Не только криминалом и большой экономической нестабильностью запомнились тюменцам лихие 90-е. После распада Союза люди стали раскрепощеннее: это доказывает огромное количество откровенной рекламы в местных газетах тех лет. Начали открываться магазины 18+, а предприимчивые турагенты тут же состряпали интим-туры за рубеж. Тогда же в наш город пришла новая коварная болезнь.
Впервые в нашем регионе ВИЧ выявили в 1993 году. Перенесемся на 30 лет назад, когда приключения этого самого Игорька обернулись завозом поражающего иммунитет вируса.
Одесский вояж любвеобильного тюменца
В июле 1993 года в Тюмень поступил запрос из Одессы. Причина банальна: наш 24-летний земляк Игорь попытался овладеть молодой одесситкой, но ничего не вышло. Она вовремя позвала соседей, а он оказался на больничной койке с переломами и черепно-мозговой травмой. Пока медики его лечили, доблестные сотрудники милиции стали устанавливать его личность. Так и узнали: это тюменский гость, который за два месяца пребывания в Одессе успел переспать не с одной красавицей этого города.
— Первые же анализы на ВИЧ-инфекцию дали положительные результаты. Для окончательного ответа кровь больного направили в Москву. Однако, не дожидаясь подтверждения анализов, врачи побыстрее выписывают больного, а сотрудники милиции сажают клиента на поезд, и... территория очищена! — писала постсоветский корреспондент «Тюменских ведомостей» Александра Кудрявцева.
ВИЧ — это вирус, поражающий иммунную систему. Долгое время человек с ВИЧ-инфекцией может чувствовать себя хорошо, а затем столкнуться с так называемыми оппортунистическими заболеваниями (туберкулез, пневмоцистная пневмония, онкологические заболевания и так далее), болезнь переходит в стадию СПИДа (синдром приобретенного иммунодефицита человека), и человек может умереть. Если у человека своевременно выявили ВИЧ, он встал на учет и регулярно принимает антиретровирусную терапию, то стадия СПИДа у него не наступает и он будет жить столько же, сколько ему отмерено при рождении.
О том, что он может быть переносчиком опасной инфекции, одесские доктора Игоря, впрочем, предупредили (но только на словах). Но несмотря на это, по пути домой, в Тюмень, он находил себе новых подруг на одну ночь. Позже выяснилось, именно он заразил в том числе молодую обворожительную жительницу Орла.
Бухгалтер из Зареки и школьница в синих джинсах: тюменские партнерши Игорька
Через год после одесского путешествия из 16 тюменских половых партнерш Игоря установили только 12. Местные барышни в возрасте от 16 до 30 лет оказались сговорчивее строптивой одесситки и соглашались на интим с ним добровольно. Каждую из них поставили на диспансерный учет: врачи начали пристально следить за изменениями их иммунной системы.
— Установили, что каждая из партнерш Игоря за полгода имела от одного до шести контактов. Они — от пяти до пятнадцати. От такой прогрессии даже невозмутимым докторам становится не по себе. Но виновник стольких бед далек от раскаяния. Да и чего ожидать от человека, у которого нет ни работы, ни постоянного места жительства. К тому же, как заметили врачи, он со странностями: значительно завышает собственные возможности. Называет себя спортсменом и лингвистом, владеющим 11 языками (проверили — вовсе нет). И хвалится высочайшей потенцией, — писала всё та же Кудрявцева.
Розыск четырех неустановленных партнерш Игорька продолжался. Одна из них — темноволосая Эля, которая познакомилась с ним в автобусе № 1. Еще — светловолосая бухгалтер из Заречного микрорайона, которую он встретил в баре «Ника».
Также в его списке оказалась десятиклассница в синих джинсах: встретившись с ней у качелей в городском саду, Игорь подарил ей фото Цоя. Четвертая — темноволосая женщина, убегавшая от кого-то ночью из общежития на Щорса, 1. Кстати, именно в этот дом больной СПИДом приводил почти всех своих подруг. О дальнейшей судьбе этого Игоря, увы, ничего не известно.
Пророчество врача и нынешние реалии
— Самая большая опасность, если инфекция перейдет на медицинский путь передачи — через кровь, шприцы, иглы, стоматологические и гинекологические инструменты. Тогда ситуация выйдет из-под контроля, — прогнозировал главный врач Центра борьбы со СПИДом Александр Попков.
Отчасти так и получилось. С 2018 года, когда средний возраст пациента был 25–39 лет, он довольно изменился. Связано это с тем, что основное число пациентов — люди, заразившиеся еще в 90-х. Повзрослели они — и социальный портрет стал другим.
— В 90-е и нулевые основными заболевшими ВИЧ была молодежь: подростки и люди до 20 лет. Сейчас мы понимаем, что часть этих людей, заразившихся в том числе и половым путем, выросла. И это поколение — основной костяк трудового ВИЧ-инфицированного населения. Потому что мы видим, что основная масса заболевших — люди в возрасте 30–49 лет, — рассказал Владимир Романов, главный врач тюменского Центра профилактики и борьбы с ВИЧ.
Другие рассказы про наш город в прошлые десятилетия найдете в нашей рубрике «История Тюмени». Например:
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.