Отправляемся на новую прогулку по деревням Тюменского района в рубрике «Я здесь живу». Сегодня мы покажем вам старинное татарское поселение Чикчу. Датой его основания считается 1483 год — это 540 лет! Здесь по-прежнему живет очень много татар, которые трепетно хранят свою культуру. Рассказываем о современной жизни Чикчи, трогательном музее и человеке-оркестре, который сам изготавливает народные инструменты и играет на них.
Полвека жизни
Раньше населенный пункт назывался Чикчинские, или Шикчинские, Юрты. Чикча — это искаженное татарское слово «шейхча». Так называли себя первые проповедники ислама, пришедшие из Средней Азии в Зауралье. До XX века в Чикче жили только сибирские татары. В 1912 году население было 325 человек. В селе была всего одна улица! Ее восточный конец называли Бегитино, а западный — Кукрантай (или Кукрынды). В центре поселения находилась мечеть, при ней с 1916 года открылась школа. Население занималось скотоводством, рыбной ловлей, охотой, гончарным делом и шитьем меховых изделий.
В 1921 году сюда начали селиться и казанские татары. В 1924 году Чикчинские Юрты получили статус села, а в 30-е название сократилось до Чикчи. В 1926 году создали мелиоративное товарищество для улучшения местных земель, а в 1931-м — колхоз. Люди стали заниматься земледелием и овощеводством. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушло 200 жителей села, вернулось лишь 89.
Работа на селе
До 90-х село развивалось. Построили школу, дом культуры, детский сад, молочный комплекс, овощехранилище и многое другое. Люди трудились в совхозе «Туринский». После череды преобразований в 2005 году он обанкротился. Без работы остались полтысячи человек. Теперь большая часть местных жителей ездит на работу в Тюмень или предприятия на Старом Тобольском тракте.
— Я приехала сюда почти 50 лет назад из Муллашей, вышла замуж. Познакомились с мужем на дискотеке. Сначала в Чикче жили, а потом на 10 лет уехали в Тюмень — тут дорог не было. В 1989 году вернулись, построили дом. Я пошла работать в совхоз — капусту рубить. Когда молодые были, животных держали, сейчас уже тяжело. Вырастили троих детей. У нас уже пять внуков! Правда, они все в Тюмени и Каскаре. Скучаем по ним. Детей на нашей улице мало — все дома в телефонах сидят. А раньше везде бегали, вся улица в ребятишках была, — рассказала пенсионерка Фархинур.
Есть еще два места, где могут работать местные: страусиная ферма «Тюменский страус» и экопарк «Удача». Там наверняка побывали многие тюменцы. Остальные рабочие места заключены в привычных госорганизациях: администрация, детский сад, сельский клуб, отдел полиции и школа. Чикча является центром Чикчинского МО, в которое входят еще Есаулова, Якуши, Криводанова и Пышма.
Школ, кстати, на всё муниципальное образование всего две: в Малькове и в Чикче. Там учатся дети из всех ближайших сёл. Причем выбор школы часто происходит не по принципу «что поближе».
— В школе Чикчи с первого класса преподают татарский язык. Все ученики посещают этот предмет. Из-за этого многие русские своих детей возят в Мальково. Но таких мало, если задуматься. Всё равно село преимущественно татарское. Хотя в последние годы оно стало более многонациональным. Я раньше жила в Янтыке, там живут только татары. Здесь же народу побольше, — поделилась с нами Чулпан.
Национальный колорит
Многие сёла похожи друг на друга. Но в некоторых чувствуется больше самобытности. Например, жители Чикчи довольно ответственно относятся к своей истории. Почти каждый человек, с которым мы разговаривали, мог подробно рассказать о поселке. Часть людей была способна с ходу провести экскурсию с историческим погружением. Но было одно место, которое нас впечатлило еще сильнее. В сельском клубе есть небольшая комнатка, закрытая под ключ. Сначала даже не подозреваешь, какое сокровище хранится внутри. А это музей, собранный неравнодушными жителями села.
