Как бы вы отреагировали на человека с дуршлагом на голове? С тем самым, которым вы пользуетесь на кухне. Такой вот головной убор вместо шапки, кепки или шляпы. А если вы узнаете, что это не мода, не эпатаж и не знак протеста? Некоторые люди считают дуршлаг атрибутом своей веры. Например, пастафариане. К ним относит себя и тюменец Владимир Ситников. Он не только носит символ своей религии в повседневной жизни, но и хотел сфотографироваться в нём на паспорт. Правда, МВД ему это не позволило. Из-за этого разногласия мужчина шесть лет не мог заменить паспорт. Он выпал из правового поля и не может пользоваться привычными услугами. Например медициной.
Пастафарианство — пародийная религия, основанная американским физиком Бобби Хендерсоном. Он опубликовал открытое письмо, в котором признался в вере в сверхъестественного создателя, похожего на макароны и тефтели, — летающего макаронного монстра. Он призвал изучать пастафарианство в школах вместе с другими религиями.
Зачем ему фотографироваться в дуршлаге? Почему он пытается этого добиться? Правда ли верит в летающего макаронного монстра или это шутка? Мы встретились с Владимиром и честно поговорили о пастафарианстве и положении его единоверцев в России. А еще посмотрели коллекцию головных уборов тюменца. Дуршлаг там не самое интересное!
«Дуршлаг — это символ веры»
Владимиру Ситникову 52 года. Пастафарианином он стал еще в 2011 году. Об этой религии узнал случайно — из СМИ. Но мужчина сразу понял и почувствовал, что это его вера.
— Я стал священником, когда формировалась Русская пастафарианская церковь и планировалось создание священного дуршлага. Я был одним из претендентов и прошел отбор. Считаю, что моя внешность должна всегда подчеркивать мою принадлежность к церкви. По моим личным убеждениям я не могу появляться без головного убора перед людьми. Дуршлаг — это символ веры. Это традиционный головной убор среди пастафариан России. Некоторые общины не признают такой головной убор. В Германии, например, они относятся к дуршлагу не так. Но в Австрии депутат Нико Альм фотографировался именно в дуршлаге на водительское удостоверение. Он два года добивался и добился того, чтобы ему выдали такой документ, — рассказал нашему журналисту Владимир Ситников.
Владимир объяснил нам, в чём суть пастафарианства. Люди верят, что у мира есть создатель, но он совсем не похож на человека. Причем последователи этой религии находят этому подтверждение в настоящей науке.
«Есть те, кто считает меня сумасшедшим. Другие поддерживают»
В физике есть теория струн. Элементы, из которых состоит мир, в этой научной теории очень похожи на макароны. Мир появился, когда не было никого, кроме создателя. Что могло быть строительным материалом? Мы считаем, что наш создатель — это невидимый летающий макаронный монстр. И вполне логично, что мир состоит из макарон, которые в физике просто называют струнами. В нашей религии нет храмов, нет денежных сборов. У нас нет задачи привлечь как можно больше людей. Если человек уверовал, то это совершенно бескорыстно и бесплатно. Мы можем вести наши монстрослужения в любом месте. Для этого наиболее подходят заведения, в которых могут подать пиво и макароны, — объяснил тюменец.
«Некоторые думают, что я неадекватен, и опасаются»
И хотя дуршлаг считается священным, пользоваться им по назначению не запрещено. Так же как и есть макароны. А носить на голове можно еще и шляпы-треуголки. Пастафариане считают, что первыми последователями их веры были пираты. Поэтому такая стилизация у них принята. Пиратская шляпа тоже религиозный головной убор, но она не является символом веры, в отличие от дуршлага.
— В будни я обычно ношу треуголку или бандану. Дуршлаг я надеваю по праздникам. Люди реагируют очень по-разному, в соответствии со своим культурным уровнем. Есть те, кто подходят и поднимают палец вверх: «Здорово, какая классная шляпа!» Есть люди, которые издалека специально громко шушукаются, чтобы я услышал: «О, пират! Джек Воробей!». Есть люди, которые говорят: «О, царь Петр». У них не ассоциируется треуголка с пиратством. Но большинство людей просто не обращает внимания. С дуршлагом так же, но более сдержанно. Мне кажется, некоторые думают, что я неадекватен, и опасаются. Но все люди, которые со мной знакомы, быстро перестают обращать внимание на мой внешний вид. Просто общаются со мной по-человечески, и всё. Родственники не все поняли меня. Есть те, кто считает меня сумасшедшим. Другие поддерживают, — поделился Владимир.
