Открывшийся в октябре сквер Згерского в центре Тюмени вызвал жаркие споры среди горожан. Одним обновленная площадка пришлась по душе, а другие яростно критиковали за неудачные решения и уничтожение уютного зеленого островка в историческом центре.
Редакция 72.RU решила обратиться к профессионалу — тюменскому архитектору, урбанисту и участнице движения за сохранение культурного наследия Тюмени Екатерине Журавлевой. Мы вместе прогулялись по скверу и обсудили, что в сквере действительно удалось, а что — нет.
Музыкальный сквер — замысел удачный?
— Я сейчас и сама занимаюсь подобными объектами, и наша миссия — сделать город лучше. Нельзя сказать, что лучше бы этого объекта не было. Мы все помним, каким запущенным он был раньше и понимаем, что глобальная цель этих проектов — объединить такие пространства с улицей Дзержинского, чтобы создать для горожан разные сценарии прогулок по городу. В сторону пешеходной улицы, кстати, тоже было много критики, и посмотрите, сколько людей там сейчас отдыхает, — рассуждает о новом объекте Екатерина Журавлева.
Мы находимся в сквере имени Леонида Згерского — новом объекте городского благоустройства, на которое было потрачено 28 миллионов рублей. Сквер назвали в честь почетного жителя Тюмени, фронтовика и легендарного директора Тюменской филармонии Леонида Згерского.
Поэтому создатели закономерно выбрали музыкальную тематику — музыкальные инструменты, сцена и новый мурал «Музыка» от тюменского проекта «Морфология улиц». Создал его воронежский художник Ян Посадский.
Екатерина Журавлева считает, что идея создать здесь музыкальный сквер выглядит гармонично: гуляя по нему, мы видим афиши филармонии, понимаем, на какие концерты можем сходить, и вдохновляемся на творчество — благо рядом есть сцена. Мы проверили: подключение там есть, так что организовать свое представление можно.
Самое важное, что дала реконструкция, как считает Екатерина, — скрытый за забором сквер теперь открылся всем тюменцам и перестал быть прибежищем для бездомных — это огромный плюс.
Идея с инструментами не получилась
— Я не зря взяла с собой вот этих двух молодых людей — Екатерина обращает внимание на своих детей, которые увлеченно играют с уличными музыкальными инструментами, — видите, чем они занимаются? Инструменты действительно привлекают внимание и детей, и взрослых.
Само наличие таких объектов — это плюс. Горожане писали, что инструменты выглядят не впечатляюще: дескать, такие размещают в любых ЖК и непонятно, на что тут потрачены 28 миллионов. Екатерина предполагает, что простые конструкции сложнее сломать — в данном случае это защита от вандалов. По мнению урбаниста, проблема с инструментами в другом — они не выполняют свою главную функцию.
— Производители этих инструментов выступали на форуме в Екатеринбурге и рассказывали, что главный их замысел — это коллективное музицирование и объединение людей при помощи музыки. Горожане должны находиться лицом к лицу, создавая какую-нибудь композицию. А здесь этот замысел нарушен. Один инструмент здесь, второй там, совместного творчества не получится. Играешь, уперевшись в стенку, — сетует Екатерина.
К тому же само место для музыки выбрано достаточно шумное: рядом оживленная улица Республики, шум моторов может заглушить все попытки петь или играть. А главная скрипка сквера, хоть и выглядит стильно, но как инструмент не звучит — получается какофония звуков. Это, безусловно, минус.
Единый дизайн-код — это хорошо
Новый сквер стилистически не выбивается из ряда других объектов: улицы Дзержинского, сквера возле городской аптеки, нового «карманного сквера». Еще сохранили главную фишку сквера — фрагмент первой тюменской мостовой. За это ставим плюсик.
— Мы видим те же стенды, что и на Дзержинского, видим классные стилизованные под ржавчину таблички — достаточно стильный элемент. Также из хорошего: симпатичное покрытие на земле и малых архитектурных формах, качественная подсветка элементов, стилистика коричневого, терракотового цветов, которые гармонируют с историческими постройками. Нет чужеродности, — объясняет Екатерина.
Металлическая мебель — это провал
Тюменцы очень ругали выбор белых металлических скамеек и стульев. Многим не понравился и цвет, и выбор материала для холодного региона.
— То, что они белые, меня не смущает — задумывалось, что стулья будут сочетаться с муралом, и, как по мне, они не выбиваются. А вот то, что на них попу отморозить можно, это создатели почему-то не подумали, — говорит Екатерина.
В разговоре с журналистом 72.RU архитектор отметила, что более удачным выбором всё же могла быть уличная мебель из дерева — она придает уюта и не такая холодная. К их расположению в сквере тоже есть вопросы: есть ощущение хаотичности и разрозненности. А еще из сквера уже пропали качели, которые на открытии стояли в закутке возле дома — предполагаем, что их могли сломать. За выбор мебели — минус.
Пропала зелень
Часть зелени в сквере сохранилась, но многие деревья в ходе работ всё же спилили. По словам Екатерины, здесь ситуация неоднозначная.
— Хочется, чтобы всегда больше зелени сохранялось. Но я не берусь судить о том, почему старые деревья были спилены. Я всегда за то, чтобы зелень сохранять, но бывают аварийные деревья, старые. Поэтому по каждому проводится анализ. В каком состоянии были здешние растения, не могу судить, — подчеркивает урбанист.
На замену высадили новые растения, которые, если перезимуют, со временем разрастутся, и сквер снова станет чуть уютнее и камернее, чем сейчас, считает Екатерина Журавлева.
Однако даже с учетом новых деревьев зелени пока маловато. Екатерина говорит, что по нормам есть определенные ограничения по расстоянию между посадками, потому что деревья разрастаются. Поэтому пока минус — результат будет виден только весной, и не факт, что этой.
Незавершенность — главная проблема
— Предполагалось ли дальше что-то с парковкой делать? — задается вопросом Екатерина. — Возможно, вторая очередь сквера предполагается, но я не знаю подробностей таких. Если так, то хорошо, а если нет, то стоило бы отгородиться.
Сквер Згерского упирается прямо в парковку. Визуально ее не мешало бы отделить теми же многоярусными тумбами, которые установлены на входе, чтобы пустого пространства стало меньше. Это, как и многие другие детали, говорит об одном — скверу не хватило завершенности.
— На мой взгляд, скверу действительно не хватает сейчас законченности, собранности, закрученности, может — такой именно гармонии музыкальной. Думаю, что вы тоже поддержите это со своей стороны, — рассуждает архитектор.
В мэрии 72.RU рассказали, что сквер планируют расширить в следующем году — как раз в сторону улицы Челюскинцев, где и расположена парковка. Поэтому ставим минус, но пока карандашиком.
Итоги
— Критиковать проще всего, я и сама раньше этим занималась. Но когда ты сам погружаешься в эту работу, всегда хочешь сделать лучше для людей, но понимаешь, что всё учесть невозможно. Мне кажется, нужно стараться говорить о положительном, но и минусы не забывать — огрехи есть всегда, — резюмирует Екатерина Журавлева.
Давайте и мы подведем итоги. По результатам прогулки у нас три однозначных плюса, три однозначных минуса и еще один минус карандашом, потому что сквер еще будут доделывать.
Ранее мы писали, каким должен был стать и каким стал сквер Згерского. А еще разобрали все новые зеленые зоны города — некоторые объекты даже немного пугают своим необычным дизайном.
Кстати, в октябре открылся еще один небольшой сквер возле общежития ТюмГУ. Жители раскритиковали его за вырубленные деревья.
Как думаете, что перевесило — плюсы или минусы?