На выходе из общежития на Луначарского Светлану останавливают судебные приставы.
— Получите документ о том, что вам необходимо освободить помещение, — спокойно обращается мужчина в форме.
— Я ничего подписывать не собираюсь, — твердо говорит женщина и отходит в сторону.
Приставы снова предупреждают: в конце недели женщина должна съехать, иначе они смогут сами вскрыть квартиру. Но Светлана молчит — она вместе с еще двумя жильцами до последнего планирует отстаивать право остаться в аварийном доме.
«Это единственное мое жилье»
Первый корпус общежития построили в 1962 году — в нем жили студенты колледжа «Производственных и социальных технологий». В 1989 году к нему вплотную пристроили второй корпус для преподавателей. Сейчас две половины, которые стали одним домом, можно без труда отличить. Фасад старого здания потускнел, в некоторых местах обрушились кирпичи, другая половина выглядит как обыкновенная пятиэтажка — без трещин на стенах и перекосов.
В феврале 2022 года здание признали аварийным. По словам директора колледжа Тамары Шпак, в доме проблема с трубами — в прошлом году они лопались, с пятого по первый этаж бежал кипяток. Зимой студентов сразу переселили, сотрудники колледжа стали съезжать постепенно — кто-то в предложенное общежитие на Рылеева, кто-то к родственникам. До сегодняшнего дня в пятиэтажке 1989 года продолжают жить три семьи.
Светлана Провашинская переехала из Уватского района. В городе поступила на курсы секретаря-машинистки. В 1984-м устроилась на работу в колледж — тогда он назывался Лесотехникум. 23 года она проработала там библиотекарем. В 1996 году женщине дали три комнаты в общежитии — из них за свой счет Светлана сделала квартиру в 39 квадратов. Женщина говорит, что не понимает, почему дом признали аварийным — жалоб от жителей на проблемы не было никогда.
— Жителям предложили переселиться на Рылеева. А я сказала, что туда не поеду. У меня нет ни квартиры, ни дачи — это единственное мое жилье. На Рылеева в одном коридоре четыре комнаты. На всех один туалет. Между секциями есть комната, там стоит две раковины, душевой нет. Просто одна кабинка. У меня здесь всё, а там ничего, — говорит Светлана.
Светлана говорит: статус жилья в ее договоре — специализированное (жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются на время по договору найма. — Прим. ред.). Порядка тридцати лет она стоит в очереди на получение квартиры по социальному найму. Женщина считает, что ей должны дать равноценное жилье — комната на Рылеева гораздо меньше.
«Если старые — значит отработанный материал?»
Еще одна жительница — Татьяна Пульникова — 35 лет работала в колледже. Сначала лаборантом, потом методистом. В 1989 году ей дали двухкомнатную квартиру в общежитии. Она поселилась там с мужем и сыном. Через семь лет, когда родилась дочка, дали еще одну комнату — семья присоединила ее к квартире. Всего получилось 67 квадратов.
— Никакие договоры не заключали — у нас есть ордер, постоянная прописка. И сам директор говорил: это ваше жилье, — говорит Татьяна.
Татьяна тоже не согласна переселяться на Рылеева.
— Район здесь хороший, всё рядом. Если у нас нет права собственности — с нами могут делать что хотят. Пусть дают равноценное жилье. Если старые — значит мы отработанный материал? Не воровать, не убивать не научили, и теперь издеваются над нами, — считает женщина.
В третьей квартире площадью 52 квадрата живет Константин Биков — его не было дома в момент нашего приезда. У мужчины претензия аналогичная — в другое общежитие он переселяться отказывается.
Все жители общежития считают: земля в центре Тюмени понадобилась властям для строительства какого-то объекта. И уверены, что выбрали их дом не случайно — легче всего было выселить людей, у которых нет права собственности. Тюменцы говорят: дом можно было отремонтировать и оставить людей жить в нем дальше. Они за свой счет приглашали специалистов, которые провели экспертизу. Оценка экспертов, по словам тюменцев, показала износ здания 50% — такой показатель не дает права признать здание аварийным.
«Торжествует не закон, а административный ресурс»
Жителям общежития помогает юрист Владимир Осейчук. Он считает, что все три семьи имеют право на получение квартир. И намерен дойти до Верховного суда.
— Есть статья 89 Жилищного кодекса. Она говорит о том, что если дом признается аварийным, должно предоставляться равнозначное жилое помещение. Раз они живут в квартирах, им должны предоставить квартиры не меньшей площади, чем они занимают. С участием губернатора и колледжа это нарушается. Они ссылаются, что это здание имеет статус общежития, и поэтому они живут в общежитии. В далеком 2004 году дом, который строился для преподавателей, подвели под один общий адрес со студенческим общежитием.
Это типичный случай, когда пока торжествует не закон, а административный ресурс. Надеюсь, что Верховный суд не допустит нарушения конституционных и одновременно жилищных прав истцов-пенсионеров, — рассказал Владимир Осейчук, юрист.
Директор колледжа Тамара Шпак ранее комментировала сиуацию.
— Им всем предоставлено жилье на Рылеева, 36. Да, оно меньше, чем здесь, но соответствует нормативам, — рассказала 72.RU директор колледжа Тамара Шпак. — Люди тут живут в квартирах и считают, что это их жилплощадь. Хотя по законодательству это обычное общежитие, которое предоставляется как временное жилье. И не моя вина, что предыдущее руководство вдруг подарило им его. Сейчас они требуют, чтобы взамен предоставили социальное жилье. В этом доме уже окна выпали из душевых. Пол вздувался и проваливался. Здание ходит ходуном, с декабря по январь — 7 прорывов теплотрассы, когда кипяток лился с пятого до первого этажа. Я не знаю, как еще людям объяснять. Каждое утро просыпаешься со страхом, стоит ли это здание еще, как там люди.
Мы отправили запрос в информационный центр правительства Тюменской области с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответ ожидается.
Ранее дольщики ЖК «Москва» в Тюмени записали видеообращение к Владимиру Путину. Они попросили посодействовать в скорейшем завершении строительства многоэтажки. Речь идет о доме по адресу: улица Новоселов, 113. Также тюменцы требуют не допустить очередного переноса срока сдачи объекта. Многоэтажку должны были ввести в эксплуатацию в конце 2020 года, но сроки переносились.