О жизни тюменской джаз-дивы Инги Лударевой можно написать книгу, которая вмиг станет бестселлером: настолько богатая у нее биография и интересная судьба. Она озвучивала сказочных персонажей за ширмой в музыкальных спектаклях, была солисткой биг-бенда при ГУВД Тюменской области, сотрудничала с местными джаз-ансамблями, звездами России и далекого зарубежья. Ее имя вошло в энциклопедию российского джаза музыкального критика Владимира Фейртага. О детстве, юности, старте карьеры и эпизодах жизни, которые навсегда врезались в память, она рассказала в большом интервью 72.RU.
Болливуд и билет на балет: знакомство с большим искусством
Когда Инга была еще совсем маленькой, мама постоянно везде брала ее с собой. Водила на балет в Большой театр, и уже тогда искусство танца покорило будущую певицу до глубины души. А еще ее раз и навсегда очаровала театральная атмосфера — свет, музыка, красиво одетые люди и буфет — там и только там можно было попробовать бутерброды с сервелатом на белом багете и вкусные пирожные.
— С детства полюбила балетное искусство, его эта красота, помпезность, музыка, живой оркестр — это незабываемо. Мне было, наверное, лет пять, когда я первый раз попыталась понять, что такое балет. Полюбила его и люблю до сих пор. Когда мне было шесть лет, мама повела меня на индийское кино: на большом экране показывали фильм «Бобби». Море красок, красивые люди, песни, танцы. Именно из этого фильма я, будучи ребенком, почерпнула свое первое впечатление о любви. Позже стала посещать Театр кукол Сергея Образцова, а потом и драмтеатр, — вспоминает Инга Лударева.
Еще одно ее очень яркое детское воспоминание — тюменская детская музыкальная школа № 2, куда ее за ручку привела мама. Семья тогда жила довольно далеко от черты города, и нужно было преодолевать длинный путь. Сначала ехали на автобусе № 25, после шагали по улице Одесской. Перед занятиями в музыкалке заходили в любимую пельменную. Зимой нередко приходилось подолгу мерзнуть на автобусных остановках: не было тогда ни мобильных приложений с расписанием общественного транспорта, ни самих мобильников.
— Сначала я играла на виолончели, моим наставником был Юрий Иванов — прекрасный преподаватель и музыкант. А своим хорошим музыкальным слухом я обязана своему преподавателю по сольфеджио Ирине Хорос. Каждый день я вставала в полшестого, а когда после школы приходила домой, нужно было еще уроки делать. Как я, маленькая девочка, тогда всё это выдерживала? Детство в Тюмени мне запомнилось именно таким, — говорит вокалистка.
Длинная дорога из Владивостока в Тюмень и школьная суета
Важно уточнить, что до шестилетнего возраста будущая джаз-дива жила с родителями во Владивостоке — в бухте Золотой Рог с его особенными, ни на что не похожими звуками. Представьте: вот рабочие грузят большие корабли, которые шумно заходят в порт.
— Помню прогулки на кораблях, это было здорово. Я же дочь морских волков — у меня родители были моряками. Однажды в наш порт прибывал один из американских президентов, его пышно встречали. Помню, что нам разрешалось поехать и посмотреть. В тот день я была нарядная, в пальто цвета фуксии с золотыми пуговицами. Но в основном, вы знаете, Владивосток я помню очень мало, почти всё стерлось. Хочется как-нибудь приехать и поискать там наш бывший дом, если он еще остался, — продолжает рассказ наша собеседница.
К слову, в Тюмень семья переехала неспроста: тут более подходящий для жизни климат. К тому же город был уже знакомым благодаря визитам к жившим тут родственникам.
— Помню, в Тюмень меня везли именно зимой. Ехали долго: от Владивостока поезд сюда шел чуть ли не пять суток. У нас был, знаете, такой старый вагон с жесткими сиденьями. Стоянки помню и заиндевелое узорчатое окно. Было красиво и холодно. Путешествие выдалось длинным, но мне это нравилось. Стала настоящей тюменкой и полюбила Тюмень в большей степени я не так давно. Осознала, что в нашем городе есть всё. Всё, что я хочу и люблю. Мне нравятся наши парки, театры, рестораны, набережная. Тут я дома, и никуда не хочу переезжать, — уверена Инга Лударева.
