Город

Неволя. Как работал тюменский реабилитационный центр, сотрудников которого обвинили в похищении людей

Троих мужчин признали виновными в похищении и удержании людей в неволе

Суд признал виновными троих сотрудников центра

В Тюмени шесть лет строго режима получили трое сотрудников реабилитационного центра «Свобода» из Нижнетавдинского района. Их признали виновными в том, что похищали и насильно удерживали пациентов, чтобы зарабатывать на их лечении. Сами же подсудимые уверяют, что не занимались похищением людей, а помогали страдающим от наркотической и алкогольной зависимости.

На скамье подсудимых оказались три человека: Дамир Кожабаев, Николай Тришкин, Борис Эккер. Был и еще четвертый фигурант, но он умер во время следствия. Кожабаева и Тришкина обвиняют в похищении людей в составе группы лиц по предварительному сговору. Эккер проходит тоже по этим статьям, но дополнительно ему грозило наказание еще и за незаконное лишение свободы человека. Молодые люди были задержаны в 2021 году и с тех пор находились в СИЗО.

В чем обвиняли сотрудников центра «Свобода»

Со слова прокурора, молодые люди работали в реабилитационном центре «Свобода», в который попадали люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Там с помощью методики «12 шагов» им обещали помочь излечиться. Как оказалось, не все были согласны с методиками лечения.

Одним из пациентов центра стал сын владелицы дома, в котором находился центр. Женщина попросила сотрудников, чтобы они положили сына в центр «в связи с тем, что он запустил себя». Позже следователям мужчина заявит, что его насильно удерживали и не выпускали на свободу.

Вторым потерпевшим стал житель Тюмени, которого решила отправить в центр супруга за то, что он страдал от алкоголизма. Произошедшая с ним ситуация от разных сторон звучит по-разному. Прокурор настаивала на том, что сотрудники центра «Свобода» в октябре 2020 года приехали к нему под видом покупателей велосипеда. Потом якобы силой затолкали его в машину.

— Мужчины взяли его под руки, он сопротивлялся, не хотел никуда ехать. Вывели его на улицу, где он продолжал сопротивляться, кричал, чтобы вызвали полицию. Его ударили в живот, из-за чего он испытал боль. Он не хотел никуда ехать, схватился за забор, — рассказала прокурор показания второго потерпевшего.

Посадить мужчину в машину всё же удалось. Ему рассказали, что везут в реабилитационный центр лечиться от алкозависимости. По словам прокурора, мужчина отказывался лечиться и никуда ехать не хотел, но из машины его не выпускали.

Что говорят сотрудники

Также прокурор озвучила историю двух реабилитантов, которые 11 октября 2020 года сбежали из центра. Они поймали такси и поехали в город. По пути машина остановилась у АЗС. Тут их и нашли сотрудники центра. Одного из сбежавших удалось уговорить и посадить в автомобиль, а второй, по словам, гособвинителя, убежал. Обвиняемый Кожабаев отрицает, что пытался вернуть реабилитанта насильно. Он ссылается на записи с камер видеонаблюдения, где видно, что он разговаривал с беглецом, уговаривал его вернуться, но когда тот отказался, его отпустили, махнув в след рукой.

Подсудимый Дамир Кожабаев уверял, что первые показания, данные следователям, он не читал из-за давления сотрудников полиции, поэтому подписал то, что ему дали.

— Следователь сказал мне — расписывайся и всё будет нормально! Не посадят, потому что статья предусматривает другой вид наказания. Следователь меня обманул! В данный момент следователь Шадрин осужден за то, что в алкогольном опьянении сбил насмерть двух человек. Этот человек сам преступник! — сказал Кожабаев, но судья его остановил с требованием не переходить на личности.

Речь идет о Павле Шадрине, который в ноябре 2021 года сел пьяным за руль и сбил двух дорожных рабочих. Ему приговор вынесли на следующий день, 2 февраля, после судебных прений по реабилитационному центру.

Кожабаев признавался, что сам тоже страдал алкогольной зависимостью, и тоже благодаря центру смог побороть свою зависимость. Потом он начал работать в центре. Если требовалось, то привозил пациентов. Мужчина отрицает, что применял насилие к потерпевшим, тем более в группе лиц из-за корыстных побуждений, так как заработка от этого не имел.

— Показания потерпевшего — это воспоминания пьяного человека. Отрезвев, он вдруг в полном объеме вспомнил. Скорее всего, я считаю, он просто не читал своих показаний, которые ему дал на подпись следователь, и также расписался, как и я, — сказал на заседании Кожабаев.

Также Кожабаева обвиняли в том, что при обыске в центре у него нашли оружие и боеприпасы.