— В 2000 году Хамдия Кызылбаева начала собирать музей. Всё своими силами. Местные жители приносили вещи своих предков из дома. У кого что было. Так и появилась эта чудесная выставка. Сейчас музейного работника у нас нет, но зайти всё посмотреть можно, — объяснила сотрудница сельского клуба Альсина.
Сельский клуб интересный сам по себе. В оформлении помещений использовано множество национальных элементов: орнаменты, позолота и любимые татарами красный и зеленый цвета.
А еще мы познакомились с невероятным человеком. Его зовут Гаяз Габдуллин. Он руководит ансамблем «Шытыр — Шатыр». Это коллектив исполняет татарскую народную музыку. За всю свою жизнь мужчина обучил тысячи детей. Многие из них стали лауреатами всероссийских конкурсов! Но отдельное восхищение вызывает то, что он сам изготавливает музыкальные инструменты. Это и смычковые, и струнные, и духовые, и ударные! Их названия вы вряд ли знаете: кыл кубыз, домбыра, зур шыбыжгы, кыска шыбыжгы, сыбызгы курай...
— Некоторые инструменты я воссоздавал по рассказам и описаниям. Материал часто беру после разбора старых домов. Подходят и дверные косяки, и окна. Но цельный кусок дерева, конечно, всегда лучше. Например, сосны или ели. В некоторых инструментах используются конские волосы, козья шкура и даже лошадиные копыта. Музыкой я увлекаюсь с детства. Сам делаю инструменты и играю. Считаю важным сохранить нашу культуру, — рассуждает Гаяз.
Гуляем по улочкам
В Чикче нет многоэтажек, все живут в частных домах. Население — более тысячи человек. В продаже сейчас больше 150 домов. Тюменцам и северянам это село приглянулось так же, как и все остальные. За последние 10 лет Чикча и соседнее Есаулово так разрослись, что в итоге подошли к границам друг друга. Свободные участки активно застраивают. Примечательно то, что «дворцов» в этих краях не возводят. Встречаются большие коттеджи, но в глаза они не бросаются. Деревянных избушек тоже не так много. Все дома какие-то средние. Ни старые, ни новые. Ни большие, ни маленькие.
Чикча — очень колоритное село. Мы встретили здесь много людей, которые гордятся своими корнями. Их искренняя любовь к своей культуре и к своему дому умиляет. Это видно не только по музеям и библиотекам. В селе очень чисто, на каждой улочке что-то улучшают: подкрашивают забор, закладывают яму на дороге, убирают мусор, стригут траву, ремонтируют светофор. Именно такая ежедневная забота и показывает реальное отношение жителей. Понятно, почему тюменцы хотят покупать здесь коттеджи. Главное, чтобы они прониклись настроением местных и не испортили этот маленький мир.
В каких еще деревнях мы были?
Мальково. Здесь есть деревянный храм XIX века, высокие берега Туры и уютные улочки;
Кулига и Каменка. Показали холмистые улочки, покосившиеся домики, модные коттеджи, завораживающие храмы, прекрасную природу и хозяйство;
Нариманова. В этой красивой деревеньке выращивают овощи, которые вы потом покупаете в магазине для салата;
Андреевский. Раньше там была маленькая рыбацкая деревня, а сегодня это место жительства богачей с выходом к озеру;
Ембаево. Здесь три старинные мечети, вкусная местная выпечка, красивейшее озеро и добрые жители;
Муллаши. Это маленькая деревня около Голубых озер. По улочкам гуляют барашки и добрые бабушки, а молодежь спешит купаться на местную речку;
Исеткое. Раньше в это место съезжались старообрядцы. Сегодня это уютное село, окруженное красивыми озерами.
Наши новости можно читать и в канале Viber! Чтобы присоединиться, нажмите сюда. Удобнее следить за событиями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.