В Тюмени первого декабря открыли первую пешеходную улицу — Дзержинского. Многие уже успели там побывать — кто на ярмарке, кто просто решил прогуляться всей семьей. Споры о том, нужна она или нет, о плюсах и минусах всё еще не утихают. Наш журналист Павел Красоткин, например, заприметил несколько недостатков у пешеходки.
В комментариях много тюменцев оставили свои мнения об обновленной улице. В этом тексте их аргументы за и против новой улицы — и несколько предложений, которые, возможно, и воплотятся в жизнь.
Позитивные мнения
Тюменцы обрадовались новой улице. Некоторые считают ее маленьким Арбатом, который находится в Москве.
— Очередной бред вечно недовольного. Сделано отлично. Хочется погулять подольше — спустись на набережную. Юношеский максимализм в претензиях. Приведут все домики в порядок, будут боковые ответвления во дворы и музеи. Не надо путать улицу для прогулок с улицей для торговых центров. Да и кафе с магазинами в округе полно. Что касается «бедных жителей», которые якобы жили в тихом углу, — они живут в самом центре города-миллионника. Сейчас их квартиры взлетели в цене, так как будет огромный спрос на съем посуточно. Можно продать, переехать в глушь и на оставшиеся деньги жить припеваючи, — поделился мнением Антон Куклин.
— Здорово, что у нас в Тюмени появился свой маленький Арбат. Очень впечатлило, атмосфера уютная, семейная. Спасибо всем, кто над этим работал. Наш город — самый лучший. Люди, у которых есть гармония, оценят! — пишет Надежда Ильинична.
Но один из тюменцев не согласился с тем, что улица похожа на Арбат, но порадовался сохранению исторических зданий.
— Пешеходная улица в Тюмени — это, конечно, не Арбат, и никогда им не станет. Одна радость, что на этой улице осталось хоть немного интересных по архитектуре домов. К счастью, их не сожгли, не развалили бульдозером, не продали землю под ними, — считает «Гость».
— Те, кто там живет, ходит и бывает часто, отметят отличные перемены. Не всё же парки и площади по спальным районам строить. Улица была мертвая, очень редко приходилось встречать там транспорт. Это центр. Он маленький и узкий. Проспекты тут не планировались, всё — в паутине дорог для пешеходов и транспорта. Эта улица просто дала новую жизнь забытым резным домишкам. И разбавила пешие маршруты по центу Тюмени. Сквер Крапивина и Дзержинского отлично украшают город. Спасибо за эти изменения, — считает «гоость».
— Я думаю, что это лучше, чем ничего. Я когда-то работала здесь: тут были разбитые тротуары, лужи, машины, через каждые 2 дома — перекресток. А сейчас очень приятно прогуляться. Набережную тоже сколько лет хаяли, а как гости к кому приезжают, так туда ведут. Здесь тоже только начало, доработают еще, да и бизнес подстроится. Хорошо, что такие места появляются, ну и пусть 500 метров, можно в обеденный перерыв погулять или встречу на качели назначить, — пишет тюменка.
Негативные мнения
Не все тюменцы оценили новую улицу позитивно.
— Были ожидания. Завышенные. Конечно, с пешеходной улицей лучше, чем без нее. Но опять есть ощущение, что у тюменских дизайнеров плохо с воображением. На этой улице практически нет ничего, ради чего сюда захотелось бы возвращаться. Фасады старых домов, многие из которых не отреставрированы? Дешевенькие гирлянды, натянутые между столбами? Пара неплохих беседок, но это не то, ради чего люди возвращаются. Куча одинаковых елок (а какова альтернатива летом?). Кафе заприметили только одно (мобильные в расчет не беру). Для детей видела только подсвеченные качели. Это реально хорошо, но мало. Возможно, это еще будут достраивать и облагораживать, но вернуться туда нет никакого желания, — написала ju1ietta.
— Это не «пешеходная улица», а просто тротуар расширили. Гулять нужно в парке, а на пешеходной улице должны быть точки притяжения — магазины, бутики, кафе, рестораны. Этого ничего нет и не появится — нет пространства и некуда воткнуть. Пшик, — пишет еще один читатель.
А есть среди читателей и автомобилисты. Они считают, что главный недостаток — перекрытие двух улиц, из-за чего возникают пробки.
— По Челюскинцев теперь замаешься ехать. Улица от моста забита, а раньше она всегда была свободна. От моста до Республики — ни одного съезда, кроме поворота направо возле самой Республики. Жилой сектор в районе этой пешеходной улочки очень маленький. Кому гулять-то по ней? Если специально ехать из другого района, то где припарковаться? Очень много вопросов. Минусов, похоже, гораздо больше, — считает «Гость».
— Это плохая идея. Раньше были сквозные проезды по улицам Хохрякова и Володарского, теперь их нет, зато в 18–19 часов появились адские пробки на Республике и Челюскинцев, — пишет Ольга.
А может, дельные предложения?
Есть и люди, которые предложили позитивные идеи по развитию улицы. Тюменцы помнят историю заведений, которые были на Дзержинского, и предлагают привлекать на пешеходку людей творческих профессий.
— Как коренная тюменка очень прошу, чтобы маленький хозяйственный магазинчик, всеми нами любимый, восстановили и открыли именно как хозтовары. И детское кафе «Золотой ключик», пусть оно заново откроется, но уже не совковое, а с большой верандой и столиками, — предлагает тюменка.
— Надо, как в Москве и в Питере, сделать. Посадить туда уличных художников, музыкантов, поэтов, антикваров. Поначалу можно им даже приплачивать, чтобы привыкли там находиться. Потом, когда горожане узнают, что там весело и хорошо, художники, поэты, музыканты и антиквары сами будут бороться за место на улице Дзержинского, — считает Роман.
А что вообще за пешеходная улица?
Впервые информация о превращении улицы Дзержинского в пешеходный бульвар появилась несколько лет назад, когда из бюджета выделили 3 миллиона на разработку амбициозного проекта. Власти хотели, чтобы на пешеходной зоне появились концертные площадки, молодежные секторы. Фасады домов должны быть вписаны в единый визуальный стиль, а сама зона — соединена с набережной.
Позже, в 2020 году, для квартала в границах улиц Дзержинского — Осипенко — Челюскинцев — Республики разработали мастер-план. Он включает в себя программу развития территории и соответствующую ей архитектурно-градостроительную концепцию.
В марте этого года в Тюмени определили подрядчика, который сделает улицу Дзержинского пешеходной. В тендере участвовали две компании — победителем стало ООО «Региональные строительные технологии»: компания пообещала выполнить весь объем работ за 510 миллионов рублей. Это самый крупный государственный контракт у организации за всё время существования.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.