Здесь она окончила музыкальную и обычную школы — сначала это была гимназия № 21, позже — обычная школа на Войновке. В старших классах с одноклассниками у девушки отношения складывались непросто, потому что она сильно выделялась из общей массы. Вечеринкам она предпочитала чтение и уроки танцев, а вместо дежурств по школе с мытьем полов ехала на занятия в музыкальную школу. Неизменно это привело к тому, что появились завистники.
— В Тюмени в лихие девяностые закончила еще медицинское училище и институт культуры. Всё время чему-то училась. Время было, и было непростое. А еще параллельно с учебой как-то умудрялась работать, — вспоминает певица.
Не верящая слезам Москва и театральные подмостки: старт карьеры
В юности Инга Лударева была невероятно увлечена миром кино и хотела стать актрисой. Готовилась к этому с 13–14 лет: занималась танцами, заучивала стихи наизусть, штудировала профильную литературу. Юная девушка была совершенно уверена, что для большой сцены у нее есть все данные: внешность, хорошая фигура, артистизм.
— После окончания школы дважды ездила в Москву, пыталась поступить в театральный. Но я совсем не понимала, как там проходят эти отборы. И конкуренция огромная: приезжали таланты со всего Советского Союза. Несколько туров я прошла, и мне сказали, что нужно остаться в столице, устроиться в театр, а через год еще разок попробовать поступить. Предпочла вернуться в Тюмень. У меня тогда не было четкого понимания, что я — певица, ну пою себе и пою. Не понимала, что именно в этом мое предназначение, понимаете? Сцена манила, и я поступила на театральное отделение в наше, тюменское училище искусств (сейчас это институт культуры. — Прим. ред.). Сюда меня взяли сразу и без раздумий, почти сразу я там стала своей звездой на курсе. Выправили мне говор, поставили речь. Именно там училась на актера театра кукол, — вспоминает она.
Позже Инга перевелась на вокальное отделение в Киеве и продолжила учебу уже там — без кукол, но с песнями, танцами и разговорным жанром. Поняла в один прекрасный момент, что искусство эстрады ей гораздо ближе.
— Пою я уже лет 30. Много раз меня уже спрашивали, как я пришла в джаз. Если честно, я и сама до сих пор не понимаю, как это произошло, но у меня были какие-то ориентиры. В детстве я много слушала музыку на пластинках, которые мама с папой покупали за границей, и наши отечественные «Мелодия». Импровизировала, пыталась что-то спеть, и мне это нравилось. Впускала в свой круг только тех людей, которые были мне приятны и интересны. Всегда была увлечена тем, что делаю, — продолжила наша героиня.
В 1997 году Инга Лударева стала идейным вдохновителем и директором первого в Тюмени джаз-клуба, базировался который в тогда еще работавшем ДК «Строитель». На протяжении 12 счастливых лет каждую среду там были концерты, собиравшие истинных ценителей музыки. Позже площадка сменилась, и клуб просуществовал еще пятилетку, но в итоге эта история сразу по ряду причин изжила себя.
Дружба с радио и судьбоносные знакомства с великими
Знаете, как говорят: когда закрывается одна дверь, открывается другая. Так случилось и у нашей собеседницы. Помимо джаз-клуба в ее жизни появилась авторская программа «Острова Джазефины» на одной из тюменских радиостанций.
— Был в моей жизни период длиной в пять лет, когда я работала на радио: у меня была своя программа. В прямом эфире трижды в неделю рассказывала слушателям про джаз, делилась своими накопленными записями. Мне никто не мешал, никто не говорил, что и как я должна делать. Это были годы счастья. А потом? Делала какие-то проекты, пела на сцене: у меня были концерты в Москве, Санкт-Петербурге. Не люблю хвастаться, но у меня есть релиз, который есть не у каждой певицы нашей области. Выступала вместе с легендами, это потрясающий опыт. Среди них, например, Георгий Гаранян, — задумчиво говорит Инга Лударева.
Георгий Гаранян — дирижер государственного симфонического оркестра кинематографии СССР. Дирижировал музыкой к двум сотням фильмов — «Ирония судьбы», «Приключения Буратино» и другие. Исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза» и в мультфильме «Ну, погоди!».