Владимир утверждает, что в пастафарианстве очень много молодежи. Это чаще представители интеллектуальных профессий, чем рабочих. Точное количество пастафариан в России ему неизвестно. С несколькими единоверцами из Тюмени он знаком, но ни в какую организацию они не объединились — не видят в этом смысла.
— У пастафариан много праздников. Это все праздники, связанные с макаронами, пивом, пиратами. Есть праздник, который так и называется — праздник. Есть Пастха, Раминьдан. Есть 32 мая — любимый день барона Мюнхгаузена. Самый главный праздник пастафариан — это пятница. Празднуют все, как хотят. У нас одна догма — мы не признаем никаких догм, — шутит мужчина.
«Не было еще такого прецедента»
Во всём этом есть не только веселье. Религиозные убеждения Владимира стали препятствием для получения паспорта. В 45 лет он не смог его заменить из-за желания сфотографироваться в символе веры — дуршлаге.
— Государство мне отказывает до сих пор. Я несколько попыток делал заменить паспорт, но получаю каждый раз отказ. И отказ этот, мягко говоря, необоснованный. Дело в том, что мои религиозные убеждения не позволяют мне предстать перед посторонними лицами без головного убора. Это предусмотрено регламентом, который регулирует правила о том, какая должна быть фотография на паспорт. Я имею право сфотографироваться в религиозном головном уборе, и эти фотографии должны принять. Как мне объяснили, так скажем, неофициально, представители МВД, каждый боится ответственности за принятие такого решения. Не было еще такого прецедента. Быть первым, кто позволит, им страшно. Они говорят: «Если кто-то примет решение, мы его исполним. Но сами принять его не можем, боимся», — говорил нам Ситников во время интервью.
Жить с просроченным паспортом Владимиру сложно. Он не может пользоваться бесплатной медициной, услугами банков, официально устроиться на работу, жениться.
— Самый больной вопрос — это медицина. В моем возрасте уже довольно часто требуется медицинская помощь, консультация специалистов, диагностика. Я лишен этой возможности, к сожалению. Я не имею возможности зарабатывать на оплату частных клиник. Но и не доверяю себе, чтобы заниматься самолечением. Человеку без паспорта жить достаточно сложно. Я не единственный человек в России, кто борется за это право. Но одному пастафарианину все-таки выдали такой паспорт 1 декабря 2022 года. Как раз в тот день, когда у меня был суд и мне отказали. Я общался с ним. Совершенно случайно оказалось, что там, куда он обратился, адекватные сотрудники. Они не стали препятствовать и выдали ему такой паспорт, — возмущен Владимир Ситников.
Пастафариане порой даже выходят на одиночные пикеты, чтобы поддержать друг друга. Единоверцы Владимира однажды устроили митинг с плакатами: «Дайте Владимиру паспорт!» Он делал то же самое для других борющихся за паспорта и другие права. И даже получал за это по 10 суток.
Вскоре после интервью мужчина уехал из России. Он встретил свою любовь, женился и даже получил вид на жительство в Черногории. Как он выехал из страны с просроченным паспортом — остается загадкой. В суде редакции 72.RU сообщили, что Владимир подавал апелляцию, но решение об отказе оставили в силе. Сам мужчина не захотел поделиться своей историей. Про паспорт также тактично умолчал. Причиной его миграции, судя по соцсетям, стало несогласие с текущей политикой.
— Полагаю, мне будет о чём поговорить где-нибудь через год, — кратко и загадочно ответил Владимир.
Как вы считаете: мужчине можно было позволить сфотографироваться в дуршлаге?
Мы рассказывали другую историю, где тюменец не мог получить паспорт. Дмитрий Хлимаков 26 лет добивался выдачи документа. Мужчина больше десятка лет пытался доказать государству, что существует. Он не получил документ подростком, но попал в армию, а после — в тюрьму. Всю жизнь он не мог официально устроиться на работу и даже записать на себя родного сына. И только несколько лет назад ему удалось добиться того, чтобы ему выдали паспорт. Мечта мужчины исполнилась сразу после Нового года.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.