Тем не менее Кожабаев согласен с обвинением в незаконном лишении свободы, но отрицает, что это делалось группой лиц с корыстным побуждениями. Такую же позицию занимает адвокат Эккера, который тоже заявляет, что никого его подзащитный не похищал.

Что происходило в центре

Прокурор заявляла, что в реабилитационном центре существовала система наказаний для провинившихся. Например, тот, кто обманывал, ходил с табличкой «я — врунишка», а за курение заставляли ходить с деревянным бруском. Тех, кто хотел уехать домой, заставляли везде носить с собой чемодан. В качестве наказания пациентов заставляли переписывать один и тот же текст. Потерпевшие заявили, что их били и унижали, нахождение в центре «Свобода» им не понравилось и то, что они жили в ужасных условиях.

Сторона защиты на это заявила, что через центр прошло более 100 человек и никто не высказывался негативно. Одним из пациентов центра был обвиняемый Тришкин. Он долгие годы пытался побороть зависимость. Во время последнего слова он подчеркнул, что благодаря центру он смог вернуться к нормальной жизни.

— Никакого корыстного умысла у меня не было. Я помогал людям, которые попали под зависимость так же, как и мне помогли однажды. Я помнил, как плакали мои родители, когда я был наркозависим. Теперь у меня семья и работа, не пью и не употребляю наркотики. Из-за этого дела я не вижу, как моя долгожданная дочь учится ходить. Всё это прошло мимо меня, — заявил в последнем слове Тришкин.

Адвокат Тришкина Максим Еремеев в суде заявил, что его подзащитный не участвовал в эпизодах, за которые его судят, не участвовал в доставке пациентов в центр. Еремеев настаивал на том, что никакой большой прибыли центр не приносил. Все деньги уходили на содержание реабилитантов. По мнению Еремеева, уголовное дело появилось для отчета о показателях раскрываемости.

— Более пяти месяцев нахождения на свободе потерпевший не счел целесообразным обращаться в правоохранительные органы. Почему не обращался? Ответ простой — не было состава преступления! Потерпевший, как и любой адекватный человек, мог в любой момент обратиться в правоохранительные органы, но не делал этого, — сказал адвокат.

Для чего работал центр

Сторона обвинения считает, что неофициальный центр существовал только ради прибыли. Всё работало ради получения денег от родственников зависимых, которые хотели помочь своим родным. А для получения прибыли подсудимые насильно доставляли пациентов в центр.

— Медпомощь не оказывалась. Людей удерживали в ужасных условиях, когда они были против. Сотрудники центра действовали на свой страх и риск, так как мог кто-то умереть. Любой бизнес — это увеличение прибыли при минимизации затрат, отсюда и были такие условия жизни у пациентов. Цель заработать и привела к преступлению, — заявила прокурор.

Другого мнения был адвокат Тришкина Максим Еремеев.

— Реабилитационные центры, подобные нашему, есть по всей территории России. Лица, оказавшиеся в сложной ситуации, почему-то не обращаются за помощью к государству. Причина нам все понятна — государство, увы, никакой реальной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, не оказывает. О чем заявили все, кто проходил реабилитацию в центре «Свобода». В результате они навсегда бросили употреблять наркотики и алкоголь, — заявил Еремеев.

Адвокаты Кожабаева и Эккерта просили изменить статью, по которой судят, на более мягкую — только за незаконное лишение свободы, так как настаивают, что подсудимые не похищали людей.

Приговор

В итоге судья полностью встал на сторону обвинения. Дамир Кожабаев, Николай Тришкин, Борис Эккер осуждены на шесть лет лишения свободы строгого режима.

— В зависимости от роли и степени участия они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору), ч. 3 ст. 30, пп. «а», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ и пп. «а», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ (покушение на похищение и похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов), — говорится в решении суда.

Решение суда прокомментировал адвокат Максима Еремеев.

— Приговор считаем несправедливым, необоснованным. Открытым остается вопрос — какую альтернативу государство предлагает семьям людей, чьи близкие люди оказались в сложной жизненной ситуации. Прокурор предложила этим людям обращаться с исковым заявлением в суд, а учитывая, как исковые заявления принимаются и по надуманным предлогам возвращаются, то решение о том, что требуется какие-то лечение человеку, приходится ждать по 6–8 месяцев. Человек, употребляющий наркотики и алкоголь, обычно считает, что с ним всё нормально, — заявил Еремеев.

Приговор в силу не вступил.

Работали в похожих центрах реабилитации или были пациентом? Расскажите свое мнение о них редакции
Звоните круглосуточно8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем