Город Авторское право доставляет неудобства

Авторское право доставляет неудобства

Перед вами совершенно замечательное фото с Крестовоздвиженской (Никольской) церковью на переднем плане, сделанное Игорем Пивоваровым. Еще четыре года назад оно было практически неизвестно, а сейчас стремительно становится одним из символов Тюмени. Гугл выдает его на первом месте поисковой выдачи среди изображений города, в «Википедии» оно используется в 27 (!) языковых разделах, от баскского до индонезийского.

Что же такого случилось за четыре года? В 2009 году мне удалось убедить Игоря изменить правовой статус некоторых его фотографий, выложенных на одном из фотохостингов. По условиям хостинга, любое выкладываемое там изображение полностью защищено авторским правом. Однако Пивоваров дал согласие на использование этой и ряда других своих работ на условиях лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported (CC-BY-SA 3.0 Unported). Данная лицензия предполагает, что каждый имеет право свободно делиться опубликованным на ее условиях произведением, изменять его, использовать в коммерческих целях – при обязательном условии указания автора и источника. Благодаря изменению лицензионного статуса фотографии стало возможным разместить ее в «Википедии», откуда фото и начало победное шествие по земному шару.

Сможет ли автор использовать популярность своей работы или нет – другой вопрос. Есть пример американского писателя Адама Мансбаха, который в 2011 году сначала выпустил одну из своих книг в бесплатной PDF-версии, затем электронная версия стала продаваться в интернет-магазинах и даже возглавила топ бестселлеров на Amazon’е, и лишь после этого вышла бумажная версия неплохим довольно тиражом 150 тысяч экземпляров. Хотя американца даже перещеголял бывший российский президент Дмитрий Медведев, ведь годом ранее он сумел продать за 55 миллионов рублей фотографию Тобольского кремля, выложенную на сайте Kremlin.ru на условиях все той же бесплатной лицензии CC-BY-SA 3.0 Unported. Данное фото также оказалось в «Википедии», но всего лишь в 21 языковом разделе. То есть по популярности оно проигрывает произведению тюменского автора.

Конечно, есть соблазн обвинить Дмитрия Анатольевича в неспортивном поведении, мол, фотографию-то задорого прикупил его друг. Имею в виду, в хорошем смысле слова друг. Однако это обстоятельство не умаляет истинности вывода о том, что популярность не мешает зарабатыванию денег, а бесплатность не мешает популярности.

Известный российский специалист по политическому пиару Олег Матвейчев принципиально выкладывает свои книги в свободном доступе у себя на сайте, а этот человек разбирается в пиаре, можете поверить. Схожей тактики начал придерживаться и Михаил Задорнов. Его фильм «Рюрик. Потерянная быль» свободно лежит на YouTube, где собрал свыше 600 тысяч просмотров, однако смотрю – в продаже появилась книга «Князь Рюрик» с аналогичным фильму содержанием, тиражом пять тысяч экземпляров. А очередную книгу, повесть «Бандиты и бабы», писатель сначала выложил частями в своем блоге, плюс полностью разместил в свободном доступе у себя на сайте... в общем, ожидаем начала продаж.

Для понимания сути зарождающегося явления возьму пример с пиццей. Пиццу можно самостоятельно состряпать дома, можно купить полуфабрикат в магазине, можно заказать в службе доставки... Однако я бы не осмелился сказать, что пиццерии при этом страдают от нехватки посетителей. Так же и с бесплатностью объектов авторского права – она не мешает пока потребителям платить за какой-то дополнительный сервис.

К чему это я? Есть много совершенно шикарных фото хотя бы даже и Тюмени, которые так и останутся малоизвестны, потому что их защищает авторское право. Не буду за примерами слишком далеко ходить: если бы не публикация в «Живом Журнале» коллажей с известными туземными архитектурными объектами, которая вызвала авторский скандал в тюменской блогосфере, я бы не узнал о существовании этих коллажей. Курьез в том, что авторы столь тщательно оберегаемых авторским правом фотографий зачастую сами создали свои работы... с нарушением закона.

Объясню. В мире есть понятие свободы панорамы. Оно предусматривает, что если нечто находится в публичном месте, этот объект можно свободно фотографировать и далее делать с фотографией все, что хочешь. Однако не во всех странах свобода панорамы признается. В Англии, Германии, Китае она допускается. В Штатах – только в отношении зданий. А в России – сильно ограничена.

Согласно статье 1276 Гражданского кодекса РФ, если какой-то объект (допустим, здание, памятник иди набережная) защищен авторским правом, вы вправе его сфотографировать, но вот с публикацией результата в уютном бложике или в Instagram’е я бы торопиться не советовал. Если главным объектом на фотографии будет что-то другое, допустим, ваш знакомый на фоне здания, тогда да. А если просто здание, то необходимо согласие архитектора или его наследников (смотри определение Верховного Суда РФ от 8 декабря 2011 года по делу №75-Г11-14. И еще: если на фоне здания сфотографирован-таки ваш знакомый, но вы собираетесь использовать изображение в коммерческих целях, вам тоже нужно получить согласие правообладателя.

А теперь подумайте. Особенность Тюмени в том, что подавляющее большинство зданий возведены в XX веке. В качестве примера возьмем хорошо известное здание обкома КПСС, где ныне расположена администрация области. Сколько продано открыток с видами Тюмени, где обязательно присутствует изображение этого здания! А сколько книжек издано! К сожалению, так и не удалось найти точные сведения о том, кто архитектор. Если автор так и не найдется, авторское право на здание истечет 1 января 2027 года (70 лет от момента постройки).

Если выяснится, что автор Петр Андреевич Гриненко, тогда все несколько затянется. Информации о нем после 1969 года я не нашел, так что будем считать, что в этом случае авторское право закончится 1 января 2040 года. Хотя нет, надо прибавить еще четыре года Великой Отечественной войны, потому что есть у нас такая норма: если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, авторское право продлевается. Как остроумно заметил мой знакомый Павел Рассудов, председатель Пиратской партии России, закон не уточняет, на чьей именно стороне должен был воевать автор.

Ну ладно с ним, с обкомом. Перейдем к более старинным зданиям. Не менее известная Спасская церковь XVIII–XIX веков на перекрестке улиц Ленина и Челюскинцев. Северный придел, который смотрит на улицу Кирова, спроектирован архитектором К. П. Чакиным (1875–1958). Авторское право на него закончится 1 января 2029 года плюс (возможно) четыре года на войну. Любимое всеми фотографами здание архитектурно-строительного университета, построенное в 1913 году по проекту В. К. Олтаржевского (1880–1966): авторское право закончится 1 января 2041 года (архитектор трудился во время войны).

Согласитесь, авторское право в нынешнем виде доставляет неудобства. О том, кто такие современные пираты и что они хотят сделать с авторским правом, расскажу в другой раз, если захотите.

23 апреля Всемирный день книги и авторского права. Дата выбрана по той причине, что в этот день умерли Сервантес и Шекспир. Символично... В России авторское право появилось в 1918 году, в США в 1923. То есть шекспиры, сервантесы, пушкины и прочие «серебряные века» были до возникновения авторского права. Сейчас денег в отрасли стало больше, а вот с новыми шекспирами и сервантесами похуже.

Дмитрий Кошелев. 35 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото Игоря ПИВОВАРОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем