Волну возмущений подняла история о том, что дом бывшего криминального авторитета Ганса в тюменской Зареке хотят снести из-за КРТ. Долгое время Юрий Тишенков (настоящее имя Ганса. — Прим.ред.) и застройщик обсуждали сумму выкупа здания и участка в 60 соток, но так и не пришли к решению, которое бы устроило обе стороны.
Горожане в этом споре приняли сторону владельца частного дома. Вот некоторые из их доводов в пользу того, что намеченную в конце улицы Ижевской высотную застройку нужно отменить.
— Я тоже строил свой дом. Это было нелегко. Каждый кирпичик, каждую досочку помню. Как мечтал, так и построил. Земля в собственности, дом в собственности. Все по закону. И вдруг кому то захотелось на этом месте строить небоскреб. Пришли и деньги предлагают какие-то, а я, например, оцениваю свой дом и землю в тысячу раз дороже. И даже за такие деньги не соглашусь. Это мое родовое гнездо. Это все моим потомкам. И что? Меня сгонят? По решению суда? Да что же это за государство такое?!
— КРТ — новый способ отъема денег у населения. Добротный дом, есть вода, свет, газ, канализация. Нафига пристали к нему?
— Суть не в том, чей это дом, как заработан, а в том, что этот дом построен по закону, принадлежит гражданину России. На каком основании государство его сносит против воли хозяина?
— Так это не только у него, у меня родители так же попали: хотят за трешку пять миллионов дать, а на эти деньги [аналогичную по площади] трешку не купишь. Тоже будут судиться. Это может коснуться любого человека в этой стране.
— Не важно, кто он. Всем должны платить реальную стоимость жилья, а хорошие дома вообще не трогать. Мировая практика есть, это вполне реально.
— Не знаю чей дом, и что за человек, но считаю, что людям должны компенсировать их потери в соответствии с их имуществом официальным, по рыночной стоимости. Достойная компенсация всем должна быть.
— Какая реновация? В Тюмени нет закона о реновации! Это отъем земли под барские интересы.
— Абстрагируясь от личности владельца, не понятно вот что: если крепкий, красивый дом, ухоженный участок, то зачем сносить? Стройте вокруг!
— Юрий, не сдавайтесь ни в коем случае!
— Правильно поступает хозяин дома. И то, что он просит, — это реально по стоимости, даже где-то еще и продешевил. Удачи вам, хозяин.
— Почему не сносят общаги? Застройщику не выгодно? Зачем сносить добротные дома?
— Боритесь за свою землю! Не уходите, не отдавайте [ее] под человейники! Это грабеж открытый и наглый!
— Нужно вводить практику как во всех цивилизованных странах: сколько собственник говорит [по сумме выкупа у него дома и участка], с тем и надо считаться. За сколько хочу, за столько и продаю. Это же этим застройщикам нужно тут влепить [высотки] и навариться на продаже. Другое дело, когда это для госнужд (дороги и т. д.)
— Наконец-то абсолютно верное описание ситуации КРТ. Включают собственников ИЖС без их согласия, потом через суд выселяют с копеечной компенсацией. И не надо считать чужие деньги. Должно быть равноценно. Плюс моральная за переезд и все затраты.
Разумеется, нашлись и те, кто уверен: правда — на стороне застройщика, который не комментирует эту спорную ситуацию, но готов к диалогу с владельцем дома и участка.
— Предлагают 100 миллионов, а ему мало. Дом стоит максимум 12 миллионов, не больше. Дать комнату, и пусть там живет.
— Отказываться от такой кучи денег — это уже наглость. Предлагаю застройщику оставить этот домик в покое. Пересмотреть проект освоения участка и просто вплотную к нему все максимально застроить домами повыше. Грунтовые воды его дом как самый легкий из земли выдавят фонтаном. Сам запросится снестись за любые деньги.
— Прежде, чем отдавать сотню миллионов, надо проверить, на какие средства построен этот дом. Об этом никто не говорит. Почему?
— Предложили заоблачную сумму, в разы выше реальной, в этом и ошибка. У людей крышу сносит от предложенных денег, и им нужно больше и больше. Ненормально это.
Проводить реновацию тюменские власти официально разрешили весной 2021 года. КРТ (в отличие от механизма РЗТ — развития застроенных территорий) позволяет включать в границы застройки не только многоквартирные дома, признанные аварийными, но и другие объекты недвижимости. То есть застройщик может расселять и сносить неаварийные дома, если их жители согласятся получить деньги за свои квартиры и съехать.
Но нередко владельцы частных домов предложение отдать свой дом под снос воспринимают в штыки: кто-то просто не хочет менять района проживания и привычный уклад жизни, других не устраивает сумма выкупа, которую предлагает тот или иной застройщик.
Это все порой приводит к громким скандалам. Так совсем недавно на улице Урицкого во время сноса забора частного дома хозяин открыл стрельбу по строителям. Чем все в итоге закончилось — рассказали вам в этом материале.