно при «не том» воспитании девочки все-таки подстраиваются под требования взрослых, а мальчики стараются уйти из-под контроля, взбунтоваться против навязанных правил, либо просто их не слышать. Причем «не слышать» в самом прямом смысле слова. Особенно если дело касается эмоций. Дело в том, что мужская реакция на всплеск эмоций кратковременна и избирательна. Мужской мозг быстро фиксирует, что «все плохо» и ждет конкретных указаний, что делать дальше. Если инструкций не последовало, то он тут же переключаются на более продуктивную деятельность. Иными словами, вся получасовая воспитательная беседа на тему «ты поступил плохо» пропадет впустую, если она обращена к мальчику. Гораздо лучше будет коротко и конкретно объяснить, чем же вы недовольны и как это исправить».
Мальчишки и девчонки по-разному смотрят, слышат, говорят, переживают и даже понимают. Поэтому чтобы из ребенка вырос гармонично развитый, успешный и счастливый взрослый, стоит мальчиков и девочек воспитывать по-разному.
Для тех родителей, которые не желают останавливаться на достигнутом и готовы двигаться дальше, психологи предлагают пройти тест и сравнить, насколько их представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности. Ну и сделать выводы!
Тест
Фото: Фото с сайта Polyvore.com