Ольга подписала контракт в тюменском комиссариате 5 июля 2023 года. На гражданке она работала в государственной больнице, в отделении анестезиологии и реаниматологии. Ее стаж — 30 лет. Женщина хотела отправиться в зону проведения спецоперации, чтобы помогать раненым бойцам. В результате пять месяцев она находится в Белгородской области, живет в казарме для солдат срочной службы. По ее словам, женщин на СВО намеренно не берут.
«Это не женская работа. Вы должны здесь, в миру быть»
О том, что на спецоперацию требуются медицинские сотрудники, Ольга узнала из Telegram. Командир воинской части выслал женщине отношение (документ, который выдает командир воинской части. В нем он ходатайствует о принятии гражданина на военную службу по контракту в эту воинскую часть. — Прим. ред.). С документом она пошла в комиссариат.
— В результате подписала контракт и уехала в часть в Белгородской области. Оказалось, что эта часть находится в теробороне и в зону СВО девочек-медиков не пускают. Не хотят нас видеть там. Так и объясняют: «Это не женская работа. Вы должны здесь, в миру (имеет в виду на территории, где не идут боевые действия. — Прим. ред.) быть». Думают, что мы здесь какие-то кисейные барышни. Хотя это изначально можно было объяснить, — рассказала 72.RU Ольга.
По ее словам, с аналогичной ситуацией столкнулись около двадцати женщин. Они тоже подписали контракт в разных городах России с целью отправиться на спецоперацию.
— У нас есть командир роты, мы его озадачиваем. Он говорит: «Вам там нечего делать, сидите здесь». В нашей роте 30 человек, из них 20 женщин. Они тоже подписали контракт, чтобы уйти за ленточку в госпиталь. Все из разных городов: Нижний Новгород, Питер, Москва, Воронеж. Знаю, что на Украине в госпиталях работают мужчины без медицинского образования, просто с курсами санинструктора, — говорит женщина.
Ольга рассказывает, что в казарме работы для медиков нет. Женщина гуляет по городу и читает книги.
— Зарплата меньше, чем на гражданке. Но там бы я жила в комфорте, с домом. В моих планах добиться того, чтобы уйти за ленточку в госпиталь. Командир роты всё еще обещает помочь. Если не получится, была мысль после окончания контракта рассказать женщинам, чтобы они не ехали и никогда не подписывали контракт. Я о своем решении уже пожалела, но разорвать контракт не могу в любом случае, — добавила тюменка.
Что делать в таких ситуациях?
Мы спросили в военной коллегии адвокатов, что делать в сложившейся ситуации.
— Министерство обороны всегда определяет свой количественный ресурс исходя из потребности, которая существует на данный момент. Если ее военная учетная специальность позволяет проходить службу на территории СВО и в этом есть необходимость у Министерства обороны, то ее туда направят. Если сейчас она не получает те денежные средства и ту должность, которую она хотела бы получать, то тому так и быть. Потому как определять, куда направить военнослужащего, — прерогатива Министерства обороны. Если она всё же желает перевестись в соответствующую боевую часть, ей необходимо узнать у командования, какие именно подразделения участвуют в боях. Потом взять в части документ, который подтверждает принятие ее на службу. Далее обратиться с рапортом о переводе в часть, которая участвует в СВО, — рассказывал 72.RU Павел Малютин, адвокат.
С тюменкой Ириной произошла аналогичная история. Женщина подписала контракт 27 июля 2023 года и уехала на территорию Украины в качестве медицинского работника. Она хотела помогать солдатам, в спецоперации у нее участвуют брат и муж. В результате в зоне боевых действий Ирина проработала чуть больше недели. 8 сентября врачи сообщили: женщина больна ВИЧ. Тогда она поехала в Россию, чтобы сдать повторный анализ. После отрицательного результата Ирина захотела вернуться. Но сделать это на протяжении трех месяцев у нее не получается.
Тем временем военкомат Тюменской области продолжает вербовать женщин на СВО. Всего почти за два года боевых действий контракт с Минобороны подписали как минимум шесть тюменок, рассказал военный комиссар Тюменской области Сергей Чирков. Он также объяснил, кому из женщин-добровольцев отдается приоритет.