С Гараняном она познакомилась в конце 90-х, когда он приезжал в Тюмень с концертом. Музыкант очень хотел, чтобы юная певица с ним спела, но обстоятельства сложились иначе. Годы спустя они пересеклись в Красноярске, а потом Георгий приехал в Тюмень уже как ее гость.
— Мы создали проект «Звезды российского джаза в Сибири», и я закрыла этот гештальт. Позже было несколько проектов с утонченным петербургским композитором и джазовым музыкантом Андреем Кондаковым. С ним я познакомилась благодаря дружбе и работе с Всеволодом Бессарабом. В начале 90-х я вернулась в Тюмень из Киева, пришла в ДК «Геолог» на мероприятие и познакомилась с Бессарабом. Пришла и сказала ему, что я хочу петь в его ансамбле, где играет джаз. «Вы не пожалеете!» — пообещала я ему. Всеволод Владимирович обожает вспоминать историю нашего знакомства на концертах. Прошло уже 30 лет, и за это время он действительно ни разу не пожалел. Мой коллега, соратник, наставник. Кстати, именно он в середине 90-х одним из первых поддержал идею создать в Тюмени первый джаз-клуб, — вспоминает Инга Лударева.
Всеволод Бессараб — заслуженный нефтегазостроитель, бизнесмен, шахматист и автор нескольких книг. Один из организаторов джазовой жизни в Тюмени. В 1995–2003 годах собирал еще несколько групп, в том числе организовал дуэт с вокалисткой Ингой Лударевой. В разное время играл с американским гитаристом Полом Боленбеком и многими российскими музыкантами — Даниилом Крамером, Андреем Кондаковым, «Ленинградским диксилендом», «Уральским диксилендом» и другими.
В октябре 2011 года Инга Лударева представляла Россию на международном джазовом фестивале «Мададжазкар» (Madajazzcar) в Антананариву. Традиционно там выступают лучшие артисты из Франции, США, Японии, ЮАР, Германии, Бразилии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Камеруна, Ганы, Португалии, Израиля, Кубы и островных государств Индийского океана. Впервые за всю историю проведения этого крупного фестиваля над ним подняли российский флаг.
— Прилетала туда по приглашению президента фестиваля, а мою поездку организовало российское посольство. Из-за большой занятости не всё там успела посмотреть: всё было строго по расписанию, да и общение с другими вокалистами было только по работе. До сих пор помню, как хорошо меня встретили на Мадагаскаре. Там любят джаз, играют его и хорошо в нем разбираются. Когда вернулась домой, мне прислали отзывы прессы о моем выступлении. Иностранные журналисты писали, что приезжала российская джаз-дива, ставя меня в один ряд с мегазвездами. Конечно, это было безумно приятно, — призналась нам артистка.
Менеджер, которая поет
Уже 10 лет Инга Лударева работает в Тюменском театрально-концертном объединении — занимается организационными вопросами в ДК «Нефтяник». Как менеджер работает с клиентами, которые привозят в наш город знаменитых артистов, общается со звездами, но и творчество не бросает: всё так же поет на сцене и готовит новые интересные проекты.
— Прошлый, 2023 год, стал для меня периодом, когда я взяла творческий перерыв: поняла, что мне это необходимо. Конечно, я хочу, чтобы Тюмень стала более джазовым городом. У нас прекрасный город, но выступают тут в основном приезжие артисты. А мы, которые тут живем? Публика должна знать и нас тоже. Не нужно куда-то уезжать, чтобы проявить себя и свой талант. Давайте будем поддерживать свои творческие ресурсы, давать зеленый свет всем, кто хорошо владеет своей профессией. Ведь это так важно выходить на сцену, быть узнаваемым, находить своего зрителя. Говоря об этом, я имею в виду даже более юных артистов. Мне же уже хочется в большей степени всё-таки быть в своем амплуа. Я прекрасно пою, и довольно давно. Поэтому не стесняюсь сказать об этом вслух, нужно чаще встречаться! — без тени сомнения говорит Инга Лударева, лучезарно улыбаясь.
Предлагаем вам прочитать и про других известных тюменцев из мира искусства (и не только):
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.